Другое Педагогика/Психология Педагогика

Другое на тему Развитие читательской самостоятельности младших школьников при работе с крупно объёмными произведениями

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретические
основы развития читательской самостоятельности младших школьников. 5

1.1. Понятие
читательской самостоятельности и ее структура. 5

1.2.
Возрастные особенности развития читательской самостоятельности у младших
школьников. 11

1.3. Методы развития
читательской самостоятельности младших школьников при работе с крупнообъемными
произведениями. 18

Глава 2.
Методические аспекты развития читательской самостоятельности младших школьников
при работе с крупнообъёмными произведениями. 26

2.1. Анализ
педагогического опыта по развитию читательской самостоятельности младших
школьников. 26

2.2. Методика
изучения крупнообъемных произведений в  начальной
 школе  36

2.3. Анализ учебных
программ по литературному чтению с точки зрения развития читательской
самостоятельности. 52

Заключение. 66

Библиографический
список. 70

  

Введение:

 

Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС
НОО) большое внимание уделяет развитию такого фундаментального качества, как
читательская самостоятельность. Особенно актуальной в современном мире
становится проблема формирования читательской самостоятельности у учащихся
младших классов, потому что непосредственно развитость навыков самостоятельной
работы с книгой является одним из ключевых требований для формирования и
дальнейшего совершенствования читательских умений у учащихся начальной школы, становления
интеллектуальных, духовных и нравственных качеств личности.

Примерная
основная образовательная программа начального общего образования указывает на
то, что «… выпускники начальной школы должны понять значимость чтения для личного
последующего развития и для успешного образования по иным дисциплинам. У них
будет формироваться необходимость в систематическом чтении; младшие школьники
полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать
собственную позицию в жизни».

Проблема
формирования читательской самостоятельности учеников тревожила таких ученых,
как Р.Н. Бунеев, О.В. Джежелей, Л.Ф. Климанова, Н.Н. Светловская, К.Д.
Ушинский. В современной психолого-педагогической и методической литературе
вопросы обучения чтению затрагиваются в работах таких ученых, как М.П. Воюшина,
Г.Г. Граник, А.А. Гречихин, Н.А. Ипполитова, В.А. Кудряшова, О.В. Сосновская,
Г.А. Цукерман.

Основной
задачей уроков литературного чтения является воспитание детей как активных
читателей через развитие читательской самостоятельности у них. И именно эта
задача не в полной мере осуществляется, и на подготовительном этапе и на этапе
реализации.

Цель
исследования: изучить теоретический и практический опыт по развитию
читательской самостоятельности, выполнить экспериментальную работу,
направленную на развитие читательской самостоятельности у младших школьников
при работе с крупнообъёмными произведениями.

Объект
исследования: процесс развития читательской самостоятельности у младших
школьников.

Предмет
исследования: методические аспекты развития читательской самостоятельности у
младших школьников при работе с крупнообъёмными произведениями.

В
соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены
следующие задачи:

¾             
изучить понятие читательской самостоятельности и ее
структуру;

¾             
изучить возрастные особенности развития читательской
самостоятельности у младших школьников;

¾             
рассмотреть методы развития читательской самостоятельности
младших школьников при работе с крупнообъемными произведениями;

¾             
провести анализ педагогического опыта по развитию
читательской самостоятельности младших школьников;

¾             
изучить методику изучения крупнообъемных произведений в
начальной   школе;

¾             
провести анализ учебных программ по литературному чтению с
точки зрения развития читательской самостоятельности.

Методы исследования:

¾             
методы теоретического анализа: анализ психолого-педагогической
и учебно-методической литературы; анализ нормативных документов,
образовательных программ начального общего образования;

¾             
частные эмпирические методы: анкетирование, педагогическое
наблюдение за ходом учебного процесса на уроках в начальной школе; анализ
продуктов учебной деятельности, работ обучающихся.

Практическая
ценность исследования заключается в использовании результатов работы учителем в
практике начальной школы при работе с крупнообъемными произведениями.

База
исследования. МБОУ «Школа №5», г.
Новосибирск.

Структура
работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического
списка и приложения.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Заключение

В ходе
выполнения работы было установлено, что в содержание читательской деятельности
включаются техника чтения, читательский кругозор, уровень самостоятельности.
Личностное свойство обучающихся, которое можно считать конечной целью и
объективным показателем читательской деятельности учащихся начальной школы
является читательской самостоятельностью. В результате многообразной
систематической читательской деятельности происходит формирование читательской
самостоятельности в начальном общем образовании. Эта система характеризуется
умением ориентироваться в мире книг, газет и журналов.

Основной
особенностью младших школьников является слабое развитие произвольного
внимания. Эта характеристика внимания позволяет сделать вывод, что при обучении
следует ориентироваться на развитие непроизвольного внимания. Все известные
психологи сходятся во мнении, что главное в обучении чтению – это привлечение
интереса. Исходя из этих утверждений, можно понять, что залогом успешного
формирования ребенка-читателя является использование различных развлекательных
заданий и упражнений, литературных игр, организация литературных праздников,
деятельность на уроках литературного чтения должна быть разнообразной и
интересной для младших школьников.

Для
формирования читательской самостоятельности младших школьников на уроках
литературного чтения, можно выделить следующие эффективные методы и приемы:
обмен мнениями, разговор о прочитанном, чтение по ролям, иллюстрирование,
пересказ прочитанного, литературные игры, сочинение собственных рассказов и
сказок и т.д.

Был
проанализирован педагогический опыт, так педагог Е.И. Мороз, делясь своим
опытом развития читательской самостоятельности обучающихся, рекомендует с целью
привития любви к чтению, предлагать ученикам помочь «распуститься дереву
познания». Для этого педагог предлагает использовать плакат, на котором нарисовано
сказочное дерево, где цветы — это карточки, на которых написано название книг,
которые дети прочитали дома.

Учитель
начальных классов Г.В. Беланова утверждает, что процесс эффективного
педагогического руководства по становлению читателя младшего школьного возраста
строится по этапам. Этапы связаны не только с возрастом учащихся: они
определяются уровнем общеязыковой и специальной читательской подготовки,
которой владеют дети.

Работа по
формированию у школьников читательской самостоятельности является очень
длительной и кропотливой, требующей терпения, как со стороны преподавателя, так
и со стороны школьников. В настоящее время роль информационных технологий
возрастает с каждым днем, но чтение является одним из важнейших способов
интеллектуального развития личности ребенка. Благодаря чтению ученик может
более глубоко и точно воспринимать и принимать окружающий мир, понимать свое
место в нем, становиться духовно богатым, формировать свои взгляды на различные
проблемы и даже находить их решения.

Результатом
изучения объемного художественного произведения будет детальное и
мотивированное суждение о нем, выразительное чтение, понимание того, что
читается, и желание поделиться этим пониманием со своими одноклассниками.

В ходе
выполнения выпускной квалификационной работы были проанализированы учебные
программы по литературному чтению с точки зрения развития читательской
самостоятельности.

Были
рассмотрены такие УМК как «Школа России», «Начальная школа XXI век» и
«Перспектива».

Проблемной
зоной учебников по литературному чтению УМК «Школа России» и «Перспектива» с
учётом формирования читательской самостоятельности является то, что задания,
представленные в учебнике, однотипны. Учителю приходится обращаться к
дополнительным источникам, чтобы разнообразить содержание читательской
деятельности обучающихся, включать в урок нестандартные и игровые задания,
которые позволяют повысить активность обучающихся, сделать уроки литературного
чтения насыщенными и интересными.

Таким
образом, на основании результатов выпускной квалификационной работы были
проанализированы разнообразные методические аспекты, направленные на
формирование читательской самостоятельности младших школьников. Представленный
анализ позволит учителю с одинаковым успехом формировать все аспекты читательской
самостоятельности обучающихся начального общего образования.

Анализ
учебно-методической литературы показал, что формирование читательской
самостоятельности у младших школьников будет эффективным, если на уроках
литературного чтения и во внеурочной деятельности будут использованы
разнообразные методы и приемы: краткий пересказ, пересказ с изменением лица
рассказ; пересказ от одного из персонажей; передача прочитанного по ролям;
инсценировка; словесное и графическое иллюстрирование прочитанного и др.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы
развития читательской самостоятельности младших школьников

1.1 Понятие читательской
самостоятельности и ее структура

По мнению
М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, О.В Сосновской, речью называется одна из разновидностей
общения. Она необходима человеку для его деятельности, в общественной жизни, в
познании, в обмене информацией, обучении. Она повышает качество жизни людей в духовном
плане и выступает как предмет искусства. Речь – это общение при помощи языка или
знаковой системы, которая совершенствовалась веками и способна передать любые
оттенки сложной мысли. Вспомогательными, невербальными средствами коммуникации выступают
мимика, жесты, прикосновение (тактильная коммуникация), умолчание. И
пространство, и ситуация участвуют во взаимном понимании [14].

В речевом
общении могут участвовать двое или несколько человек. Это говорящий или пишущий
(коммуникатор, отправитель речи), а также, человек, который слушает или читает
(перципиент адресат речи). В процессе диалога, другими словами в речи двух либо
более людей, роли «говорящего» и «слушающего» постоянно изменяются. И в
монологе такого изменения нет, но адресат речи всегда предполагается, в
некоторых случаях это непосредственно говорящий (человек говорит сам с собой).

Внешнюю речь,
другими словами речь-общение, можно разделить на несколько типов:

¾             
говорением называется выражение мыслей в акустической форме, при
помощи звучащего комплекса – слов и их комбинаций (действия коммуникаторов);

¾             
слушанием называется слуховое восприятие акустических потоков,
посылаемых говорящими, и их понимание; это сравнение с семантическими,
фонематическими стандартами, накопленными предварительно в памяти;

¾             
письмом, другими словами выражением мыслей в графическом коде
(в случае звукового письма – фонемного письма);

¾             
 чтением, другими
словами зрительным восприятием графических рядов, написанных или напечатанных,
и их понимание; это соотнесение графического комплекса (слов, их комбинаций)
через их фонематический состав с эталонами, сохраняющимися в памяти.

Чтение и
слушание (восприятие текста) рассматриваются как пассивные формы речи. Письмо и
устная речь (говорение) – как активные, так как они порождают новую речь.
Техника чтения и понимание текста относятся к речевой деятельности. По мнению
Т.Г. Егорова, чтение вслух и про себя осуществляется по своим законам и
достигает в начальной школе «синтетического невыразительного чтения», т.е. чтения,
когда еще не закончен смысловыми блоками, синтез абзацами. Дальнейшее
совершенствование чтение и понимания текста осуществляется в процессе речевой и
читательской деятельности.

Любой вид
речевой деятельности подчинен общей структуре деятельности. В этой деятельности
обязателен мотив, задача, ориентировочно исследовательское действие, затем
исполнительские действия. Результатом речевой деятельности становится понимание
текста. Эти механизмы описаны психологами Н.И. Жигкиным, А.А. Смирновым, А.Н. Соколовым.
Первое, что делает читатель, когда самостоятельно читает, он расчленяет
материал на темы, тем самым группируя их по смыслу. Второе – выделяет смысловые
опорные «пункты» (слова, сочетания слов, предложения). Третье – изображает
текст графически, отражает его связи с помощью рисунков, графической модели,
знаков [14].

Таким
образом, чтение как один из видов речевой деятельности, имеет много общего с
другими его видами. Но вместе с тем, чтение содержит специфические его
действия, особенно при чтении художественных текстов, при котором включаются
творческое воображение, память, эмоции, образное и логическое мышление,
внимание и другие психические процессы.

Давно
известна ценность чтения и книг в качестве средств для обучения, воспитания и становления
людей. Учителя отводят одно из главных мест книге в качестве источника знаний и
интеллектуально развитого человека. Чтение способствует выработке у ребенка
определенных норм поведения, миропонимания, художественного вкуса.

Для того,
чтобы чтение было эффективным и полезным, важно обучить учащихся навыкам использования
книг. По мнению К.Д. Ушинского, уметь читать с точки зрения широкого смысла
слова, это означает «… извлекать из мёртвых букв живой смысл. Читать – это
ещё ничего не обозначает; что читать и как осознавать прочитанное – вот в чем
главная суть» [7].

К двадцатому
веку к 1970-ым годам в науке сложилась концепция развития у учащихся начальных
классов «читательской самостоятельности».

Такими авторами,
как О.Ю. Богданова, О.В. Сосновкая, В.А. Лазарева, М.В. Качурин, Н.И. Лифинцева,
Н.Н. Светловская изучалось решение проблем в сфере читательской
самостоятельности.

Проанализируем
понятие «читательской самостоятельности» в трудах различных ученых и педагогов.
Согласно точке зрения К.Д. Ушинского, «читательской самостоятельностью называется
способность читателей понимать образцовое поведение и почувствовать его» [17].

«Читательская
самостоятельность», согласно утверждению Н.А. Рубакина, «является личностным
свойством, которое может характеризоваться присутствием у читателей мотива,
побуждающего их обращаться к книге, и системы знаний, навыков, умений. Эти
свойства дают ему возможности с минимальными затратами энергии и времени осуществить
собственные побуждения на основании общественной и личной необходимости» [9].

Как отмечает
Г. Наумчук, «читательской самостоятельностью называется способность читателей применять
книги в качестве источника знания и информации» [4].

По мнению О.В.
Сосновской, «читательская самостоятельность – это желание и умение вложить в
чтение «работу души», рефлексию над книгой перед чтением, осмысление
прочитанного, когда книга уже закрыта» [5].

Н.Н.
Светловская понимает под «читательской самостоятельностью свойство личности,
характеризующееся присутствием у читателей мотива, побуждающего их обратиться к
книге, а также системы знаний, умений и навыков, дающей им возможности осуществить
собственные мотивы на основании социальных и личностных потребностей с минимальными
затратами времени и энергии» [4].

На основании
представленных определений можно сделать вывод о том, что читательской
самостоятельностью называется свойство личности обучающихся, формируемое в
качестве психического новообразования. Это можно считать конечной целью и
объективным показателем читательской деятельности младшего школьника.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы