Другое на тему «Путь современного человека ко Христу согласно наставлениям преподобного старца Паисия Святогорца»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Отношение Бога к человеку. 7
1.1 Замысел
Бога-Троицы при сотворении человека. 7
1.2 Грехопадение
человека. 11
1.3
Искупление рода человеческого Иисусом Христом. 15
Глава II. Современное состояние человека. 20
2.1 Человек в современном
мире. 20
2.2 Русская Православная церковь в
жизни христиан. 26
Глава III. Духовная жизнь как единственный
верный путь ко Христу. 30
3.1 Духовный смысл для
человека, идущего ко Христу. 30
3.2 Духовное
совершенствование современного человека. 34
Заключение. 42
Библиографический список. 48
Введение:
Актуальность. В современном мире происходят
различные деструктивные изменения, когда осуществляется переоценка ценностей и
обесценивание того, что являлось важным и нужным. Это касается и
духовно-нравственной сферы, в частности, понятия, которые принадлежат к данным
категориям, расцениваются совершенно абстрактно. Духовность и нравственность в
современном мире – это понятия, не обязывающие личность к определенному типу
поведения. Это, действительно, является проблемой. Но, человеку необходимо
осознавать то, что те обязанности, которые обуславливаются понятиями
нравственности и духовности, являются определяющими в жизненном пути. Именно
эти категории определяют жизненный смысл. И именно при такой подмене понятий у
человека стираются границы и теряется ориентир жизненного пути. Человек, при
таких обстоятельствах, не способен твердо стоять на ногах: у него отсутствует
стержень, наполняющий душу.
Православная Церковь, проповедуя, демонстрирует
современному миру самый глубокий смысл бытия – это идеал святости, в котором
имеются категории истинной евангельской веры, которая находит себя в делах христианской
любви. В православной вере каждый человек – это индивидуальность, уникальное
создание Бога. Быть личностью означает иметь огромный круг обязанностей,
которые имеют нравственный смысл и гармоничное строение во всей структуре
общества. Гармония при этом – это благоприятная атмосфера для развития
нравственности и духовности. В гармоничной атмосфере человек готов на подвиги,
поступки и добрые дела, которые приводят е благосостоянию всего общества и
каждого отдельного человека.
В отечественной религиозно-философской
мысли и святоотеческой традиции базовым компонентом жизни человека, причем, как
жизни личной, так и социальной, всегда являлось его внутреннее состояние и
духовная наполненность. И это состояние является определяющим в том числе и для
материального тела.
Ценности религиозных
принципов остаются стабильными и востребованными обществом. Религия всегда была
своеобразной духовно-нравственной опорой общества, с помощью которой хранились
и передавались от поколения к поколению нравственные нормы и принципы,
традиции, обычаи и обряды, национальные святыни. Религия давала и продолжает
давать ответы на извечные вопросы внутреннего состояния человека, сокровенные
стороны его бытия. При этом в учении Паисия Святогорца
существуют мысли о том, что в современном мире духовность для людей остается
расплывчатой, а потому не актуальным. Несмотря на постоянные разговоры о
духовности, люди не видят ее конкретных и внятных проявлений вокруг себя.
Паисий Святогорец очень обширно освещает жизнь современного человека и
необходимость его обращения к духовной жизни. Он обуславливает как духовное
падение, так и духовное совершенствование современного человека. Он дает
практические рекомендации относительно того, что делать современному человеку,
чтобы жить в гармонии с собой и Богом.
Преподобный Паисий отличался великим
смирением, совершал подвиги поста и молитвы, но, по возможности, делал это так,
чтобы никто не замечал. Он полагал, что добродетель должна быть тайной, скрытой
от глаз посторонних людей.
Паисий Святогорец полагал, что для того,
чтобы прийти в любовь Божию, надо понуждать себя к соблюдению евангельских
принципов. Необходимо, что сердце было добрым и справедливым, способным к
всеобъемлющей любви к любому созданию Божьему. Старец Паисий Святогорец говорил
о том, что человека в современном мире сатана затянул к земным интересам,
поэтому они не вполне готовы к жизни духовной. И, заботясь только о мирском,
человек все дальше от Бога. Человек в современном мире потерян, причем, потеряв
духовно-нравственные ценности он потерял самого себя.
Паисий Святогорец по истине считается
одним из самых уважаемых греческих старцев и духовных светил православия XX
века. Паисия Святогорца широко почитают как старца не только в Греции, но и в
России. 13 января 2015 года Священный синод Константинопольской православной
церкви, после подробного изучения представленных фактов, единогласно постановил
причислить к лику святых схимонаха Паисия Агиорита (Святогорца) с установлением
памяти в день его преставления — 12 июля н. ст. (29 июня ст. ст.).
5 мая того же года Священный синод Русской
Православной Церкви включил преподобного Паисия Святогорца в месяцеслов Русской
Православной Церкви.
Именно потому исследование пути
современного человека ко Христу, согласно наставлениям преподобного старца
Паисия Святогорца являлось очень важным.
В святоотеческой литературе данной проблеме
были посвящены труды не только святителя Паисия Святогорца, но и многих других
подвижников Православия. Однако в данном исследовании акцентируется внимание на
наставлениях преподобного старца Паисия Святогорца.
Цель работы – исследование
пути современного человека ко Христу, исходя из анализа святотеческих традиций
преподобного старца Паисия Святогорца.
Объект исследования – путь современного
человека ко Христу.
Предмет исследования – взгляд прп. Паисия на методы актуализации святоотеческих традиций духовной
жизни в современном мире, способы воплощения православной традиции в жизни «обычного»
человека, с учетом современных реалий и проблем.
Реализация поставленной цели предполагает
постановку и решение следующих задач:
1) Рассмотреть
антропологию прп. Паисия, его учение о спасении человека
вообще.
2) Проанализировать состояние современного
человека в мире.
3) Выделить в творениях прп. Паисия
методологию духовной жизни.
Гипотеза
исследования: жизнь несет в себе высшие ценности по
учению прп. Паисия, являющиеся идеалом для жизни, осуществляющие регулирование
поведения людей.
Методологическую основу исследования составили: комплексный подход, основывающийся на принципах диалектики, историзма,
системности, религиозно-герменевтический подход,
позволяющий адекватно понять Священное писание, аксиологический подход,
отражающий национальные и общечеловеческие ценности жизни современного общества.
При написании работы использовались теоретико-аналитический
(анализ церковно-исторической, учебно-методической литературы по исследуемой
проблеме); сравнительно-исторический
методы.
Теоретическая база
исследования. Труды Паисия Святогорца.
Теоретическая значимость
связана с выявлением особенностей приобщения современного человека к
православию и экстраполировании этого знания в практику катехизической деятельности.
Практическая значимость исследования
заключается в возможности использования его результатов в катехизической деятельности.
Структура работы выстроена в соответствии
с поставленной целью и задачами. Работа состоит из введения, основной части,
представленной тремя главами, заключения и библиографического списка.
Заключение:
В
христианстве Бог исповедуется как Творец, как Любовь, как Дух, как высшее
Слово-Разум, как Триединая Абсолютная Личность (Пресвятая Троица), обладающая
бесконечной любовью и свободой, совершенным знанием и безграничными
возможностями. Человек в христианстве есть Богом
созданное существо, есть Образ и Подобие Бога, есть личность.
Грехопадением
внесено изменение не только в отношения человека с Богом и с сотворенным Им
миром, но и искажено нравственное сознание, чувства и воля
человека. Чем дальше от грехопадения, тем
ближе к отпадению от Бога. Грех человека умножается.
Главной мыслью, которая заложена в Библии еще с самого начала, и
которая красной нитью проходит через все Священное Писание – спасение человека
от власти греха, страдания и духовной смерти посредством Господа нашего Иисуса
Христа.
Целью христианской жизни является соединение с Богом и с другими
людьми по подобию Троичного, единосущия, эта цель достижима через приобщение к
жизни Господа Иисуса Христа. Это совершается силою Святого Духа, почему можно
сказать, что цель христианской жизни есть приобретение Святого Духа или Его
благодатных даров.
Христианство как религия, в отличие от
прочих религиозных учений, строится не просто на системе воззрений или
заповедях своего Божественного Основателя но на живом опыте постоянного с Ним
общения. Благодаря спасительному подвигу Господа Иисуса Христа мы можем
побеждать нашу греховность и страстность.
В
православии спасение это – в первую очередь, избавление от греха. Грех внес
порчу, тление в природу человека и удалил его от Бога, побуждая враждовать человека
с Богом.
Спасение,
по православному учению, состоит в том, что Сын Божий даровал нам силу,
благодаря которой мы можем побеждать нападения диавола и его приспешников и
имеем возможность освободиться от страстей.
Главное
Бог хочет, чтобы человек изменил образ жизни и, в конечном итоге, достиг
состояния обожения. Если просить православного верующего «спасен ли он?», он
может сказать «да, но не до конца».
Сын
Божий уже сделал все необходимое, чтобы спаслись все люди, но только от
человека зависит его окончательное соединение с Богом. Православие единственно
поможет возрождению человека, освободит его от духовного рабства.
Вся
жизнь христианина есть покаяние, перемена ветхого человека на нового,
созданного по Богу, в праведности и святости истины, поэтому таинство покаяния
неразрывно связано с понятиями греха и раскаяния, крещения и очищения,
возрождения и обожения – основными понятиями христианства.
Каждый человек сознательно или не вполне
осознанно стремится к достижению в своей жизни определенных ценностей или
идеалов, которые у людей могут отличаться. В зависимости от этих ценностей
будет выстраиваться и
вся
жизнь человека, что, безусловно, скажется на нравственном поведении. В условиях
современности, общество может менять свои взгляды, и сейчас не лучшее время для
ожидания от внешнего окружения подталкивания к благочестию.
Однако все равно именно от самого человека
зависит Его выбор Истины или мифа, так как способность (не возможность, а
именно способность) выбирать сохраняется и сейчас. Через Таинства Церкви
человек принимает в себя начало бессмертия и вечной жизни.
Церковь как Тело Христово рассматривается
как онтологическое основание духовной жизни личности. В церкви через помощь
Святого Духа, через таинства человек преображает свой дух, своё сердце, ум,
волю и готовит себя к вечности. Обращение россиян к православию порождает
возможность духовно-нравственного возрождения Отечества.
Являясь сегодня, в сущности, единственной
организацией, несущей людям образцы морали и нравственности, Русская Православная
Церковь вносит свой неоценимый вклад в становление и развитие духовности
современного человека. Сегодня для
православной миссии важно свидетельствовать о Церкви и о радости жизни во
Христе.
Просветительская деятельность должна быть направлена
на формирование правильного представления об иерархии христианских ценностей,
на осознание того, что именно в Церкви человек получает возможность раскрыть
себя как личность во всей полноте. Через приобщение к благодатной жизни Церкви
происходит становление личности в ее собственной неисчерпаемой глубине, в
многоплановой перспективе ее возможностей и проявлений.
Главная задача Церкви – это
воспитание верующих по образу Христа. Потому что назначение Церкви – это
спасение человека. Он для этого и приходит в Церковь, чтобы свою душу изменить
по образу Христа, а все остальное этому способствует или препятствует.
Основой здорового в духовном
плане общества является духовно целостная личность, свободная в нравственном
самоопределении и сознательно выбирающая путь добра в
соответствии с Божиими заповедями. Именно в Церкви действием Святого Духа
совершается обожение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и
человеке.
Путь
современного человека ко Христу – это путь к подлинному блаженству и счастью
для человека, которое заключается в осуществлении извечного замысла Божия о
человеке – его богоуподобления или обожения. Именно этим православное
богословие обосновывает для верующего человека необходимость ведения
христианской нравственной жизни.
Православие направляет на духовное
преображение человека через приобщение к Богу. Цель жизни каждого
православного человека – стать Богом по благодати, и жизнь человеческая – это
экзамен, от нее зависит наша загробная жизнь, которая является продолжением
земной временной жизни. И у человека есть выбор, так как Бог дал нам свободу.
Познание в христианстве осуществляется на
основе любви к Богу, на поиске высшей Истины и Премудрости Божией.
Богопознание, самопознание и познание
мира, основано не на автономии разума, а на связи мышления, веры, чувства и
воли, то есть на взаимосвязи всех духовных сил человека.
Современное российское общество находится
в периоде такой смены эпох, которая характеризуется резкими изменениями в стиле
жизни, стереотипах и нормах поведения, ломке нравственных установок населения в
экономической, политической, культурной и других областях жизнедеятельности.
Особое влияние современная смена мировоззрений оказала на религиозную сферу.
Если в советское время религия была
отодвинута, выброшена из жизни обычного человека, то сейчас религия все шире
входит в систему ценностных ориентации человека российского общества, оказывая
влияние на его мировосприятие, оказывая воздействие на человека, что отражается
в духовной жизни народа.
Ценности религиозных принципов остаются
стабильными и востребованными обществом. Религия всегда была своеобразной
духовно-нравственной опорой общества, с помощью которой хранились и
передавались от поколения к поколению нравственные нормы и принципы, традиции,
обычаи и обряды, национальные святыни. Религия давала и продолжает давать
ответы на извечные вопросы внутреннего состояния человека, сокровенные стороны
его бытия. Религиозно-этические категории греха и добродетели
дают нам возможность понимания духовного бытия человека.
Важным
является деятельное отношение человека к себе, т. е. духовный труд, ведущий к
преображению внутреннего мира личности и, как следствие, мира вокруг себя.
Остается надеяться, что современный русский народ, имея за своими плечами
богатейший православный опыт государственности, построенный на духовных
основаниях, и опыт разрушения этой государственности, приводящий к потере
человеческого достоинства, нравственной опустошенности, направит свое сознание
и истерзанную душу к тому источнику, который всегда изливал на человека свою
целительную силу.
Этим
источником для русского человека всегда был Бог, в котором народ черпал свои
силы, определял Его заповедями направление своей жизни и воспитывал своих
детей. Опыт православия известен и другим народам, и он был всегда источником
вдохновения для духовного преобразования и любви к ближнему.
Внешне
смирение перед Богом воспитывается через такие духовные средства, как
послушание, пост, молитвы, воздержание, кротость, нестяжательность, простота и
правость сердца, память смертная.
Целью
духовно-нравственной жизни для христианина является не просто достижение
нравственного идеала, который мы видим в Лице Господа Иисуса Христа и Его
учения, достижение обожения.
Духовный опыт,
основанный на святоотеческой традиции, и должен быть, в сущности, идеалом для
верующих. Однако он крайне труднодостижим, требует от верующего очень высокого
уровня развития сознания и личности, осознания необходимости духовного
подвижничества, определенного аскетизма в мирской жизни.
Современный
человек должен принимать участие в деле своего спасения, объединять свои
действия с волей Божией, иначе спасение невозможно.
Веры
одной недостаточно. Она проявляется в добрых делах, и является важным фактором
нашего спасения. Человеку необходимо приобщиться к плодам искупительного дела и
это зависит не только от божественной благодати. Человек должен соблюдать
добродетельную жизнь по воле Божией, по евангельским заповедям, иметь правую
веру, ответственность перед Богом, бороться с собственными страстями и возрастать
духовно. Христианскими заповедями дается правильное направление, точный путь к
Богу. Не соблюдая заповеди, отказываясь от борьбы с грехом, мы можем потерять
радость общения с Богом, познания Его преображающей нас Любви.
Паисий
Святогорец направлял все свое учение на то, чтобы люби, наконец, пробудились от
своей слепоты, чтобы стали видеть то, что они вполне способны видеть, не могут,
поскольку они принадлежат идеям диавола.
Паисий
Святогорец убежден, что люди находятся на критической точке своего мирского
развития, а впереди их ждет нечто страшное.
Именно
поэтому сейчас самое время к тому, чтобы повернуться к Богу и позволить ему любить
открыто и взаимно, поскольку он пожертвовал жизнью своей во имя любви к
человечеству.
Фрагмент текста работы:
Глава
I.
Отношение Бога к человеку
1.1 Замысел
Бога-Троицы при сотворении человека В книге
Бытия говорится о том, что первым была создана Земля (1, 1). И это является
первоисточником мира православной традиции. И человек православный истинно
верит в то, что мир духовный и мир земной – едины, поскольку созданы Богом. Видимое
и невидимое, небесное и земное – все это очень гармонично сплетается. Бог
присутствует на всех уровнях и во всех сущностях человеческого сознания.
В
соответствии с православной традицией существует область бытия Божия, и здесь
располагается Триединство Бога. Примечательно, что данная область ни на что не
похожа, и все от нее очень отличается. Прежде всего, причиной этому является
то, что область бытия Божия является непостижимой, поскольку непостижим и Всемогущий
Дух, у которого нет материального воплощения, он не имеет осязаемой формы. Также
имеет место быть и творение Божие, которое включает в себя области небесного и
земного.
В
небесном отмечаются ангельские существа и праведники. И примечательно то, что
это вечная, неугасаемая область, поскольку она существует в безвременье и не
имеет пространственных границ. Земная область, соответственно, представляет
собой материальный мир, в котором существует человек, и в этой области время и
пространство – основа[1].
Время и
безвременье, земное и небесное – они взаимопроникаемы, взаимовосполняемы, но
при этом всем – совершенно обособленны и отличны доуг от друга. Это разные области бытия. Главной является
область небесного, духовного, но и на нее оказывает очень сильное влияние
область земного. Важное
значение в обоих областях, и в земной, и в небесной, принадлежит человеку,
который является венцом Божьего творения. Человек был сотворен по образу и
подобию Божию.
По
учению святых отцов, подобие равнозначно обожению человека… Таким образом,
обожение, «воскресение в любви Божией – таков высший смысл человеческой жизни»[2].
Пытаясь
найти ответы в патристической литературе, в частности, находясь в поисках
ответа на вопрос о том, что представляет собой выражение «по образу Божию», этимологическая
трактовка понятий выявляется достаточно разнообразной и многочисленной. Так, практически
невозможно сегодня найти каких-либо положений о том, в которых можно было бы
увидеть согласительные позиции у Отцов Церкви в отношении образного начала.
Богатство его содержания позволяет связать его с различными способностями
человеческого духа.[3]
С
точки зрения исследователя В.Н. Лосского, когда говорят «по образу», имеют
ввиду то, что тот, на которого это выражение направлено, достоит
величественного к нему отношения, то есть он, подобно Богу, имеет величие и
авторитет. Также выражение «по образу» можно трактовать как превосходство
разума над чувствами, как глубину духовного мира, как интеллектуальные
категории, как проявление воли, сострадания и так далее.[4]
То есть, именно так выглядит своеобразие понятий, которые вложены в смысл
выражения «по образу».
П.
Евдокимов, в свою очередь, полагал, что «образ» не является составляющей
категорией человеческой души по умолчанию, однако человеческая душа постепенно
формируется именно «по образу». И здесь можно говорить о том, что
подразумевается некоторая иерархическая структура, которая обуславливает
наличие «идеала» и того, что хочет этому «идеалу» соответствовать.[5]
Старец Паисий Святогорец полагал, что
сотворение человека, по замыслу Божьему, происходило из сотворения семьи, из
сотворения бесстрастного человека.
Паисий Святогорец говорил: «Именно
так Бог сотворил человека. И Он хотел, чтобы люди рождались так же –
бесстрастно».[6]
Человеческое рождение по Божьему замыслу должно было оставаться бесстрастным,
как и сама натура человека. Кроме того, человек создавался свободным, имеющим
свое субъективное призвание.
Относительно замысла Бога о
сотворении человека Паисий Святогорец придерживался пророчества Иова, в котором
говорится, что мир создан с некоторой «изнанкой».
Человек является «верхом» путей
Божьих, то есть его самым высоким замыслом. Бог был доволен своим созданием –
человеком, он любуется им[7]. Предназначение в
Православной традиции – это аспект творческого начала. Человек, как творение «по образу» – это творец
по природе, который, одновременно с этим, является «умным распорядителем в
насажденном Богом изобилии».[8]
И здесь также подчеркивается
иерархичность, демонстрирующая наличие «идеала» и «подражателя» и хранителя. При
этом следует обратить внимание на то, что заповедь, которая была дана людям
Богом, в которой говорилось о запрете вкушения плода с целью изъявления
намерений в следовании Божьей воле, являлась, по нашему мнению, проверкой
человека на его «преданность» и послушание. Отказ от самости – это проявление
уважения и веры Творцу, это подтверждение степени доверия Богу и его
восхваления.
В книге Иова говорится о том, что
творение – это Божий замысел, в котором присутствует определенная степень
свободы. К примеру, в притче о рудокопах, которая упоминается Паисием
Свтогорцом, Божья мудрость – это замысел о мире, который можно понимать в
следующей последовательности: Бог «видел-явил-испытал» данную им премудрость, и
вывел, что страх – это уход о премудрости, в то время как разум – это
следование добру.
В соответствии с этим следует сделать
вывод о том, что враждебность мира является определенным лейтмотивом книги
Иова.
При этом Бог терпит большое
количество обвинений в свой адрес из уст Иова. Премудрость Бога для него – это
проявление преисподней, которая в настоящем мире никогда не будет достигнута[9].
То есть, Паисий Святогорец
поддерживает мысли о том, что сотворение мира является исключительно Божьим
замыслом, в который вошло и сотворение человека как такового.
Паисий Святогорец резко отрицает
теорию Дарвина, что, в сущности, является вполне логичным, называя ее «чушью».
Он отмечает, что те, кто рассказывает детям в школах о происхождении человека
от обезьяны, сами же в такое положение совершенно не верят. Цель такого
намеренного заблуждения, по мнению Паисия Святогорца, заключается в том, чтобы
отвести детей от Церкви через такую своеобразную ложь.
Паисий Святогорец вспоминает, как
однажды рациональный ученый рассказал ему о том, что человек был создан из
вполне материальных вещей, а именно, различных микроорганизмов из недр Земли.
На этот счет Паисий Святогорец отвечает следующим образом: То есть, если бы
всего этого не было, то Бог не смог бы создать человека?»[10].
Для него является непостижимым, как
Бог мог сотворить из обезьяны человека, если он сразу мог создать человека.
Так, созданию человека был посвящен целый творческий день. То есть, Богу не
требовались «запасные части», которые могли бы предшествовать непосредственному
созданию человека. Именно в этом моменте Паисий Святогорец и советует
обратиться к пророчеству Иова, которое можно услышать в храме на утрени
Великого Четверга.
В соответствии с замыслом Бога
человек – существо целостное и изначально гармоничное, в Адаме должен был
проявиться полный космос тварности, до обожения. Он должен был проявлять
послушание в святости и чистоте духа.[11] [1] Настольная книга
священнослужителя. Раздел 13. (Электронный ресурс). Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/nastolnaja-kniga-svjashennosluzhitelja/13. [2] Иким Владимир,
митроп., Сияние Пасхи. М.: Сибирская благозвонница, 2010. С. 21. [3] Думитраке К. Человек как «Образ
Божии»: антропологический экскурс в «Триоди постной» // Дискуссия. 2013. №4
(34). [4] Лосский Вл. Н. Очерк мистического
богословия Восточной Церкви: догматическое богословие.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра,
2010. C. 128-129. [5] Евдокимов Павел.
Православие. М., 2012. C. 116. [6] Паисий Святогорец, преп.. Слова.
Том IV. Семейная жизнь. – М.: 2009. С. 133. [7] Книга Иова [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://www.bible-center.ru/ru/bibletext/synnew_ru/job/1 (дата обращения 27.10.2018). [8] Гостева Е. Книга Иова. Попытка
интерпретации // Альфа и Омега. — №45. – 2006. – С. 43-50. [9] Гостева Е. Книга Иова. Попытка
интерпретации // Альфа и Омега. — №45. – 2006. – С. 43-50. [10] Паисий Святогорец, преп.. Слова.
Том IV. Семейная жизнь. – М.: 2009. С. 133. [11] Мусинова Н.Е. Путь к совершенству
— стремление к целостности (к всеединству) // Соловьевские исследования. 2009.
№22.