Другое на тему Психолого-конфликтологическое сопровождение студентов ВУЗа
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 7
1.1. Понятие и общая характеристика конфликта этапы,
стратегии поведения и функции конфликта. 7
1.2. Особенности взаимоотношений студентов ВУЗов. 14
1.3. Психологические факторы конфликтности у студентов. 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ФАКТОРОВ КОНФЛИКТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-КОНФЛИКТОЛОГОВ.. 21
2.1. Программа исследования. 21
2.2. Математико-статистический анализ результатов
экспериментального исследования. 26
2.2.2. Корреляционный анализ взаимосвязей показателей
конфликтности на подвыборках 1-го и 4-го курсов. 32
2.2.3. Значимость сдвигов уровней признаков между двумя
срезами тестирования студентов-конфликтологов (с 3-го по 4-й курс) 40
2.3. Рекомендации по психолого-конфликтологическому
сопровождению студентов ВУЗа на основе выявленных факторов конфликтности. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 52
ПРИЛОЖЕНИЕ. 60
Введение:
Актуальность проблемы развития коммуникативной компетентности студентов
ВУЗов, состоит в том, что конфликты, плохо влияют на учебный процесс.
Конфликты, отвлекают студента, от мысли об учебе и фокусируют внимание на
взаимоотношениях. Конфликт обычно воспринимается как негативная проблема.
Однако опыт урегулирования конфликтов может привести к положительным
результатам.
Студенты впоследствии не
разрешённых конфликтов, могут быть мало мотивированы к учёбе, не проявлять свои
способности в течении семинаров и быть менее активными в дискуссиях и лекциях. Но
также конфликт, включает в себя возможность личностного роста из-за возросшей
потребности отстаивать свою позицию перед одногруппниками в условиях
конкуренции, иметь собственную точку зрения по любому вопросу. Научиться
конструктивно справляться с конфликтом это жизненная потребность студента.
Когда человек научится разрешать свои собственные конфликты, атмосфера в группе
станет более приятной для всех, студенты могут тратить больше времени на
обучение.
Конфликт относится к борьбе за власть, в которой человек намеревается
преследовать, нейтрализовать, ранить или ослабить соперника. Конфликт возникает
на различных уровнях внутри индивидов, между индивидами в группе и между
группами в организации. Проблема между двумя или более сторонами, которые имеют
(или думают, что имеют) несовместимые цели или идеи. Конфликты могут включать
глубоко укоренившиеся моральные или ценностные различия, вопросы распределения
высоких ставок или могут касаться того, кто над кем доминирует. Конфликт-это
вечная данность жизни, хотя можно придерживаться различных взглядов на него.
Некоторые могут рассматривать конфликт как негативную ситуацию, которой следует
избегать любой ценой. Другие могут рассматривать конфликт как явление, требующее
управления. Третьи могут рассматривать конфликт как захватывающую возможность
для личностного роста и поэтому пытаются использовать его в своих интересах.
Студенческая среда наполнена конфликтами, т.к в процессе адаптации к
учебной деятельности, у абитуриентов накаляются конфликтные ситуации, которые
приводят к конфликтам различного масштаба. Именно поэтому конфликтологу нужно
знать о причинах, факторах, которые провоцируют возникновение конфликтов.
Практическая значимость исследования определяется тем, что на основании
исследования может быть сформулирован ряд рекомендаций применительно к
студенческому возрасту в сфере профилактики конфликтных ситуаций и сохранения
психологического благополучия.
Непосредственно, в любой
малочисленной группе, кроме прочего и в студенческом коллективе, возможны
конфликты. Л. C. Титкова в диссертационном исследовании, приобщённому анализу
внутривидовой конфликтности обучающихся современных российских вузов и
факторов, влияющих на нее, пришла к следующим выводам:
1. Конфликты
осложняют психологический климат в коллективе в зоне учебной работы и, следовательно,
негативно влияют на учебную деятельность.
2. Ни
количество, ни причины внутригрупповых коллизий не сопряжены напрямую с
суммарным составом студенческой группы и разграничение учащихся на студентов,
профилирующими на бюджетной основе и внебюджетной.
3. Конфликтная
обстановка возникает среди делегатов всех социальных слоев, в некоторых
условиях и обстоятельствах возникает реже, а где-то чаще; доминирующее
количество конфликтов проявляется из повседневных и личностных проблем, а так
же, неспособность установить связь с окружающими
4. Конфликты
зависят от общественного состава студенческой среды: в группах с внушительным
процентом конфликтов контролируется большой разновидностью социальных классов
либо существенное преобладание одного из них.
5. Конфликтогенность
студенческой среды обуславливается одной из социальных принадлежностей
студенческой группы как составная часть социологической структуры общества.
Несомненно, группа проявляет немаловажное влияние на психологию индивида и его
образ действий. Это навязывает как положительный, так и отрицательный отпечаток
на развитие личности. Внутригрупповая конфликтность в итоговом счете сводится к
множественности межличностных напряженностей. Напряженные эмоциональные
отношения сопровождаются конфликтными деяниями со стороны членов группы.
Очевидно
то, что группа оказывает значительное влияние на психологию индивида и его поведение.
Это может накладывать как положительный, так и отрицательный отпечаток на
развитие личности. Внутригрупповая конфликтность в конечном счете чаще всего сводится
к совокупности межличностных напряженностей. Напряженные эмоциональные связи
могут сопровождаться конфликтными действиями со стороны членов группы. Было проведено
эмпирическое исследование среди студентов-конфликтологов, в институте
психологии и социальной работы.
Цель выпускной квалификационной работы — провести аналитический обзор литературных
источников по проблеме конфликтов в студенческой среде, провести эмпирическое исследования по определению
психологических факторов конфликтности у студентов-конфликтологов. Разобрать
рекомендации по психолого-конфликтологическому сопровождению студентов ВУЗа.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Провести аналитический обзор литературных источников.
2. Спланировать эмпирическое исследование по теме работы,
подобрать методики и определить выборку.
3. Провести эмпирическое исследование и обработать полученные
данные.
4. Метод
математико-статистического анализа и интерпретации данных эмпирического
исследования.
5. Разобрать рекомендации по психолого-конфликтологическому
сопровождению студентов ВУЗа на основе выявленных факторов конфликтности.
Объект
исследования: студенты-конфликтологи 1-го, 3-го и 4-го курсов СПбГИПСР.
Предмет
исследования: конфликтологические и психологические характеристики
студентов-конфликтологов.
Методы исследования:
1. Авторская анкета (на
различные стороны конфликтности студентов);
2. Психологическое тестирование, включающее следующие методики:
– «Личностная агрессивность и
конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев);
–
Доминирующие стратегии конфликтного поведения (метафорический
вариант) (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов);
–
Методика «Индикатор копинг-стратегий» (Дж. Амирхан);
–
Тест Альберта Эллиса (на диагностику иррациональных установок);
–
Опросник
функциональных эго-состояний (Э. Берн).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы, содержащего 51 источник, 3 приложений.
Заключение:
Оказание конфликтологической помощи студентам, является актуальной
задачей для специализированных учреждений на современном этапе,
характеризующемся кризисом становления личности студента. Кризисы, как и
конфликты, могут быть вызваны разными причинами, имеют различные стадии и
классификации. Конфликты в группе оказывают особенно деструктивное воздействие,
увеличивая разбалансировку во всех сферах жизнедеятельности студента, влияют на
будущее поведение человека. Среди методов работы со студентами особой
эффективности помогает добиться конфликтологическое и психологическое
консультирование. В некоторых случаях рекомендуется проведение процедуры
медиации, имеющей свои стадии, также как и конфликтологическое консультирование
нацеленной на будущее, способствующей самостоятельному принятию решений по
урегулированию конфликта, что в дальнейшем значительно повышает вероятность их
исполнения сторонами.
В ходе проведения
исследования установлено, что вопреки выдвинутой нами гипотезе,
произошли негативные тенденции в уровне конфликтности испытуемых
студентов-конфликтологов:
– увеличилась
частота конфликтов внутри студенческой группы,
– участились
конфликты с сокурсниками,
– участились
конфликты с преподавателями,
– снизились
умения разрешать конфликты.
Негативные тенденции проявились и в сдвиге уровней
психологических переменных, вошедших в исследование:
– вырос
уровень копинг-стратегии избегания контакта и решения проблем;
– вырос уровень иррациональных установок:
– увеличилось количество неконструктивных «следует», «нужно», «должны»,
чрезмерных требований к другим (долженствование в отношении других);
– выросла частота «ужасающих» установок (катастрофизация);
– уменьшилась степень переносимости фрустраций, т.е. снизился уровень
стрессоустойчивости (фрустрационная толерантность).
Однако,
несмотря на негативные направления сдвига, как значения иррациональных
установок (выше 22 баллов), так и значения анкетных показателей конфликтности
(ниже 1 балла), находятся в зоне «здорового», конструктивного функционирования
личности испытуемых. Этот факт даёт основание интерпретировать эти якобы
негативные тенденции как произошедшую в результате личностного роста коррекцию
(студентами 4-го курса) необоснованно завышенных, незрелых самооценок
(студентов 3-го курса), связанную с повышением уровня их самосознания и
профессионального роста.
Предложена программа для работы со студентами, особое место в котором
отводится работе с психоэмоциональным напряжением, своевременной и грамотной
диагностике особенностей взаимодействия, формированию навыков конструктивного
общения между студентами, расширению имеющихся у студентов знаний относительно
особенностей протекания определенных этапов студенческой жизни. Особое внимание
в программе уделяется проведению конфликтологического консультирования, а также
при необходимости проведения переговоров с элементами медиации.
Внедрение программы окажет позитивное влияние на атмосферу в группах ВУЗа
и будет способствовать конструктивному разрешению конфликтов в группе, а значит
и созданию благоприятного климата в ВУЗе в целом, а также окажет влияние на
будущие взаимоотношения в рабочих отношениях, в процессе становления личности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ
ВУЗОВ 1.1. Понятие и общая характеристика конфликта этапы,
стратегии поведения и функции конфликта
Первоначально, хотелось бы дать определение конфликта. В связи с тем, что
их существует большое количество, представлю только самые распространенные.
Наиболее распространенными в научном знании считаются два подхода относительно
природы конфликта, А. Я. Анцупов первый определяет конфликт как столкновение
сторон, мнений или сил; второй — как столкновение противоположных позиций,
целей, интересов и взглядов субъектов взаимодействия. Таким образом, в первом
случае рассматриваются примеры конфликтов более широкого значения, происходящих
как в живой, так и в неживой природе. Во втором случае происходит ограничение
круга участников конфликта группой людей одновременно, любой конфликт, включает
в себя определенные линии взаимодействия между субъектами (или группами
субъектов), которые перерастают в конфронтацию.
По словам Дж. У. Томаса, «Конфликт – это процесс, который начинается,
когда одна сторона осознает, что другая сторона негативно повлияла или
собирается негативно повлиять на то, что волнует первую сторону.»
По словам Хокера и Уилмота, конфликт «выраженная борьба между по крайней
мере двумя взаимозависимыми сторонами, которые воспринимают несовместимые цели,
скудные вознаграждения и вмешательство другой стороны в достижение своих
целей.»
По словам Фоллетта, «конфликт – это появление различия- различия мнений
интересов».
Обобщив все понятия конфликт – борьба за ценности и претензии на
определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются, нейтрализация,
нанесения ущерба или уничтожение соперника [4, с.10-13].
В данном определении достаточно четко выявлены цели конфликтного
взаимодействия, возможные действия в случае сопротивления оппонента, причем
действия перечисляются в порядке нарастания силы.
Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов,
позиций, мнений или взглядов двух или более людей.
В этом определении больше внимания уделяется предмету столкновения в виде
противоположных целей, интересов, а вопрос методов воздействия остается
неизвестным [3, с.20-25].
Основоположник конфликтной парадигмы в целом Л. Козер считается
гуманитарным знанием. Одним из достоинств его теории является признание того
факта, что существуют примеры конфликтов положительного функционального
значения. иными словами, Козер утверждал, что конфликт не всегда является
деструктивным явлением – бывают случаи, когда он является необходимым условием
создания внутренних связей той или иной системы или условием поддержания
общественного единства.
Несколько позднее было предложено такое представление конфликта: Конфликт =
конфликтная ситуация + инцидент (1) Конфликт в студенческой группе может возникнуть по ряду причин. Например,
у двух студентов может возникнуть конфликт личностей, у одного студента может
быть жалоба на второго студента. Конфликт в институте также может возникнуть,
когда существует соперничество между студентами.
Иногда признаки конфликта могут быть заметны – например, в споре между
студентами, семинаре, который превращается в противостояние. Другие конфликты
могут быть труднее обнаружить – например, одна часть группы может отказаться от
контактов с остальной частью.
Признаки конфликта в студенческой группе
Конфликт может оказать негативное влияние, и это может быть
продемонстрировано:
– отсутствие мотивации – студенты могут не участвовать в дискуссиях или
семинарах, быть неактивными на лекциях, или вообще мало посещать занятия.
– неприятное поведение – молодые люди начинают делать уничижительные
высказывания по отношению к друг другу и мало воздействовать друг с другом на
занятиях.
– падение производительности – группа может быть неактивной и не
принимать участия в мероприятиях.
– повышенный уровень жалоб от преподавателей.
Таким образом, можно сформулировать признаки конфликта:
– существование ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;
– неделимость объекта конфликта, т.е. предмет конфликта не может быть
поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия;
– стремление участников продолжить конфликтное взаимодействие для
достижения своих целей.
Чтобы лучше разобраться с понятием конфликта, желательно ознакомиться с
понятием конфликтной ситуации.
Итак, конфликтная ситуация – это объективная основа конфликта,
фиксирующая возникновение реальных противоречий в интересах и потребностях
сторон.
Часто именно объективные противоречия лежат в основе конфликтной
ситуации, но иногда хватает какой-либо мелочи: невпопад сказанного слова,
мнения, т.е. инцидента — и конфликт может начаться.