Другое на тему Психологические аспекты влияния детско-родительских отношений на профессиональное самоопределение подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования профессионального самоопределения и стилей семейного воспитания 7
1.1 Феноменология профессионального самоопределения подростков 7
1.2 Стили семейного воспитания и их влияние на профессиональное самоопределение подростков 12
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и профессионального самоопределения подростков 22
2.1 Организация и методы исследования 22
2.2 Диагностика детско-родительских отношений и уровня самоопределения 23
2.3. Оценка взаимосвязи детско-родительских отношений и уровня самоопределения 33
2.4 Методические рекомендации для родителей по воспитанию подростков 36
Выводы по главе 2 37
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Введение:
Актуальность исследования обусловлена необходимостью отследить как влияют родительские установки и стиль семейного воспитания на становление личности ребенка и его профессиональное самоопределение. В жизни человека принимается множество решений, оказывающих существенное влияние на развитие его личности. Мы считаем выбор будущей профессии одним из самых принципиальных. В подростковом возрасте общество ожидает от нас, по крайней мере, представления о том, кем мы хотим быть. В ситуации, когда мы только оканчиваем среднюю школу, пробуя на вкус свободу и исследуя все возможности мира, мы решаем, чем будем заниматься до пенсии.
Молодой человек, наполовину ребенок, едва ли представляет себе, что такое тридцать или сорок лет жизни, когда он едва прожил пятнадцать. К счастью, вокруг него есть более опытные люди: учителя, школьные психологи, тренеры, лидеры кружков по интересам, старшие друзья и братья и сестры, а главное, родители. Именно родители во многом влияют на выбор ребенка, становятся его ориентиром, либо, наоборот, отвращают его от выбора, который связан с семьей.
В настоящее время можно сказать, что на тему выбора профессии было проведено много исследований, и в основном это были исследования подростков. Сегодня молодые люди дольше остаются с родителями, позже начинают строить трудовую карьеру и создают семью. Поэтому они, вероятно, будут больше зависеть от своих родителей, чем предыдущие поколения. Таким образом, родители все еще могут иметь значительное влияние на них. Арнетт (2000) в этом контексте говорит о «начинающейся взрослости». Период, когда человек ищет свою идентичность, когда он сосредотачивается на себе, он не чувствует себя ни взрослым, ни ребенком. Это век перемен и возможностей.
Цель работы — выяснить, имеют ли родители влияние на выбор детьми профессии, описать связь эмоциональной привязанности с выбором профессии и связь личностных особенностей с выбором профессии.
Степень изученности темы. Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности подростка в семье изучали Т.В. Архиреева, А. Я. Варга, О. Е. Девятова, В. Н. Дружинин, А. И. Захаров и другие.
Объект исследования – профессиональное самоопределение подростков.
Предмет – психологические аспекты влияния детско-родительских отношений на профессиональное самоопределение подростков.
Цель исследования – исследование взаимозависимости детско-родительских отношений и профессионального самоопределения подростков.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность профессионального самоопределения у подростков,
2. Проанализировать особенности стилей семейного воспитания,
3. Описать методы исследования
4. Провести диагностику детско-родительских отношений и уровня самоопределения
5. Осуществить оценку взаимосвязи детско-родительских отношений и уровня самоопределения
6. Составить методические рекомендации для родителей по воспитанию подростков.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что стиль семейного воспитания оказывает влияние на специфику профессионального самоопределения подростков.
Для подтверждения гипотезы предполагается применение следующих методик:
1. Тест «Стратегия семейного воспитания» Т.А. Фалькович и Н.С. Толстоуховой (участники – родители подростков).
2. Опросник «Анализ семейного воспитания» Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис.
3. Анкетирование
Методами исследования выступают следующие:
1. Теоретические методы – изучение и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы – проведение эмпирического исследования, тестирование.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: ГБОУ города Москвы «Школа № 1329» и курсанты Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя В исследовании приняли участие две группы в количестве 30 человек (по 15 человек каждая).
Практическая значимость исследования: результаты исследования можно использовать в практической деятельности психологам и педагогам, которые работают с подростками, а также родителям, воспитывающих подростков.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретическим основам исследования профессионального самоопределения и стилей семейного воспитания. Во второй главе представлено эмпирическое исследование взаимосвязи стилей родительского воспитания и показателей профессионального самоопределения подростков в семье.
Заключение:
Тема выбора профессии в настоящее время фигурирует в основном в педагогических и социологических исследованиях. Оказывается, при выборе профессии играет роль ряд факторов. Результаты исследований неоднозначны. В нашем исследовании мы попытались выяснить, есть ли разница в профессиональном самоопределении подростков, которые обучаются в школе и являются курсантами МВД. Нас интересовало, больше ли родители школьников вмешиваются в выбор профессии. Мы искали связь между личностными качествами и выбором профессии, а также эмоциональной привязанностью и выбором профессии.
К сожалению, мы также не пришли к однозначному выводу. Мы получили существенные различия между курсантами и школьниками в отношении помощи, полученной от родителей. Мы не обнаружили разницы между родителями с разным образованием в отношении помощи, полученной от родителей при выборе профессии.
Однако мы обнаружили небольшую связь между личностными качествами и выбором профессии. То же самое и со связью между эмоциональной привязанностью и выбором профессии. Мы считаем это исследование полезным, так как оно открывает двери для дальнейших исследований в области личностных качеств и выбора карьеры, эмоциональной привязанности и выбора карьеры.
Таким образом цель работы выполнена, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования профессионального самоопределения и стилей семейного воспитания
1.1 Феноменология профессионального самоопределения подростков
Значение понятия профессионального самоопределения до сих пор понимается по-разному. Современные исследования определяют профессиональную карьеру как последовательность основных должностей, занимаемых человеком в течение его жизни. Профессиональное самоопределение следует видеть, как последовательность трудового опыта человека с течением времени. Карьеру же следует определить как модель влияний, которые со временем проявляются в жизни человека.
Современные точки зрения на профессиональное самоопределение относятся к так называемому развитию карьеры. Эти представления подчеркивают, что под ним понимается процесс, осуществляемый на протяжении всей жизни. Для большинства людей профессиональное самоопределение — продолжающийся всю жизнь процесс подготовки, выбора и, как правило, принятия других решений среди многих профессий, доступных в нашем обществе.
Само же профессиональное самоопределение следует оценивать как общую совокупность психологических, социологических, образовательных, физических, экономических факторов и факторов возможностей, которые вместе формируют карьеру человека в его жизни. Исследователи также рассматривают социальные и культурные сдвиги, которые повлияли на трудовую жизнь.
Н. К. Щербакова утверждает, что мы живем в эпоху, когда карьеру нужно строить, и ее больше нельзя предсказать. Получается, что линейное развитие карьеры уже не действует. Все чаще исследователи говорят о постоянном противоречии между использованием прошлого опыта и позиционированием для будущих возможностей. Карьера и личное развитие идут рука об руку. Я и обстоятельства, которые развиваются, изменяются и развиваются по отношению друг к другу, вместе образуют ядро и напряжение развития карьеры .
Появился ряд теорий личностного самоопределения. Теоретики пытались рассортировать их по четким категориям. При характеристике данных теорий следует провести различие между психологическими и непсихологическими теориями. М. Осипов выделил четыре категории: теории развития, теории, ориентированные на черты, теории, основанные на подкреплении, и теории личности
С. Минор теории карьеры на теории содержания и теории процессов.
Рассмотрим теорию карьерного самоопределения на основании последней классификации, приведенной выше. Теории содержания описывают влияние на развитие карьеры, которое либо жестко связано с контекстом, в котором живет человек, либо возникает из него. К содержательным теориям относится, например, теория профессиональных типов личности и условий труда. Теории процессов касаются взаимодействий и изменений, происходящих во времени . Среди теорий процесса мы можем найти теории развития карьеры, теория границ и компромиссов и другие.
В настоящее время появляются теории, которые касаются как содержания, так и процесса профессионального самоопределения. Теории содержания и процесса включают теорию социального обучения выбора карьеры, теорию развития личности и выбора карьеры и другие. Более широкие интерпретации стремятся объяснить развитие карьеры представителей меньшинств.