Другое на тему Проектирование индивидуального образовательного маршрута студента
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Проектирование
индивидуального образовательного маршрута студента
Аннотация.
В данной статье рассматривается понятие,
идея индивидуализации образовательного процесса как инновационной деятельности
педагогического вуза в контексте современной парадигмы образования.
Предлагается определение индивидуализация образовательного процесса, под
которым понимается организованная посредством инновационных форм и методов
система взаимодействия субъектов образования, в которой используются актуальные
индивидуальные возможности каждого и учитываются, по Л.С. Выготскому, зоны
ближайшего и актуального творческого развития, и гармоничного совершенствования
личностной структуры. Раскрывается типология индивидуальных образовательных
маршрутов студентов как механизма индивидуализации профессионального
становления будущих учителей. Описывается алгоритм прохождения индивидуального
маршрута. Предложенный алгоритм может быть применен как к учебному процессу,
так и к внеурочной деятельности обучающегося, а каждый «шаг» конкретизируется
специальными техниками и приемами в зависимости от содержания деятельности и
индивидуальных особенностей, уровня сформированности его субъектности в
конкретном виде деятельности. В маршруте выделено три линии продвижения.
Ключевые
слова: индивидуализация; индивидуальная
траектория развития; индивидуальный образовательный маршрут. В
статье описывается подход к образованию. Исследователи Юрловская И.А. и
Гучмазова К.П. утверждают следующее: «Перед современным педагогическим
образованием, основной целью которого является удовлетворения
культурно-образовательных потребностей личности, обеспечения общекультурной,
научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования, – стоит
задача оказать помощь будущему педагогическому работнику в сознательном выборе
своего профессионального пути, осуществлении самоопределения в профессии,
совершенствование творческого потенциала и профессионально значимых качеств
личности».
Исходя
из этого следует, что потребность способна продвинуть науку быстрей
университетов. И задаваемые практикой вопросы подтверждают актуализацию
потребности осознать, что есть индивидуальный образовательный маршрут и
индивидуальная траектория развития, каким способом их можно выстроить для
студентов педагогических вузов. Стремление студента построить свой
образовательный путь, в формировании которого преобладает жизненные ориентиры,
личностное начало, прослеживается в последнее время все более отчетливо. Она
довольно устойчива и разнообразна по проявлениям, что бесспорно свидетельствует
о необходимости ее определения, и ее изучения. Введение и анализ данного
понятия позволяет приблизиться с других точек зрения к вопросу получения
профессионального образования, которые связаны с тем, что образование рассматривается
в тесной взаимосвязи с жизнедеятельностью студента, с его ориентациями, целями,
планами; с обнаружением вероятных типов, видов, вариантов маршрутов; с
выявлением механизмов и закономерностей формирования и реализации маршрута; с
исследованием системы взаимодействия преподавателей и студентов при его
осуществлении; с изучением сущности сопровождения маршрута. Универсального
рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Поэтому авторы спроектировали и
описали свое виденье данной проблемы, для последующего построения модели
индивидуализации образовательного процесса в современном педагогическом вузе.
В
основу проектирования алгоритма ИОМ (индивидуального образовательного
маршрута), положена логическая структура, следующих этапов:
·
постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели профессиональной
подготовки);
·
самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с
внешними требованиями, например, требованиями будущей профессии);
·
выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели;
·
конкретизация цели (выбор курсов);
·
рефлексия.
Предложенный
алгоритм может быть применен как к учебному процессу, так и к внеурочной
деятельности обучающегося, а каждый «шаг» конкретизируется специальными
техниками и приемами в зависимости от содержания деятельности и индивидуальных
особенностей, уровня сформированности его субъектности в конкретном виде
деятельности. Целью результативного прохождения по ИОМ является достижение
студентом определенного уровня образованности (профессиональной
компетентности). Понятие «индивидуального маршрута» применительно к вузу
разработано на основе личностно ориентированного подхода и рассматривается в
качестве целенаправленной проектируемой дифференцированной образовательной
программы, обеспечивающей студенту позицию субъекта выбора, разработки,
реализации образовательной программы при реализации преподавателем помощи в
профессиональном самоопределении и самореализации будущего педагогического
работника.
Далее
авторами статьи указываются организационные блоки, необходимые для построения
маршрута: целевой, технологический, диагностический, организационно-педагогический,
результативный.
Целевой
предполагает определение целей и основных направлений в сферы приобретения
образования, формулируемых на основе ФГОС, основных мотивах и потребностях
студента.
Содержательный
отражает осуществляемое в рамках определенной образовательной программы
содержание образование.
Технологический
охватывает применяемые методы, методики, технологии, системы обучения и
воспитания.
Диагностический
выявляет систему диагностического сопровождения.
Организационно-педагогический
определяет режимные условия реализации, характеристику обучающегося
(индивидуальные особенности, уровень готовности к овладению, образовательные
потребности), для которого создана образовательная программа; формы аттестации
достижений и т.д.).
Результативный показывает
ожидаемые плоды реализации.
В
образовательном маршруте выделены три основных этапа, отвечающие каждому из них
периоды и линии продвижения при получении образования. Этапы связываются с
осознанием бакалавров себя в новой образовательной среде, с погружением в нее и
с усвоением среды.
Периоды
ООМ отражают следующие положения:
осознание
обучающимся важности получения образования;
познание
и утверждение себя;
приобретение
и группирование знаний;
дифференцирование
учебных предметов (областей знаний);
осознание
себя как будущего педагогического работника;
ориентация
на деятельность в качестве учителя, подготовка к ней;
ориентация
на занятия научной деятельностью, подготовка к ней.
Также
ИОМ может продвигаться по определённым векторам (линиям).
В
маршруте выделяются три линии продвижения: линия личностного роста; линия
знаний и линия профессионального самоопределения.
Перечисленные
линии являются векторами типов индивидуальных образовательных маршрутов:
Я-центрированный; направленный на овладение знаниями, связанный с формированием
студентом себя как человека образованного; связанный с формированием студентом
себя как будущего учителя — специалиста. Уникальность
индивидуально-образовательного маршрута студента заключается в том, что он дает
возможность на основании контролируемой самооценки, желания к совершенствованию
своих знаний и умений, увеличить объем знаний при проектировании своей учебной
и внеучебной деятельности.
Таким
образом, путь человека в образовании зависит не только от логики предметов и
областей знания, но и в большей степени от личностного потенциала обучающегося,
т. е. от его задатков и способностей. Опираясь на этот вывод, учитывая
результаты указанных исследований, под индивидуальным образовательным маршрутом
понимается персонально-событийный путь непрерывного духовно-нравственного,
когнитивного, эмоционально-волевого, личностного развития и реализации
потенциалов студента в образовательном процессе в вузе, в соответствии с его
личными предпочтениями, мотивами и интересами.