Организация исследований качества образовательной среды в дошкольном образовании и начальной школе Другое Экономические науки

Другое на тему Проектирование безопасной образовательной среды как современная проблема дошкольного и начального общего образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы проектирования безопасной образовательной среды 9

1.1 Понятие безопасной образовательной среды 9

1.2 Сущность проектирования безопасной образовательной среды 11

1.3 Задачи, методы и виды проектирования безопасной образовательной среды в дошкольном и начальном школьном образовании 13

ГЛАВА 2. Анализ проектирования безопасной образовательной среды в МОУ СОШ №16 с УИОП г. Электросталь (начальная школа и дошкольное отделение) 18

2.1 Оценка текущего уровня безопасной образовательной среды в МОУ СОШ №16 с УИОП г. Электросталь (начальная школа и дошкольное отделение) 18

2.2 Проблемы и пути их решения 25

2.3 Рекомендации 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

ПРИЛОЖЕНИЯ 38

  

Введение:

 

Актуальность исследования состоит в том, что проблемы безопасной среды были всегда, но именно сейчас на это обращают все больше внимания. Это связано с модернизацией современной системы образования. Обостряются вопросы, связанные с умение педагогов создавать и поддерживать безопасность и комфорт не только в образовательной, но и социальной среде. Особенно актуальной является проблема создания безопасной образовательной среды в образовательных организациях.

Среда, которая окружает детей, должна быть организованная с учетом их возрастных особенностей. Проблема организации образовательной среды рассматривалась многими авторами. В требованиях ФГОС для дошкольного и начального школьного образования развивающая предметно — пространственная среда занимает особое место в развитии ребенка и является важным компонентом обучающего процесса. Чтобы образовательное пространство выступало как образовательная среда, оно должно стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать индивидуальные способности каждого ребенка.

Безопасность – это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество, ни экономика, ни тем более государство. Безопасная среда подразумевает под собой не только сохранение физической безопасности, личной безопасности ребенка в окружающем пространстве, но и психологическую безопасность. Некоторые авторы определяют психологическую безопасность как состояние образовательной среды, которое свободно от психологического насилия, которое способствует удовлетворению потребностей и обеспечивающее психическое здоровье включенных в неё участников.

Безопасная образовательная среда должна создаваться при взаимодействии всех сторон жизни ребенка — это семья и образовательное учреждение. Важное место в воспитательном и образовательном процессе в образовательных учреждениях занимает психическое здоровье детей, индивидуализация образовательных маршрутов и создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного и школьного образования определяет, как одну из важнейших задач: «охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы»

Степень изученности проблемы. В исследованиях отечественные ученые часто обращались к явлению безопасности, указывая на его важность для установления гармоничных отношений между человеком и окружающей социальной средой.

Методологическую базу исследования об основах безопасности и безопасной среды в образовании составили труды таких авторов, как: Баева И.А. , Дзятковская Е.Н. , Провоторов В.Д. ,

Формированием и проектированием безопасной образовательной среды занимались: Алисов Е.А. , Артемьева А.С. , Гаязова Л.А. , Третьякова А.П., Бучельникова Л.В. , Рубцов В.В. , Тюмасева З.И. , Ясвин В.А.

Проблемой исследования выступает положение о том, что процесс образования на сегодняшний день существенно отличается от того, который был раннее. Появляется много нового, и не всегда это может положительно сказываться на развитии ребенка. Поэтому проектирование безопасной образовательной среды необходимо для повышения качества образования.

Цель исследования: изучение основ проектирования безопасной образовательной среды как современной проблемы дошкольного и начального школьного образования.

Объект исследования: образовательная среда в детском саду и начальной школе.

Предмет исследования: управление безопасной образовательной средой условиях детского сада и начальной школы.

Задачи исследования:

 Рассмотрение теоретико-методологических основ проектирования безопасной образовательной среды,

 Проведение анализа проектирования безопасной образовательной среды в МОУ СОШ №16 с УИОП г. Электросталь (начальная школа и дошкольное отделение).

Для решения поставленных задач в данной работе использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ образовательной среды детского сада и начальной школы, диагностика.

Гипотезой исследования выступает предположение, что, проектирование безопасной образовательной среды является современной проблемой дошкольного и начального общего образования.

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №16 с УИОП г. Электросталь (начальная школа и дошкольное отделение).

Структура работы включает в себя: введение, основную часть, состоящую из двух глав с параграфами, заключение и список использованной литературы.

Во введении исследования обоснована актуальность работы, поставлена проблема, определены цель и задачи, необходимые для решения данной проблемы, выявлены предмет и объект, представлена гипотеза, проведена степень изученности темы исследования, описана методологическая база, обозначена структура работы.

В первой главе отражены теоретико-методологические основы проектирования безопасной образовательной среды:

 Рассмотрено понятие безопасной образовательной среды,

 Изучена сущность проектирования безопасной образовательной среды,

 Определены задачи, методы и виды проектирования безопасной образовательной среды в дошкольном и начальном школьном образовании.

В второй главе проведен анализ проектирования безопасной образовательной среды в МОУ СОШ №16 с УИОП г. Электросталь (начальная школа и дошкольное отделение):

 Сделана оценка текущего уровня безопасной образовательной среды в МОУ СОШ №16 с УИОП г. Электросталь (начальная школа и дошкольное отделение),

 Выявлены проблемы и пути их решения.

 Разработаны рекомендации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе теоретико-методологического изучения основ проектирования безопасной образовательной среды нами было выявлено, что безопасная образовательная среда как понятийная дефиниция представляет собой целостную качественную характеристику внутренней жизни образовательной организации, которая демонстрирует совокупность всех позитивных возможностей обучения, воспитания и развития личности, а также положительного взаимодействия всех участников, включенных в ход образовательного процесса.

Такое проектирование основано на реализации здоровьесберегающих, психологических и экологических технологиях и направлениях. Безопасность в образовательной организации может быть, в свою очередь, различных видов: духовная, интеллектуальная, нравственно-этическая, педагогическая, психологическая, трудовая, управленческая, физическая, этническая, а основной задачей проектирования считается обеспечение психологического и организационного благополучия.

В процессе оценки текущего состояния безопасной образовательной среды дошкольного отделения и начальной школы на базе образовательной организации было выяснено, что участниками образовательного процесса дана оценка безопасности на уровне низких и средних показателей, что, предположительно, обусловлено социально-психологическими и управленческо-организационными проблемами всех субъектов образовательного процесса.

В стремлении повысить уровень безопасности была предложена проектная модель, включающая социально-психологический и управленческо-организационный направления развития. По сути, они представляют собой параллельную взаимосвязанную деятельность по обеспечению благополучия всех участников образовательного процесса с преимущественной ориентацией на результативность воспитанников и обучающихся. Кроме того, в проектной модели решением является также структурная составляющая, выраженная в наличии следующих блоков: целеполагания, содержательно-организационного блока, диагностико-результативного блока.

В качестве рекомендаций по проектированию безопасной среды в образовательной организации (с учетом специфики целевой аудитории – воспитанников и обучающихся младшей школы) определена необходимость создания особой системы здоровьесбережения, безопасности, создающей максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития социально-психологического здоровья всех субъектов образования и оптимизации воспитательно-образовательного процесса.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1 Понятие безопасной образовательной среды

Основными целями общеобразовательной школы являются сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование безопасной образовательной среды.

Образовательная среда является частью жизненной среды человека, а психологическая безопасность представляет собой одну из ее психологических характеристик, которая становится значимой проблемой в связи с ростом психологического насилия во взаимодействии учащихся, педагогов, родителей и школьной администрации.

Безопасная образовательная среда – «целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, представляющая собой совокупность всех позитивных возможностей обучения, воспитания и развития личности» .

Безопасная образовательная среда школы предполагает, что каждому участнику образовательного процесса гарантируется «соблюдение их прав и норм психолого-физической безопасности, что создаются условия для индивидуального развития каждого обучающегося. При выстраивании такой образовательной среды необходимо учитывать особенности взаимодействия участников образовательного процесса, стратегии и технологии обучения и воспитания учащихся, технологии сопровождения участников образовательного процесса» .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы