Другое Гуманитарные науки Литература

Другое на тему Проект по литературе «Предложения с обращениями в сказках А,С, Пушкина»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы исследования предложений с обращениями в сказках А. С.
Пушкина. 5

1.1. Понятие
обращения. 6

1.2. Особенности
языка А. С. Пушкина. 8

Глава 2.
Анализ предложений с обращениями в сказках А. С. Пушкина. 11

2.1.
Классификация обращений в сказках А. С. Пушкина. 11

2.2.
Возможность изучения обращений в сказках А. С. Пушкина (разработка продукта) 19

Заключение  23

  

Введение:

 

Актуальность
проблемы обусловлена тем, что 27 января 2022 года исполнится 185 лет со дня смерти
Александра Сергеевича Пушкина. В связи с этим появляются новые исследования языка
произведений, которые оставил после себя великий мастер.

Каждому
ребенку с детства известны сказки Александра Сергеевича Пушкина. Они наполнены не
только удивительными мотивами, но и своеобразным языком, большую роль в формировании
которого играют различные художественно-выразительные средства. Среди них особое
место занимают обращения, которые несут в себе особый смысл, передают эмоциональные
оттенки, характеризируют героев и авторское отношение к ним.

Эта
проблема исследовалась на научном уровне. В процессе работы над проектом мною были
изучены различные работы ученых по данной проблеме. Мне удалось узнать, что ею занимались
как российские, так и иностранные ученые.

Так,
например, лексико-семантическую классификацию обращений в «Сказках» А. С. Пушкина
провел И. Б. Ян[1].
Этот исследователь изучил лексическое значение обращений, которые использовал в
своих сказках великий русский поэт.

Использование
обращений в сказках А. С. Пушкина с обращениями в романе «Евгений Онегин» сравнила
И. А. Садыкова, которая пришла к выводу, что изучение данное проблемы вносит вклад
в в изучение особенностей русского национального характера, русских коммуникативных
традиций и позволяет увидеть талант А.С. Пушкина не только как мастера слова, но
и как выразителя духа времени, духа народного[2].

В
результате мне удалось понять, что тема исследования предложений с обращениями в
сказках А. С. Пушкина волнует ученых, которые, в основном, изучают эту проблему
с научной точки зрения и в перспективе использования для изучения русского языка
иностранцами.

Но
анализ возможностей исследования предложений с обращениями в сказках А. С. Пушкина
российскими школьниками, например, пятых классов, которые уже знакомы с творчеством
великого поэта и имеют представление об обращениях, в настоящее время исследованы
мало, поэтому данная работа обладает новизной и сконцентрирована на решении следующей
проблемы: как ученики 5-6 классов могут исследовать предложения с обращениями в
сказках А. С. Пушкина для закрепления знаний по русскому языку и более глубокого
изучения литературы?

Целевой
группой проекта являются мои сверстники: ученики пятых-шестых классов.

Мною
также была сформулирована следующая гипотеза: ученики могут исследовать предложения
с обращениями в сказках А. С. Пушкина, опираясь на уже имеющиеся знания об обращении
как синтаксической конструкции и творчестве великого поэта, с уклоном на классификацию
обращений и их роль в качестве художественно-выразительного средства в тексте сказки.

В
результате проекта сформулирован продукт: разработана памятка, которая может быть
использована учителями на уроках русского языка и литературы при изучении творчества
А. С. Пушкина и темы «Обращение» в пятом классе.

Данный
продукт обладает:

— новизной (в настоящее время не существует памяток
на указанную тему);

— полезностью (он может быть использован в педагогической
деятельности учителями пятых классов).

Целью
проекта – изучение возможностей использования исследования предложений с обращениями
в сказках А. С. Пушкина.

Для
достижения данного проекта мною решались следующие задачи:

1.
Исследовать понятие обращения.

2.
Изучить особенности языка А. С. Пушкина.

3.
Классифицировать обращения в сказках А. С. Пушкина.

4.
Выявить возможности использования исследования предложений с обращениями в сказках
А. С. Пушкина на уроках в школе и разработать продукт.

5.
Сформулировать выводы по результатам работы и подтвердить или опровергнуть гипотезу.

При
работе над проектом были использованы общетеоретические и эмпирические методы.

К
общетеоретическим методам можно отнести изучение литературы, анализ, синтез, обобщение.

К
эмпирическим методам, которые использовались при работе над проектом, относят анкетирование.

Объектом
исследования являются сказки А. С. Пушкина.

В
качестве предмета работы выступает исследование предложений с обращениями в сказках
А. С. Пушкина.

Данный
проект состоит из введение, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения,
списка источников и литературы. [1] Ян И. Б. Лексико-семантическая
классификация обращений в «Сказках» А. С. Пушкина // Язык России и стран
ближнего зарубежья как иностранные: преподавание и изучение. – 2014. – С.
406-410. [2] Садыкова И. А. Сравнительный
анализ обращений в цикле «Сказки» и романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина //
Гуманитарные научные исследования. – 2015. — №12. – С. 246-251.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
процессе работы над проектом мне удалось сделать следующие выводы. Используя
обращение, человек может многого добиться: показать свое эмоциональное
отношение к происходящему (как фактическое, так и желаемое), сформулировать
уточняющий вопрос или просьбу, сделать речь живой и красочной.

Указанные
функции обращения выполняют и в литературных произведениях.

В
рамках данной работы предложен алгоритм-памятка по анализу предложений с
обращениями в сказках А. С. Пушкина, но данный продукт может использоваться и
при изучении обращений в текстах других литературных произведений различных
писателей.

Кроме
того, в процессе исследования разработана анкета для учеников 5-6 классов для
анализа их знаний об обращениях, которые используются в сказках А. С. Пушкина.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Понятие обращения Из
курса русского языка мне известно, что обращение – это слово (или сочетание слов),
называющее того, к кому обращаются с речью. Обращения
произносятся с особой звательной интонацией, в этом и состоит из специфика: интонация
на этих словах повышается, а после них выдерживается пауза.

В
русском языке когда-то был особый, звательный падеж. Он использовался при обращениях.
Сейчас слова в этом падеже сохранились только в поэтической речи.

Например, что тебе надобно, старче?

Отче наш…

В
разговорной речи мы часто сокращаем конечные гласные обращений:

Саш, иди сюда!

Посмотри, мам!

Тань, ты скоро?

Эти
сокращения в сущности являются следами звательного падежа.

 Обращения могут состоять из одного слова или иметь
при себе пояснительные слова (например, «милый
кум»).

У
обращений особая роль – они не входят в число членов предложения, а служат для привлечения
внимания собеседника. К тому же они показывают отношение говорящего к собеседнику,
а также и о самих собеседниках.

В
обращениях могут проявляться чувства. Обращением можно выразить ласку, доброту,
заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство, равнодушие,
враждебное отношение.

Например,
исследуя предложения в творчестве различных русских авторов, можно найти ответы
на вопросы, как относятся герои произведений друг к другу, а также как к ним
относится сам автор.

Обращения
– это один из способов олицетворения. Обращения
всегда выражены существительными в именительном падеже.

Именно
поэтому обращения часто путают с подлежащим, которое тоже выражается
существительными в именительном падеже. В этом вопросе следует быть
внимательными: подлежащее является производителем действия, а обращение – нет.

При
этом в ходе работы над проектом мною было выявлено, что обращение можно заменить
подлежащим. В
качестве примера можно привести следующие примеры обращений из русской литературы,
известные каждому:

Соседка, перестань срамиться. – Соседка
перестанет срамиться.

Спой, светик, не стыдись! – Светик споет,
не стыдясь.

Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!
– Как милый Петушок поет громко, важно!

Послушай-ка, дружище! – Дружище послушает.

В
этих предложениях те же самые слова, которые изначально были обращениями, играют
роль подлежащего. Но интонация предложений становится совершенно другой.

Еще
одной особенностью обращений является то, что их можно убрать из предложений,
но при этом потеряется непосредственность общения, которую передает автор, а
сами предложения становятся менее выразительными и сухими.

Из
курса русского языка мне известно, что обращение может стоять на любом месте в предложении.

Обращение
всегда выделяется запятыми, несмотря на то, в каком месте находится в предложении.
Обращение не является членом предложения, а местоимения «ты» и «вы» на письме запятыми
не выделяются

Иногда обращение может произноситься
с восклицательной интонацией. Тогда после него ставится восклицательный

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы