Другое на тему Проблемы коммуникации в профессиональной сфере
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
Проблемы коммуникации в профессиональной сфере
Коммуникация-это механизм, включающий мыслительные символы и средства их переноса в пространство, сохранения во времени, посредством которых обеспечивается существование и развитие отношений между людьми. Коммуникативные процессы выполняют ключевую роль в социокультурной среде, поскольку в них создаются символы, мнения, которые могут быть воплощены в моделях поведения, ценностях и нормах. Можно сказать, что коммуникативные процессы-это среда для передачи культурного опыта в знаках, ритуалах, поведении и т. д.
Общение любого рода считается процессом, определяемым социокультурными моделями. Благодаря внешним влияниям (стимулам), специфике социокультурных коммуникаций, наличию в процессе коммуникации сознательных представлений и бессознательных побуждений, разделяемых членами общества и управляемых их действиями в организованных группах и неорганизованных коллективах (толпе), мы можем различать коммуникативные процессы в обществе.
Коммуникация является объектом исследования многих наук: социологии, политологии, культурологии, психологии, лингвистики, информатики и др.
В настоящее время термин «коммуникация» имеет несколько значений:
1)средства связи любых объектов материального и духовного мира;
2)общение, передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация);
3)общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация).
Распространенным понятием коммуникации чаще всего выступает информационный обмен между людьми, их группами, организациями. Коммуникация – «передача информации от человека к человеку; тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен»
Процесс общения сопровождает всю нашу жизнь, в повседневных ситуациях человек активно вступает в общение в определенных случаях. Однако ситуации общения можно условно разделить на информационные и целевые. В первом, исходя из названия, основным мотивом общения является обмен информацией. Например, этот тип взаимодействия включает такие ситуации, как разговоры в гостях, в кругу друзей или семьи, то есть те случаи, когда человеку может нравиться общение.
В отличие от первого варианта, целевое общение в основном направлено на достижение некоторого результата, на решение проблемы. Чаще всего целенаправленное общение связано с реализацией профессиональной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональное общение-это всегда целевое общение. Цели, в свою очередь, определяются характером и ситуациями профессиональной деятельности. Именно в достижении или не достижении целей судят об уровне профессионализма работника, его эффективности, качестве выполнения обязанностей.
Исходя из этого, профессиональное общение относится к процессу установления и поддержания прямого или опосредованного определенными средствами контакта, обусловленного профессионально значимыми целями, которые включают ответственность за их выполнение, между сотрудником и лицом, вовлеченным в сферу его профессиональных интересов.
Эффективность общения определяется степенью взаимопонимания между коммуникантами. В сфере профессионального общения проблема понимания является одной из наиболее актуальных. Коммуникация всегда предполагает наличие отправителя информации, ее получателя и само сообщение.
Любое общение предполагает обмен информацией. Одна из задач состоит в том, чтобы определить, каким образом языковые и речевые особенности профессионального общения влияют на привлечение внимания к тексту общения, его восприятие и переработку содержащейся в сообщении информации.
Профессиональное общение как межкультурная коммуникация предполагает взаимодействие носителей разных профессиональных культур, а следовательно, разных языковых сознаний. Необходимым условием речевого общения является общность языковых сознаний. Если же коммуниканты не обладают общностью знаний об используемом языке или общностью знаний о мире, возникает конфликт непонимания партнерами друг друга.
Важное значение при кодировании информации имеет умение говорящего (профессионала) предвосхитить и определить, как именно адресат проинтерпретирует и поймет сообщение на основе своих знаний и представлений об окружающей действительности.
Ильин выделяет три типа трудностей в общении по сложности от наиболее до наименее сложных: нарушения, трудности и барьеры. Автор считает, что различие между этими понятиями заключается в взаимосвязи субъективной неудовлетворенности общением, серьезности объективных последствий и их негативном влиянии на развитие участников общения.
Эти типы также различаются по степени тяжести течения и психологическим последствиям, по степени неудовлетворенности общением и вовлеченности в него обоих партнеров, если это возможно и как их устранить. Он объединяет эти три типа трудностей, что все они возникают непреднамеренно, внешне протекают без конфликтов, а также сопровождаются внутренним напряжением, неудовлетворенностью в общении, негативными эмоциями.
Люди с таким типом трудностей, как, расстройства, имеют самые тяжелые психологические последствия. Субъекты, которые приносят нарушения в процессе общения, определяются автором как подозрительные, завистливые, эгоцентричные, тщеславные, самолюбивые, ревнивые, с высоким уровнем разочарования межличностных потребностей.
Трудности в общении, проявляющиеся наименее тяжелыми психологическими последствиями, определяются соотношением желаний, навыков и коммуникативных возможностей, присущих субъекту общения.
Психогенные трудности возникают из-за психологических травм, стресса, трудных переживаний и разочарований, неадекватной самооценки и являются причиной определенных негативных изменений, прежде всего в доверительном общении.
Такие трудности могут затрагивать не только психологический, но и физиологический уровень, приводя к психосоматическим заболеваниям, например, таким как изъязвление, гипертония, эндокринные нарушения и др.
Социогенные трудности, в свою очередь, являются следствием внешних барьеров (коммуникативных, семантических, языковых или ситуативных); неудачных переживаний эмоциональных и социальных контактов; недостатков, разрешенных в учебном процессе; определенных условий общения, например, отсутствия возможности побыть одному или лишений в детстве.
Подобные трудности могут возникать как реакция на взаимодействие с неуклюжим, жестким, насмешливым, сварливым, безрассудным и раздражительным партнером.
Так, в базовых подходах к проблемам трудностей в общении значительное внимание уделяется несоответствию мотивационной составляющей общения, особенностям представления трудностей в сознании и опыту самих партнеров по общению. Исследователи также ставят трудности в общении, силе потока, между беспорядками и барьерами.
Скаженик говорит о наличии психологического барьера, выступающего в виде устойчивой установки, психологического настроя личности, процесса, свойства, состояния человека, который препятствует раскрытию эмоционально-интеллектуального потенциала. Он также указывает на то, что «истоки психологических барьеров заложены в самом факте существования общности и принадлежности к ней индивида. Обособление индивидов в пределах общности «мы» объясняется действием механизма противопоставления другой общности — «они».
Параметры, по которым осуществляется такое противопоставление, различны, но «главное заключается в том, что «мы» реагируем на определенные ситуации, определенные раздражители таким образом (что нас и объединяет) и они на то же самое реагируют по-другому».
Различия между индивидами ограничивают контакты и в итоге могут привести к сложностям во взаимоотношении. На основе анализа фундаментальных механизмов функционирования общностей Скажеником были выделены следующие детерминанты: сила коллективных норм, ценностей, действий и система ценностных ориентации личности.
Согласно Скаженику существует два типа социально-психологических барьеров: внутренние барьеры и внешние. Внутренние барьеры личности, связаны с такими образованиями, как нормы, установки, ценности, а также с такими личностными особенностями, как ригидность, конформность и слабоволие. К барьерам, причина которых находится вне личности можно отнести непонимание со стороны другого человека и дефицит информации.