Другое на тему Применение заданий с валеологическим содержанием при обучении химии в средней школе в период пандемии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Валеология в курсе химии средней
школы: актуальность, перспективы, особенности. 5
1.1. Актуальность валеологического вектора
в обучении химии в период пандемии. 5
1.2. Основные направления разработки заданий
с валеологическим содержанием. 20
1.3. Примеры заданий валеологического содержания
для курса химии средней школы.. 20
2. Разработка и апробация комплекта
заданий с валеологическим содержанием для курса химии средней школы.. 29
2.1 Психолого-педагогическая
характеристика класса. 29
2.2. Разработанные задания с методическими рекомендациямипо
их использованию.. 31
2.3. Практическая оценка эффективности разработанных заданий. 36
Вывод по второй главе. 44
Заключение. 45
Список литературы.. 48
Приложения 53
Введение:
Актуальность исследования.
Пандемия COV-19заставила пересмотреть вектор развития всего современного общества,
произошла мощнейшая переоценка ценностей, результатом которой является новый вектор
развития человечества. Его приоритетными направлениями стали безопасность, гигиеничность,
профилактика инфекций, забота о своем здоровье и здоровье контактирующих людей.
В то же время, возрастающий объем информации, в том числе лженаучных учений создают
панические волны в массовом сознании людей. Хемофобия в обществе и слабая валеологическая
подготовка школьников являются основой для отрицания КОВИДА-19 как болезни, распространение
мифов о вреде масок и несоблюдения мер изоляции. И, как результат, распространение
инфекционного заболевания, что влечет за собой увеличение летальных исходов и наносит
ущерб экономике РФ.
В связи с этим становится
актуальным совершенствование форм и методов валеологии в обучении химии, которые
стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность,
учат практически использовать валеологические химические знания в период пандемии.
Объект
исследования – задания с валеологическим содержанием в
период пандемии в средней школе.
Предмет
исследования – влияние использования заданий валеологического
содержания в период пандемии при изучении химии на валеологическую грамотность школьников.
Цель
исследования – выявление факторов и педагогических условий
успешного применения заданий валеологического содержания, ориентированных на активизацию
валеологической грамотности учащихся при изучении химии.
Для достижения цели исследования
и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
а) провести анализ литературных
источников и определить рациональное место заданий валеологического содержания в
учебном процессе при преподавании химии;
б) выявить аспекты валеологии,
значимые в период пандемии COV-19;
в) разработать методический
материал с акцентом на валеологическое содержание заданий;
г) провести экспериментальное
исследование эффективности применения заданий валеологического содержания в учебном
процессе.
Заключение:
В
рамках школьной программы по химии было разработано 6 блоков знаний, которые
должны играть образовательную роль в контексте пандемии, а именно:
—
Классификация веществ, воздействующих на возбудителей инфекционных заболеваний:
дезинфицирующие средства, консерванты, антибиотики.
—
Основные группы дезинфицирующих средств: вещества хлорсодержащие, спирты,
аммонийные соединения, вещества активных форм кислорода.
—
Современные технологии дезинфекции.
—
Материалы для изготовления средств индивидуальной защиты (маски и перчатки) для
массового потребления.
—
Противовирусные и противомикробные препараты.
—
Роль витаминов и микроэлементов в иммуномодуляции, профилактике и лечении
инфекционных заболеваний.
Для
каждого модуля были разработаны задачи по повышению ценностной компетентности учеников
в условиях пандемии, а также задачи стратегического значения для повышения
осведомленности о ценностях подрастающего поколения Российской Федерации.
Классификация
веществ, воздействующих на возбудителей инфекционных заболеваний:
дезинфицирующие средства, консерванты, антибиотики.
Валеологизация
преподавания химии пробудила интерес к предмету, расширила кругозор учащихся,
стимулировала изучение химии и ее роли в повседневной жизни, и учащиеся стали
понимать, зачем им нужен предмет химии.
Валеологизация
ненавязчиво погружает учащихся в широкий круг проблем, решаемых наукой,
демонстрирует их способности, вызывает желание участвовать в решении.
Например,:
3.
Расскажите о вреде нитратов в пище. Объясните опасность высоких уровней
нитратов. Как с этим бороться.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Валеология в курсе химии средней школы: актуальность,
перспективы, особенности
1.1. Актуальность валеологического
вектора в обучении химии в период пандемии
Валеологические
знания в школьной химии в период пандемии имеют прикладную значимость, так как именно
сегодня они необходимы для принятия решений в повседневно-бытовой жизни учащихся.
В
практике современного российского образования, а именно в средней школе появился
блок компетенций, посвящённый направлению "валеология".
Она
определяет себя как науку о здоровье и здоровом образе жизни.
В
последние десятилетия идея здоровья стала особенно актуальной, поскольку
качество здоровья испытывает неуклонный спад. В то же время становится все
более очевидным, что "от противного", от болезни к обеспечению
здоровья—собственно, именно на этот принцип претендует медицина, несмотря на
идею претендовать на профилактику — и неправильно, и вредно.
Русский ученый И. И. Брехман одним из первых
указал в последнее время на необходимость разработки новой научной основы
проблемы, а в 1980 году ввел термин "валеология" (как производное от
латинского valeo—"Здоровье"). Его основное положение можно свести к
следующему определению: Валеология — это межнаучное направление знаний о
здоровье человека, о том, как оно обеспечивается, формируется и сохраняется в
конкретных условиях жизни [42]. Как учебная дисциплина, она представляет собой
совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни человека. Тема "химия"
имеет большой потенциал для реализации этих стратегий в российском обществе.
Центральным
вопросом валеологии является воспитание отношения к личному здоровью и здоровой
культуре в процессе личностного развития.
Пандемия
COV-19 не напрямую меняет самоощущение социума и индивида, а через приобретение
новых социальных навыков (ношение масок, использование санитайзеров, дистанцирование,
самоизоляция и т.д.). Данные навыки преследуют гигиенические цели, при этом ярко
выражают золотое правило морали: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали
с тобой. Возросла значимость нравственной ответственности личности перед обществом,
когда выживание людей зависит от социально-ответственного поведения каждого.
Одной
из особенностей всего мирового сообщества является инфантилизация. Возраст осознанности
и ответственных решений становится все более высоким. Пандемия показала к каким
последствиям приводит такой образ жизни, поэтому, помимо информированности учащимся
по вопросам валеологии необходимо уделить внимание таким личностным качествам как
самостоятельность, ответственность, забота друг о друге.
Важно
сформировать понимание проблемы и осознать важность навыков ношения масок, использование
санитайзеров, дистанцирования, не только у учащихся с высоким потенциалом и способностями,
но у всей аудитории, изучающей химию в средней школе. С этой целью необходимо использовать
все творческие ресурсы современной педагогики и валеологии.
Разрастание
эпидемии до планетарного масштаба связано с вирусом SARS-CoV-2. Сложность борьбы
с этим вирусом не только в том, что он легко распространяется, но и в трудности
выработки антител к нему из-за постоянной мутации. Легочные инфекции, воздушно-капельный
путь заражения – самые легкие для распространения.
Валеология занимается
исследованиями по увеличению резервов здоровья человека. Это исследование
включает в себя, в частности, поиск средств, методов и приемов формирования мотивации
здорового образа жизни. С практической