Юриспруденция Другое Юриспруденция

Другое на тему Правовые механизмы противодействия распространению недостоверной общественно-значимой информации в сети «Интернет»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава 1.
Достоверность информации как правовая ценность  6

1.1.   Понятие
недостоверной общественно значимой информации и его соотношение со смежными
явлениями. 6

1.2. Право на
достоверную информацию: юридическая природа и содержание. 16

Глава 2. Правовые
режимы противодействия распространению недостоверной общественно значимой
информации. 23

2.1. Система
законодательства в области противодействия распространению недостоверной
общественно значимой информации: опыт Российской Федерации и США. 23

2.2. Операторы
социальных сетей и интернет-платформ как участники механизма противодействия
распространению недостоверной общественно значимой информации. 34

Глава 3.
Юридическая ответственность за распространение недостоверной общественно
значимой информации  39

3.1. Основания
ответственности за распространение недостоверной общественно значимой
информации  39

3.2. Актуальные
проблемы российской правоприменительной практики по вопросам распространения
недостоверной общественно значимой информации о COVID-19. 42

Заключение  48

Список
использованных нормативных правовых актов, других официальных материалов,
литературы и юридической практики  51

  

Введение:

 

В
связи с развитием коронавирусной инфекции, в различных источниках появляется
информация, в том числе с приведением статистических данных, о числе
заболевших, погибших, а также ложная информация о принимаемых мерах
безопасности. Распространение данной информации может нести в себе угрозу жизни
и здоровью граждан Российской Федерации, и служить препятствием в борьбе с
вирусом. Во избежание распространения ложных сведений, 01.04.2020 вступил в
силу Федеральный закон № 100-ФЗ, которым внесены изменения в Уголовный кодекс
РФ и в Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Уголовный
кодекс РФ дополнен новой статьей, которая вводит наказание за публичное
распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих
угрозу жизни и безопасности граждан, или о принимаемых мерах по обеспечению
безопасности. Такие деяния наказываются штрафом на сумму от 300 000 до 700 000
рублей, либо ограничением свободы на срок до 3 лет.

Также
вводится ст. 207.2 УК РФ, которая предусматривает наказание в виде лишения
свободы до 3-х лет, если распространенная заведомо ложная информация причинила
вред здоровью человека, до 5 лет лишения свободы, если указанная информация
повлекла смерть человека.

Кроме
того, внесены изменения в ст. 236 УК РФ о нарушении
санитарно-эпидемиологических правил. Статья дополнена указанием на часть 3, в
которой указывается, что нарушение санитарно-эпидемиологических правил,
повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, будет предусматривать
максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет.

Степень научной разработанности
темы. В процессе
исследования были использованы работы
таких отечественных
ученых-правоведов, как: Бачило И.Л., Блюм, Братановский С.Н., Гуев А.Н., Жирков
Г.В., А. В,. Ковалева Н.Н.,

Целью работы является комплексное
исследование особенностей, видового многообразия и специфики
реализации правовых механизмов противодействия распространению недостоверной
общественно значимой информации в сети «Интернет».

Задачи исследования

1. изучить
характер правовых отношений, связанных с распространением
информации при доступе к информационным ресурсам (сайтам) в сети Интернет;

1. Рассмотреть
проблему защиты информационных прав граждан при доступе к информационным
ресурсам (сайтам);

2. Определить
основные направления совершенствования законодательства применительно к
отношениям в сфере распространения информации в сети Интернет;

3. Выработать
и сформулировать предложения и рекомендации по защите прав субъектов
информационных отношений при распространении информации в сети Интернет.

Объектом исследования являются правовые механизмы
противодействия распространению недостоверной общественно-значимой информации в
сети «Интернет».

Предметом исследования является совокупность
нормативных источников и правовой литературы, регулирующие правовые механизмы
противодействия распространению недостоверной общественно-значимой информации в
сети «Интернет»

Методологической основой работы служат общенаучный диалектический
метод познания и вытекающие из него частно-научные методы:
системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический,
историко-правовой.

Структура курсового исследования. Работа состоит из введения, трех
глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

За распространение в
средствах массовой информации и в сети Интернет заведомо недостоверной
общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создающей
угрозу нарушения общественного порядка и безопасности, предусмотрена
административная ответственность по ч. 9 статьи 13.15 Кодекса об
административных правонарушениях «Злоупотребление свободной массовой
информации». За это предусмотрено наказание в виде административного штрафа на
граждан в размере от 30 до 100 тыс. рублей, на должностных лиц — от 60 до 200
тыс. рублей, на юридических лиц — от 200 до 500 тыс. рублей с конфискацией
предмета административного правонарушения или без нее.

Кроме того, 31 марта Государственной
думой РФ приняты поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ и
Уголовный кодекс РФ, которые предусматривают ответственность за распространение
фейковых новостей, связанных с коронавирусной инфекцией.

Федеральным законом от
1 апреля № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях» введены новые составы административных
правонарушений, связанных с посягательством на санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения в период режима чрезвычайной ситуации или при
возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для
окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории
ограничительных мероприятий (карантина) (части 2 и 3 статьи 6.3 КоАП);
распространением в средствах массовой информации, а также в
информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений
заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу
жизни и безопасности граждан (части 10* и 102 статьи 13.15 КоАП); невыполнением
правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (статья
20.6 КоАП).

По части 10.1 статьи
13.15 КоАП ответственность наступает за распространение в средствах массовой
информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом
достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах,
представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах
по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты
от указанных обстоятельств.

Частью 10.2 статьи
13.15 КоАП введена ответственность за распространение в средствах массовой
информации, а также в сети Интернет заведомо недостоверной общественно значимой
информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека,
причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение
общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение
функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной
инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или
связи.

Субъектами данных
административных правонарушений (части 10.1 и 10.2 статьи 13.15 КоАП) являются
только юридические лица.

Частью 11 статьи 13.15
КоАП предусмотрена ответственность за повторное совершение административного
правонарушения, предусмотренного частью 10, 10.1 или 10.2 указанной статьи
КоАП.

Протоколы об
административных правонарушениях, предусмотренных частями 10-11 статьи 13.15
КоАП, составляют должностные лица органов внутренних дел и Роскомнадзора.

Санкцией указанных
частей данной статьи в отношении юридических лиц является штраф в размере от
одного миллиона пятисот тысяч до трех млн рублей.

Также Федеральным
законом от 1 апреля 2020 г. № 100-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации
дополнен статьями 2071,2072.

Статьей 2071
устанавливается ответственность за публичное распространение под видом
достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах,
представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах
по обеспечению безопасности граждан и территорий, приемах и способах защиты от
указанных обстоятельств.

Статьей 2072 — за
публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной
общественно значимой информации, повлекшее причинение вреда здоровью человека
(часть первая). Часть вторая — за те же деяния, повлекшие по неосторожности
смерть человека или иные тяжкие последствия.

Преступления,
предусмотренные статьями 2071 и 2072 УК, в соответствии с изменениями статьи
151 УПК отнесены к подследственности следователей Следственного комитета
Российской Федерации.

Согласно данным
поправкам в УК РФ, за публичное распространение заведомо ложной информации об
обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, или мерах
по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты
от указанных обстоятельств установлены штрафы на сумму от 300 тыс. до 700 тыс.
рублей, либо исправительные работы на срок до 1 года, либо ограничение свободы
на срок до 3 лет (207.1 УК РФ).

Если в результате
распространения фейка по неосторожности был причинен вред здоровью человека,
штраф составит от 700 тыс. до 1,5 млн рублей, принудительные работы или лишение
свободы – до 3 лет. (ч.1 ст.207.2 УК РФ).

Если распространение
ложной информации повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие
последствия, штраф составит от 1,5 млн до 2 млн рублей, принудительные работы
или лишение свободы – до 5 лет. (ч.2 ст.207.2 УК РФ)

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Достоверность
информации как правовая ценность

1.1. Понятие недостоверной
общественно значимой информации и его соотношение со смежными явлениями.

Термин «информация» происходит
от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснения,
изложение».

Информация — это настолько общее и глубокое понятие, что его
нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в
технике, науке и в житейских ситуациях.

Недостоверная общественно значимая информация —
это информация, распространяемая «под видом достоверных сообщений, которая
создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу,
угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной
безопасности либо угрозу создания помех
функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения,
транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов
энергетики, промышленности или связи». Недостоверной считается информация, не соответствующая
действительности. Она содержит сведения о событиях и явлениях, которых не
существовало вообще или которые существовали, но сведения о них не
соответствуют действительности, неполные или искаженные. Достоверная информация
– информация, не вызывающая сомнений, подлинная, реальная.

Ее распространение запрещается в
информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в интернете. Аналогичный
запрет предусмотрен, например, для призывов к массовым беспорядкам, экстремизму
или участию в несанкционированных массовых акциях.[1]

Открытое
общество опирается на идею о том, что право человека быть полностью
информированным обо всем, что происходит в стране и мире, является всеобщим и
фундаментальным и любое изъятие из этого права должно быть объяснено и
обусловлено законодательными актами. Право быть информированным требует
свободного распространения информации и мнений. Ограничения в отношении
распространения новостей и информации противоречат интересам международного
понимания, означают нарушение Всеобщей декларации прав человека, Устава ЮНЕСКО
и Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и
несовместимы с Уставом ООН. Свободный доступ людей к средствам массовой
информации и другим официальным и неофициальным источникам информации должен
быть гарантирован.

Общественно
значимая информация — это информация, которая удовлетворяет потребности граждан
в знании и понимании общественных процессов. Общественно значимая информация
способствует просвещению населения, стимулирует прогресс и помогает решению
стоящих перед нами сложных экономических, научных и социальных проблем.
Общественно значимая информация принадлежит народу, который имеет право доступа
к ней за исключением оговоренных в законе ограничений. Формой проявления
общественной потребности в информации является общественный интерес, для
удовлетворения которого создаются специальные информационные институты
(информация об окружающей среде). Общественность имеет право доступа к
общественно значимой информации. Открытый и беспрепятственный доступ к
общественно значимой информации является основой справедливого управления и
свободного общества. Государственные ведомства должны гарантировать открытый,
своевременный и беспрепятственный доступ к общественно значимой информации.
Гражданам должна быть предоставлена возможность доступа к общественно значимой
информации, независимо от формы ее хранения, без специальной подготовки или
опыта.

Информационные
технологии приобрели глобальный трансграничный характер и стали неотъемлемой
частью всех сфер деятельности личности, общества и государства. Активное
использование средств обработки и передачи информации, развитие новых
технологий вызывает существенные изменения в экономической, политической и иных
сферах общественной жизни. Многими исследователями ставится вопрос о
формировании нового — информационного — типа общества, идущего на смену
индустриальному обществу. Естественным следствием выше изложенного стал
возросший за последние годы интерес к юридическому закреплению отношений в
сфере защиты информации.

Сегодня
достаточно широкое употребление получил термин «информационная безопасность»,
однако, стоит заметить, однозначного определения в законодательстве нет.
Информационную безопасность определяют как:

–  защищенность информационной среды общества;

–  интересы субъекта в информационной сфере и их
защищенность;


состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и
государства от информационных воздействий и т.д.

В
качестве примера, можно привести определение информационной безопасности в
Федеральном законе от 04.07.1994 № 85 – ФЗ «Об участии в международном
информационном обмене», «Информационная безопасность — состояние защищенности
информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и
развитие в интересах граждан, организаций, государства[2]». Доктрина информационной
безопасности РФ от 9 сентября 2000 года – трактует информационную безопасность
как «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере,
определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и
государства».[3]

Словарь-справочник
профессора В.Ф. Пилипенко определяет информационную безопасность как:
защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от
преднамеренных или непреднамеренных воздействий в той или иной форме[4]. Суть
же информационной безопасности видится в обеспечении сохранности
информационных  ресурсов  государства 
и  защищенности  законных 
прав.

В законе США «Information Security Management Act[5]»  («Об управлении информационной
безопасностью») 2002 г., термином «информационная безопасность» определяют
защиту информации и информационных систем от несанкционированного доступа,
использования, раскрытия, нарушений, модификаций или уничтожения[6], что
означает:

защиту от неправомерного изменения или уничтожения
информации и включает в себя обеспечение информационной надежности и
аутентичности

сохранение санкционированных ограничений на доступ и
раскрытие информации, в том числе средства защиты личной конфиденциальности и
конфиденциальной информации;

обеспечение своевременного и надежного доступа к информации
для ее использования.

Некоторыми
специалистами в области защиты информации информационная безопасность
трактуется как «организационные, технические и иные мероприятия, направленные
на обеспечение целостности и конфиденциальности информации, не нарушая ее
доступности для пользователей» и, одновременно, как «показатель, отражающий
статус защищенности информационной системы». Определения, приведенные выше, не
являются исчерпывающими.

Термины
информационная безопасность и безопасность информации, довольно часто эти
термины используют как синонимы. Однако не все осознают, что это грубая
методологическая ошибка: объем понятия информационная безопасность не равен
объему понятия «безопасность информации». Безопасность информации — это
безопасность объекта – сведений (сообщений, данных) независимо от формы их
представления, а информационная безопасность — это безопасность, связанная с
информационной деятельностью, информационной сферой, в которую, конечно же,
входит информация, но кроме нее туда входят еще и субъекты информационных
отношений, и средства обработки и передачи информации, и каналы передачи
информации, и даже условия приема-передачи информации.

Другими
словами, информационная сфера, информационный процесс, указание на который
присутствует в термине «информационная безопасность», подразумевает наличие
множества объектов и множества факторов. По этой причине объем понятия
«информационная безопасность» значительно превосходит объем понятия
«безопасность информации». По этой же причине понятие «информационная
безопасность» гораздо определенное, нежели понятие «безопасность информации».
Если вообще можно говорить, хоть о какой-то определенности этих понятий[7].

Для
обеспечения информационной безопасности субъекта информационных отношений
необходимо:

–  обеспечить его достоверной и в необходимом
для принятия правильного решения количестве (то есть достаточной) информацией;

–  обеспечить физическую и семантическую
(доступной для понимания) доступность информации;


обеспечить безопасность принадлежащих ему информационных ресурсов.

Диалектически
каждая из этих задач распадается на две противоположные, взаимосвязанные и
взаимодополняющие составляющие. Так, задача обеспечения субъекта информационных
отношений достоверной и достаточной информацией предполагает обеспечение его
(субъекта) защиты от недостоверной (ложной) и недостаточной (неполной)
информации. Обратной стороной обеспечения физической и семантической
доступности информации будет обеспечение ее недоступности, то есть
конфиденциальности.

Обеспечение безопасности
информационных ресурсов, принадлежащих субъекту, предполагает их защиту от искажения,
некорректного уничтожения, а также некорректного установления и/или изменения
статуса. Следовательно, оппозицией в этом случае будет обеспечение сохранности
информационного ресурса,  корректное
уничтожение  ненужной  (неактуальной)  информации, корректное установление и
изменение ее статуса.

Учитывая
указанные выше задачи и содержания работ по обеспечению информационной
безопасности, максимально полное определение информационной безопасности
предлагает в своих трудах, кандидат философских наук Г.А. Атаманов:
«информационная безопасность субъекта есть ситуация, при которой ему
обеспечивается физический и семантический доступ к информации в объемах и
качестве, необходимых для принятия верных решений, а также ему не причиняется
вред путем воздействия на его информационную сферу и информационное пространство,
в котором он находится, вследствие чего он сохраняет способность и возможность
ставить позитивные социально значимые цели, направленные на прогрессивное
развитие свое и социума, обеспечивать условия и сохранять возможности их
достижения»[8]. Широта
данного определения, так же свидетельствует о некоторой сложности его
восприятия. [1]Об
информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон
от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.06.2017) // Собрание законодательства РФ. –
2006. – №31 (1ч.). Ст. 3448. – Доступ из справочно-правовой системы
«КонсультантПлюс». [2]Об участии
в международном информационном обмене: федеральный закон от 04.07.1996 № 85-ФЗ
(Документ утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. –
1996. – № 28. – Ст. 3347 – Доступ из справочно-правовой системы
«КонсультантПлюс». [3] Доктрина
информационной безопасности Российской Федерации: утв. Президентом РФ
09.09.2000 № Пр-1895 (Документ утратил силу) // Российская газета. – 2000. – 10
сентября. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». [4]Безопасность:
теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / автор-сост.
Профессор В.Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. И перераб. – М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005. –
С. 68. [5]Federal Information Security Management Act of 2002. [Электронный ресурс]:(FISMA) Effective December 17, 2002. URL:
http://csrc.nist.gov/drivers/documents/FISMA-final.pdf. (дата обращения
11.05.2019). [6] Крутских
А.В. Международное право и международная информационная безопасность //
Международная жизнь. – 2014. – № 11. – С. 27-28 [7] Атаманов
Г.А. Азбука безопасности. Определения понятий «опасность» и «безопасность» //
Защита информации. Инсайд. – 2013. – № 3. – C. 9-10. [8] Атаманов
Г.А. Азбука безопасности. Определения понятий «опасность» и «безопасность» //
Защита информации. Инсайд. – 2013. – № 3. – C. 9-10.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы