Второй этап НИР Другое Юриспруденция

Другое на тему Правовые и организационные основы участия прокуратуры в реализации правотворческой функции

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Задание 2.3. Подготовка обзора научной литературы по
теме исследования

 

Современная
конституционная модель прокуратуры не дает полного и ясного ответа на данный
теоретический вопрос, имеющий и практическое значение, поскольку из него
вытекает не только место прокуратуры в системе разделения властей, но и место и
роль прокуратуры в системе сдержек и противовесов между ветвями власти в
Российской Федерации.   К примеру,
Смоленский М. Б., Жильцов И. А. и Винокуров Ю. Е.[1]
отмечают, что «особенностью прокурорского надзора, как вида государственной
деятельности является то, что он обладает признаками каждой ветви власти, но не
относится к деятельности какой-то одной конкретной»[2],
«тем самым, способствуя совершенствованию их функционирования, путём выявления
в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов нарушений и
принятия мер к их устранению»[3].

Амирбеков
К. И. считает, «что прокуратура, находясь вне рамок трёх ветвей власти,
объективна и справедлива в оценке юридических решений, чего можно добиться
только, имея независимость от других органов»[4].

Так,
согласно «статье 10 Конституции Российской Федерации, осуществление
государственной власти в Российской Федерации происходит на основе разделения
властей на законодательную, исполнительную и судебную и выступает как один из
признаков правового государства»[5].  «Прокуратура осуществляют полномочия
независимо от федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с
действующими на территории Российской Федерации законами»[6].Конституция
Российской Федерации 1993, оставила открытым вопрос о месте прокуратуры в
системе органов государственной власти. Статья 129 главы 7 Конституции
Российской Федерации закрепляет, что «полномочия, организация и порядок
деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом»
[7]
.

После
принятия Федерального конституционного закона о поправке к Конституции РФ от
05.02.2014 N 2-ФКЗ, глава 7 Конституции Российской Федерации, получила
наименование «Судебная власть и прокуратура»[8].
«Что касается предыдущего наименования главы «Судебная власть», то это
позволяла говорить о том, что прокуратура входит в состав судебной ветви
власти. Но из содержания Конституции Российской Федерации видно, что
прокуратура не относится к судебной власти, поскольку статья 118 Конституции
Российской Федерации, закрепляет, что правосудие в Российской Федерации осуществляется
только судом»
[9], а также
статья 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной
системе Российской Федерации» гласит, что «
судебная власть в Российской
Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в
установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и
арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на
себя осуществление правосудия
»
[10]
.

 В соответствии с ст. 45 Гражданского
процессуального Кодекса Российской Федерации[11],
ст. 25.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации[12], ст. 52
Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации[13],
ст. 37 Уголовно- процессуального Кодекса Российской Федерации[14],
прокуратура непосредственно взаимодействует с судебной властью путём участия
прокуроров в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестования ими
противоречащих закону приговоров, решений, постановлений и определений судов.

Прокуратуру
также нельзя включить в состав законодательной ветви власти, поскольку согласно
статье 94 Конституции Российской Федерации, «Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации —
является представительным и законодательным органом Российской Федерации»[15]
.
Прокуратура и Федеральное собрания Российской Федерации представляют собой две
самостоятельные системы сдержек и противовесов, которые не только сотрудничают
друг с другом, но и владеют нужным комплексом средств, дозволяющим сдерживать
друг друга от произвола. Беря во внимание состояние прокуратуры, анализ ее
сегодняшних отношений с органами законодательной ветви власти представляют
особенный интерес. Взаимодействие Прокуратуры с законодательной власти
Российской Федерации закрепляется в том, что основной функцией прокуратуры является
надзор за исполнением законов, которая является гарантом устойчивости всей
законодательной системы. Прокуратура проверяет исполнение законов в Российской
Федерации, а еще соответствие с законами — подзаконные нормативные акты.
«Прокуратура Российской Федерации проводит правовую антикоррупционную
экспертизу нормативных правовых актов, и их проектов»[16].
Но данная экспертиза является не только общепринятой формой участия прокуратуры
в правотворческой деятельности, но и важнейшим инструментом осуществления
надзора за издаваемыми нормативными актами. Однако, связь прокуратуры и
Федерального Собрания Российской Федерации определяется тем, что основным
назначением прокуратуры является надзор за исполнением законов, а
законодательная власть Российской Федерации осуществляется ФС — парламентом
Российской Федерации, которое обладает исключительным правом издавать законы.

Следует
обратить внимание на точку зрения об отнесении прокуратуры в состав так
называемой президентской власти. Приверженцами[17]
данной позиции указывается на то, что «органами
прокуратуры должно быть занято свое место «под крылом президента». По мнению
Курбанов Р.Д., «такое положение соответствует статусу президента как гаранта
Конституции Российской Федерации, главы государства и историческому назначению
прокуратуры как «ока государева»»[18], и они
должны быть в составе органов президентской власти. Указанная позиция
аргументируется схожестью функций прокуратуры и президента.

         В
соответствии с частью 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации, «Президент
выступает ее гарантом, а также гарантом прав и свобод человека и гражданина. В
установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры,
связанные с охраной суверенитета Российской Федерации,
ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов государственной власти
»[19].

В тоже
время Еремина Н.В. считает, что «прокуратура на современном этапе не входит в
состав ни одно из ветвей власти и роль ее в том, что она представляет собой
механизм, который необходим в рамках складывающейся системы разделения властей
и выступает особенным элементом системы сдержек и противовесов. Независимость
прокуратуры — это необходимое условие для успешного ее функционирования в сфере
надзора за исполнением законов»[20].

«Достижение
законности и правообеспеченности возможно при наличии независимого и
централизованного внешнего органа власти, наделённого полномочиями для
выявления нарушений и их устранений»[21].
Согласимся с Амирбековым К. И., что такую роль может играть только прокуратура.

«Органы
прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в
строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации
законами»[22].

Таким
образом, прокуратура не входит ни в одну из ветвей власти и является
самостоятельным и независимым органом государственной власти, выполняющим
функцию одного из важных элементов механизма реализации государственной власти
Российской Федерации.

В своей
деятельности прокуратура активно взаимодействует, сотрудничает со всеми ветвями
власти, так как они все заинтересованы в сохранении и укреплении единой
законности, охране права и прав субъектов правоотношений от нарушений.

Именно в
вышеназванных аспектах и кроется специфичность и неоднозначность роли и места
Прокуратуры как самостоятельного и независимого государственного органа,
осуществляющего надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и
исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Таким
образом, правовое положение прокуратуры Российской Федерации определяется
Конституцией Российской Федерации и Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О
прокуратуре Российской Федерации».Как уже ранее отмечалось, Прокуратура не
входит ни в одну из конституционного указанных ветвей власти – законодательную,
исполнительную, судебную.

Прокуратура
Российской Федерации является самостоятельным и независимым системой органом
государственной власти, выполняющим функцию одного из важных элементов
механизма реализации государственной власти в рамках складывающейся системы
разделения властей, выступая особенным элементом системы сдержек и
противовесов. В своей деятельности прокуратура активно взаимодействует,
сотрудничает со всеми ветвями власти, иными органами государственной власти и
государственными органами так как они все заинтересованы в сохранении и
укреплении единой законности, охране права и прав субъектов правоотношений от
нарушений.  «Особенностью прокурорского
надзора, как вида государственной деятельности является то, что он обладает
признаками каждой ветви власти, но не относится к деятельности какой-то одной
конкретной»[23].

В
юридической литературе были высказаны предложения о вынесении нормы о
прокуратуре из гл. 7 Конституции Российской Федерации либо об изложении норм о
прокуратуре в специальной главе Конституции Российской Федерации, поскольку
ученые, анализируя роль и место прокуратуры в системе государственного
контроля, пришли к выводу о том, что прокуратура не должна входить ни в одну из
систем органов государственной власти, а должна осуществлять
законоохранительную функцию без каких-либо административных полномочий. Высказывалось
мнение и о том, что прокуратуру, как и Президента, нужно считать частью системы
«сдержек и противовесов».

Таким
образом, присущая неопределенность места и роли прокуратуры России – есть
закономерное явление, только с учетом, которого возможно достижение законности
и правообеспеченности. При отсутствии независимого и централизованного внешнего
органа власти, считается маловероятным наличие объективности и справедливости
принимаемых решений, чего можно добиться только, имея независимость от других
органов.  Именно потому, важно отметить,
что независимость прокуратуры — это необходимое условие для успешного ее функционирования
в сфере надзора за исполнением законов.



[1] Винокуров Ю.
Е. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров / под ред. Ю. Е.
Винокурова.  10-е изд., перераб. и доп.
М.: Юрайт, 2011. С. 13.

[2] Смоленский М.
Б. Прокурорский надзор / под ред. М.Б. Смоленского и И.А. Жильцова. М.: Норма,
2011. С. 37.

[3] Винокуров Ю.
Е. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров /под ред. А.Ю. Винокурова. М.:
Юрайт, 2013. С. 28.

[4] Амирбеков К.
И.  Государственная власть и местное
самоуправление // Журнал российского права. 2014. № 2. С.37.

[5] Лукашёва Е. А.
Права человека: учебник. 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2013.              С. 33.

[6] Федеральный закон от 17.01.1992 №
2202-1 (ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ.
1995. № 47. Ст. 4472; 2017. № 52 (Часть I). Ст. 7929

[7] Конституция Российской Федерации
(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных
Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N
7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //
Официальном интернет-портале правовой информации
(ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru (дат. обр. 01.10.2020).