Другое на тему Правовое регулирование туристских услуг в РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теорет ические ас пекты
право вого регул ирования тур исткой деяте льности
в Росс ийской Федер ации. 6
1.1 Понятие и особе нности тур истских
ус луг, как объе кта гражданского пр ава. 6
1.2 Понят ие и источ ники право вого
регул ирования тур истской де ятельности и тур истского
про дукта. 15
1.3. Особе нности пра вового
статус а субъекто в туристско й деятельност и. 26
Глава 2. Пр актические ас пекты
право вого регул ирования тур исткой деяте льности
в РФ 36
2.1. Понят ие, содерж ание
договор а о реализ ации туристс кого проду кта,
особе нности его из менения и р асторжения, от ветственност ь
сторон. 36
2.2 Роль су дебной пра ктики в
за щите наруше нных прав потреб ителей тур истских
ус луг 44
Заключение. 55
Список испо льзованных источ ников. 59
Введение:
Туризм является одним из
наиболее доходных и быстро развивающихся видов предпринимательской
деятельности, занимающей важнейшее место в обеспечении роста экономического
развития множества государств.
Быстрое развитие рынка
туристских услуг вызывает необходимость разработки правовых средств
регулирования отношений в сфере туристской деятельности.
В настоящий момент становления
российской экономики и права большое значение приобретает решение вопросов,
связанных с оказанием туристских услуг, а также с защитой граждан —
потребителей (туристов) при получении ими туристских услуг в процессе
путешествий.
Практика отношений по оказанию
услуг на туристское обслуживание показывает, что данные отношения весьма
распространены и являются одним из самых динамично развивающихся экономических
направлений. Подобное развитие порождает явления и особенности, которые по
различным причинам не могут уложиться в существующие рамки правового
регулирования, что создаёт большое количество как практических, так и
теоретических проблем во взаимоотношениях между туроператорами и туристами.
Судебная практика также не отличается единообразием.
Указанные обстоятельства
определили актуальность и выбор темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования выступают урегулированные
нормами гражданского права общественные отношения, связанные с туристской
деятельностью.
Предметом исследования являются
нормативные правовые акты, регулирующие оказание туристских услуг, а также
судебная практика, складывающаяся в указанной сфере.
Целью выпускной квалификационной
работы является на основе
комплексного исследования выявить теоретические и практические проблемы
правового регулирования туристских услуг в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в
работе будут решаться следующие задачи:
— проанализировать понятие
туристских услуг как объекта гражданского права;
— проанализировать правовую
конструкцию «правовое регулирование туристской деятельности и туристского
продукта», на основе правового и научного материала сформулировать собственное
определение данной конструкции;
— исследовать источники
туристского права, выявить коллизии, возникающие на практике между нормативными
правовыми актами, регулирующими общественные отношения в сфере туризма;
— определить особенности
правового статуса субъектов туристской деятельности;
— проанализировать
гражданско-правовой договор на оказание туристских услуг;
— проанализировать судебную
практику в сфере туристской деятельности.
Теоретическую основу работы
составляют труды следующих учёных в области права Е.Г. Писаревского, В.М.
Лебедева, М.Р. Плиева, Н.В. Сирика, О.В. Ткаченко, Ю.А. Чеченова.
Нормативную основу работы
составили Конституция Российской
Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, специальный федеральный закон
в сфере туристкой деятельности «Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации», иные федеральные нормативные правовые акты, подзаконные акты, а
также региональное законодательство. Помимо того, при написании данной работы
была проанализирована судебная практика по судебным делам в сфере туристской
деятельности.
Методологическая основа
выпускной квалификационной работы. Для наиболее полного изучения и анализа темы
использовались различные методы исследования. Основными из н их
являлис ь методы де дукции и и ндукции, а т акже
в работе ис пользовалис ь аналитичес кий,
систе мный, срав нительный и о писательны й
методы. Д анные мето ды в своей со вокупности
по могают дост игнуть осно вные цели и з адачи.
Выпускная квалификационная
работа состоит из введения; двух глав: первая – «Теоретические аспекты
правового регулирования туристской деятельности в РФ» включает в себя три
параграфа, вторая «Практические аспекты правового регулирования туристкой
деятельности в РФ» включает в себя два параграфа; заключения, в котором
подводится итог всей работе, сделаны выводы согласно целям и поставленными
задачами; списка использованной литературы.
Заключение:
Право на от дых гарант ировано Ко нституцией Росс ийской Федер ации и реа лизуется о но посредст вом в том ч исле туриз ма, осущест вление которо го происхо дит на осно вании дого вора о реа лизации тур истского про дукта.
Дальнейшее р азвитие наз ванная конст итуционная г арантия по лучила в Г К РФ и Федер альном зако не «Об осно вах туристс кой деятел ьности в Росс ийской Федер ации».
Нормы, содер жащиеся в Г К РФ по бо льшому счету, нос ят общий и и мперативны й характер. Г лава, посв ященная во просу регл аментации о казания ус луг, содер жит наиболее в ажные требо вания, пре дъявляемые к до говорам воз мездного о казания ус луг, чего оче видно недост аточно для эффе ктивного ре гулировани я правоотно шений. В это й связи бы л принят у помянутый Фе деральный з акон, назн ачение которо го максима льно конкрет изировать те н ачала, котор ые заложен ы в Конститу ции Российс кой Федера ции и Граж данском Ко дексе Росс ийской Федер ации.
Несмотря н а урегулиро вание зако нодателем тур истской де ятельности, в д анной отрас ли существует м ножество неточ ностей, не доработок и прот иворечий, а и менно проб лема в отсутст вии единого ко дифицирова нного акта, проб лема орган изации тур истского до кументооборот а, проблем а распреде ления обяз анностей и о пределения сте пени ответст венности з а нарушение ус ловий дого вора о реа лизации тур продукта, проб лема разгр аничения туро ператорско й и тураге нсткой деяте льности, проб лема отсутст вия легаль ного опреде ления субъе ктов туристс кой деятел ьности и р яд других проб лем, выявле нных в дан ной работе.
В выпускно й квалифик ационной р аботе нами р ассмотрены по дходы к по ниманию пр авовой сущ ности скла дывающихся в резу льтате реа лизации тур истских ус луг правоот ношений, особе нности и р азграничен ия субъекто в туристко й деятельност и, также субъе ктов, способст вующих реа лизации тур истских ус луг.
Особое вни мание мы с концентриро вали на до говоре о ре ализации тур истского про дукта, так к ак именно е го изначал ьно верная фор ма, позвол яет исключ ить вероят ность того, что тур ист окажетс я жертвой мо шенников и ли недобросо вестных субъе ктов оказа ния туристс ких услуг.
Коснулись ро ли и значе ния судебно й практики в з ащите нару шенных пра в туристов, что поз волило выя вить наибо лее важные ас пекты и ого ворки, на котор ые необход имо обращат ь внимание пр и составле нии и закл ючении дого воров о ре ализации тур истских ус луг.
По итогам р ассмотрени я сущности пр авоотношен ий, возник ающих в резу льтате оказ ания туристс ких услуг, м ы пришли к то му, что спе цифика дого вора возмез дного оказ ания туристс ких и недост аточность по ложений ГК РФ пр и регулиро вании отно шений между сторо нами вышеу казанного до говора при водит к необ ходимости в ыделения в З аконе «Об ос новах туристс кой деятел ьности» от дельной гл авы, посвя щенной дого вору возмез дного оказ ания услуг.
В связи с в ышеуказанн ым, рассматр ивается та кже необхо димость в то м, чтобы з акрепить ле гальное опре деление до говора в Фе деральном з аконе «Об ос новах туристс кой деятел ьности в Росс ийской Федер ации», пре дусмотреть в это м законе и пор ядок его з аключения, пр ава и обяз анности сторо н и ответст венность з а неисполне ние или не надлежащее ис полнение ус ловий дого вора как со сторо ны субъект а туристко й деятельност и, так и со сторо ны туриста.
Представляется, что н аличие у тур иста и туро ператора (тур агента) од инаковых пр ав на растор жение дого вора возмез дного оказ ания туристс ких услуг не от вечает при нципу раве нства сторо н в обязате льствах, пр и котором к аждый из уч астников до говора может н айти сораз мерную нару шению защиту.
Положения с пециального з аконодател ьства об от ветственност и, на наш вз гляд, не и меет конкрет ного характер а. В основ ном деклар ируется ответственность
субъе ктов турист кой деятел ьности за н арушения требо ваний качест ва, своевре менности пре доставлени я туристско й услуги и пре доставлени я информац ии. Таким обр азом, и ос нования и пор ядок ответст венности сторо н определя ются общим гр ажданским з аконодател ьством, и пре жде всего Г К РФ.
В остальны х случаях от ветственност ь носит до говорный х арактер.
Ответственность ис полнителя з а качество тур истской ус луги, также в ызывает ря д сложносте й. С практ ической точ ки зрения до вольно сло жно устано вить убытк и, которые воз никли всле дствие оказ ания услуг не надлежащего к ачества. З аконодател ьство предост авляет тур исту лишь воз можность требо вать умень шения цены. От казаться от о платы услу ги в ряде с лучаев невоз можно в си лу того, что о ни уже потреб лены.
По нашему м нению, спе циальное з аконодател ьство долж но содержат ь нормы, ко нкретизиру ющие ответст венность субъе ктов турист кой деятел ьности с учето м особенносте й туристско й услуги. Пре дставляетс я, что зако нодательны м актом сле дует предус мотреть неусто йку за нен адлежащее ис полнение и ли ненадле жащую орга низацию ис полнения туро ператором и ли турагенто м ряда обяз ательств, о пределяющи х в своей со вокупности к ачество тур истской ус луги.
В заключен ии следует по дчеркнуть, что про цесс формиро вания право вой базы по до говору оказ ания туристс ких услуг д алек от свое го заверше ния. Отсутст вие законо дательных ос нов регулиро вания этих от ношений пр иводит к не гативным пос ледствиям и у щемлению з аконных пр ав и интересо в сторон.
Видится,
что про деланный н ами труд бу дет востребо ван в процессе со вершенство вания зако нодательст ва о туристс кой деятел ьности и пр и реализац ии деятель ности по о казанию тур истских ус луг. Ряд су ществующих в это й области проб лем нами б ыли лишь обоз начены, мно гие не получ или своего отр ажения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теорет ические ас пекты право вого регул ирования тур исткой деяте льности в Росс ийской Федер ации 1.1 Понятие и
особе нности тур истских ус луг, как объе кта
гражданского пр ава Туризм явл яется одни м
из наибо лее доходн ых и быстро р азвивающихс я
видов пре дпринимате льской деяте льности, в
которо й участвуют всё бо льшее и бо льшее количест во
хозяйст вующих субъе ктов, сама сфер а требует
из-з а этого оче нь конкрет ного и качест венного
пр авового ре гулировани я.
Отношения в сфере тур истской
де ятельности пре дставляют собо й комплекс ные
общест венные отно шения, регу лируемые нор мами
гражд анского, а дминистрат ивного, на логового
з аконодател ьства и т. д. Однако бо льшинство
нор м, регулиру ющих туристс кую деятел ьность,
об ладает гра жданско-пр авовой приро дой.
Туристская де ятельность
в пр авовой нау ке рассматр ивается в д вух
контекст ах — узком и ш ироком.
В узком ко нтексте по д
туристко й деятельност ью понимаетс я
деятельност ь туроператор а или непосре дственных
ис полнителей по ис полнению до говора воз мездного
о казания ус луг, предус мотренного ст. 77 9
Гражданс кого кодекс а Российско й Федераци и
(далее — Г К РФ).
В широком ко нтексте
вы шеуказанна я деятельност ь представ ляет
собой по мимо оказа ния туристс ких услуг, т акже
деяте льность туро ператора по з аключению и
ис полнению до говоров с ис полнителям и,
которые о казывают от дельные ус луги в сфере
тур изма, а ра вно действ ия туропер атора
и (тур агента) по ре кламе туристс ких услуг».
[ 33; ст. 160]
Туристская ус луга
предст авляет собо й результат де ятельности
ор ганизации (тур истского пре дприятия) и ли
индивиду ального пре дпринимате ля по удов летворению
соот ветствующи х потребносте й туристов в ор ганизации
и осу ществлении тур а и его от дельных сост авляющих».
[ 34; ст. 85]
В юридичес кой
литературе от носительно по нятия турист кой
услуги в ысказываютс я различные м нения, её о пределяют,
к ак в узком, т ак и в широ ком смысла х.
Оказание тур исткой
услу ги в широко м смысле пре дставляет собо й
совокупност ь действий л ица, которое пре доставляет
д анную услу гу (туропер атора или тур агента),
пр иносящее по льзу заказч ику, то ест ь
туристу. В бо льшинстве р абот, котор ые
посвяще ны анализу до говорных от ношений за казчиков
и потреб ителей тур истских ус луг ставитс я
знак рав но между тур истской и и ными услуг ами,
входя щими в её сост ав.
В узком же з начении
тур истская ус луга предст авляет собо й
предмет до говора воз мездного о казания ко мплексной
тур истской ус луги, в сост ав которой в ходят
услу ги, предост авляемые р азными субъе ктами
туристс кой индустр ии. [24; ст. 477]
В правовой н ауке
предл агается и с ледующее о пределение тур истской
ус луги, под пос ледней пре длагают по нимать
сово купность це ленаправле нных дейст вий
в сфере обс луживания, ор иентирован ные на
обес печение и у довлетворе ние потреб ностей
тур иста или э кскурсанта, от вечающие це лям
туризм а, характеру и н аправленност и
туристско й услуги, тур а, туристс кого проду кта,
не прот иворечащие об щечеловечес ким принци пам
морали и добро го порядка.
На практике перече нь
услуг к аждого тур а различен и о пределяетс я
программо й, каждый из в идов этих ус луг
содерж ит в себе м ножество в ходящих эле ментов.
Ес ли рассматр ивать туриз м, то по об щим
принци пам обязате льно в тур истском па кете
налич ие как мин имум двух ус луг — пере возки
и ноче вки. Пакет ус луг может б ыть расшире н
организаторо м туризма по по желанию тур иста,
либо т акие туристс кие услуги пре доставляютс я
организатор ами приема тур истов на месте н а
выбор.
В правовой н ауке
предл агается перече нь признако в, при нал ичии
котор ых услуги мо гут быть от несены име нно
к кате гории туристс ких услуг. В ыделены сле дующие
приз наки туристс кой услуги:
– объектив ная необхо димость
де йствий для це лей соверше ния путешест вия
и дост ижения его субъе ктивной це ли;
–формирование е диного
ком плекса услу г, необход имых и дост аточных
дл я совершен ия путешест вия в соот ветствии
с е го целью;
– предназн аченность
ус луги для о казания тур исту-потреб ителю;
– оформлен ие оказани я
услуги н адлежащим субъе ктом и в соот ветствии
с уст ановленным и требован иями;
– оказание ус луги
лицом, которое в праве осущест влять туристс кую
деятел ьность (туро ператор, тур агент) или
трет ьим лицом ( лицами) на ос новании до говора
с л ицом, которое в праве осущест влять
туристс кую деятел ьность. [36; ст. 14 9]
Как показы вает практ ика
— в бо льшинстве с лучаев
к тур истским ус лугам относ ят: брониро вание
услу г, включая пере возку и раз мещение, офор мление
разре шительных до кументов и ч асти други х
формальносте й, все вид ы перевозо к, встречи,
про воды и тра нсфер, раз мещение, п итание,
экс курсии и аттр акции, мед ицинское со провождение
и стр аховка, ус луги гидов- переводчико в
и иное обес печение. В сост ав услуг т акже
может б ыть включе н руководите ль туристс кой
группы, г ид-переводч ик, которы й иногда мо жет
выполн ять роль э кскурсовод а, если это не
прот иворечит мест ным правил ам организ ации
экскурс ий, для биз нес-туристо в может быт ь
особо пре доставлены ус луги специ алиста по а даптации.
[30; ст. 70]
Следует от метить,
что тур истским ус лугам свойст венна неразр ывность
про изводства и потреб ления. Пос кольку услу га
предста вляет резу льтат непосре дственного вз аимодейств ия
исполните ля и потреб ителя, про цесс оказа ния
туристс кой услуги ( производст во) происхо дит
паралле льно с потреб лением.
Туристские б лага отделе ны от поку пателя во вре мени и простр анстве, потреб итель не мо жет ими вос пользоватьс я до момент а их потреб ления, которое осу ществляетс я непосредст венно в месте о казания тур истских ус луг. Для по лучения досту па к туристс ким благам необ ходимо отпр авиться в пут ь, преодолет ь расстоян ие, добрат ься до пун кта назначе ния. Потреб ителю необ ходима помо щь професс ионала. Необ ходимым ус ловием потреб ления туристс ких услуг я вляется лич ное участие к лиента в про цессе оказ ания услуг и. От того, к ак он участ вует, от л ичностных к ачеств само го клиента з ависит и к ачество пре доставляемо й услуги. [41; ст. 98-100]
Возможность
ис полнения
тур истских
ус луг
находитс я под возде йствием вне шних факторо в, имеющих форс- мажорный х арактер и не з ависящих от де йствий про давца или по купателя: пр иродные кат аклизмы, обостре ние междун ародной обст ановки, вое нные дейст вия и т.д.
В целом вы деляются д ва вида ус луг: матер иальные (про изводствен ные), опосре дованные с ве щью, и нем атериальные ( непроизводст венные), не с вязанные с м атериальны ми продукт ами, произ водство котор ых неотдел имо от их потреб ления. Тур ист являетс я потребите лем туристс ких услуг, р абот и тов аров туристс кого проду кта.
Особенностью тур исткой услу ги как
объе кта гражда нских прав я вляется то, что о на
складыв ается из д вух важных сост авляющих,
пр и этом каж дая из эти х составля ющих
может сосу ществовать с амостоятел ьно и неза висимо
от второ й составля ющей. Перво й составля ющей
являетс я результат де ятельности туро ператора
( в данном с лучае под резу льтатом сле дует
поним ать только потреб ленную услу гу); второ й
составля ющей являетс я целенапр авленная и во левая
деяте льность по про движению, фор мированию и
ре ализации тур истского про дукта. [31; ст.
304].
При этом де йствия или де ятельность
ст ановятся ус лугой толь ко в случае потреб ления
ее по лезных сво йств. То ест ь, знак ра венства
мо жно поставить ме жду услуго й и потреб ленным
резу льтатом, котор ым она и я вляется, а не
ме жду действ иями и их резу льтатом (по лезными
сво йствами).
В Законе РФ «Об ос новах турист кой
деятел ьности в Росс ийской Федер ации» впер вые
в росс ийском гра жданском пр аве возник объе кт
под наз ванием «тур истический про дукт». Боле
то го, назван ный нормат ивный акт от ношения
ме жду потреб ителем и туро ператором н ачал
имено вать не до говором пл атного указ ания
услуг, к ак этого с ледовало о жидать, а до говором
по отчу ждению тур истического про дукта, про водя
недвус мысленную п араллель с от ношениями по
ку пле-продаже м атериально го объекта.
Однако, «тур истский про дукт», котор ый
используетс я в Законе «Об ос новах турист кой
деятел ьности» ка к вид объе кта гражда нско-право вого
регул ирования отсутст вует в закр ытом переч не
объекто в гражданс ких прав.
Согласно ст. 1 28 ГК РФ к объе ктам
гражд анских пра в относятс я:
– во-первы х, вещи (в ключая нал ичные
день ги и докуме нтарные це нные бумаг и);
– во-вторы х, иное иму щество, в то м
числе иму щественные пр ава (включ ая безналич ные
денежн ые средств а, бездоку ментарные це нные
бумаг и, цифровые пр ава);
– в-третьи х, результ аты работ и о казания
ус луг;
– в-четвёрт ых, охраняе мые результ аты
интелле ктуальной де ятельности и пр иравненные
к н им средств а индивиду ализации ( интеллекту альная
собст венность);
– нематери альные бла га. [5]
А.С. Сергее в под объе ктами граж данских
пр ав понимает м атериальные и ду ховные бла га,
которые я вляются пр ичиной всту пления субъе ктов
гражд анского пр ава в правоот ношения дру г
с другом. В. А. Белова сч итает, что объе ктом
гражд анского пр ава являютс я все матер иальные
и не материальн ые субстан ции, свойст ва
которых пре допределяют пр ироду и содержание субъе ктивного
гр ажданского пр ава, а рав но создают воз можность
д ля удовлет ворения за конных интересо в
граждани на, которы й является нос ителем это го
субъект ивного гра жданского пр ава. [22; ст.
68]
Услуга явл яется весь ма неордин арным
объе ктом гражд анского пр ава, продо лжительное
вре мя в отечест венной пра вовой науке
отсутст вовало опре деление да нной право вой
категор ии, поэтому ост авалась не ясность ка кую
деятел ьность относ ить к услу гам, а каку ю
нет.
Услуги как объе кт гражданс ких прав в
гр ажданско-пр авовом обяз ательстве в ыступают
в к ачестве объе кта, это и о пределяет е го
правову ю природу к ак обязате льства по о казанию
ус луг. Следует от метить, что по нимание ус луг
как объе кта гражда нско-право вого регул ирования
поз воляет рас пространит ь это на от ношения,
о посредован ные различ ными по свое й
правовой пр ироде граж данскими об язательств ами,
нормы об щего характер а, регламе нтирующие р ыночный
се ктор услуг.
В правовой н ауке возни кли споры о пр авовой
приро де туристичес кого проду кта, а име нно
о его со держании и особе нностях. Р яд
авторов, ус матривали м атериальност ь
«туристс кого проду кта» в пере даваемых тур исту
буклет ах, картах и т. п. Однако, н а самом де ле
следует пр изнать, что ос нований пр изнавать
до говор реал изации тур истского про дукта
дого вором купл и-продажи нет, пос кольку объе ктом
купли- продажи высту пает вещь, в то вре мя как
зако н определяет тур истский про дукт как ко мплекс
услу г. [38; ст. 1 34]
Также необ ходимо отмет ить, что не льзя
отождест влять дого вор, испол ьзуемый в тур истической
де ятельности с до говором на в ыполнение гр ажданско-пр авовых
работ, ве дь подрядн ый договор об язательно
до лжен иметь ре альный (осу ществлённы й)
результ ат, которы й является ко нечной цел ью
заказчи ка.
Из всех объе ктов гражд анских пра в
туристск ий продукт мо г подойти то лько под
ус луги, но и в д анном случ ае не всё просто,
а и менно ряд а второв, по отношен ию к
сущност и родовых объе ктов гражд анского пр ава,
усматр ивали несо впадение до говора по ре ализации
тур истского про дукта с до говором воз мездного
у казания ус луг по объе кту договор а,
они отст аивали своё м нение
тем, что д анная услу га потребл яется дейст виями
лица, з аключившего до говор, в то вре мя как
туро ператор не о казывает ус луг, входя щих
в турист ический па кет.
И.В. Зорин у казывает, что тер мины
«туристс кая услуга» и «тур истский про дукт»
отлич аются, так к ак, во-пер вых, туристс кая
услуга мо жет быть ку плена и потреб лена
только в месте её про изводства, то тур истский про дукт
может б ыть приобретё н по месту ж ительства
субъе кта, а потреб лён только в месте про изводства
тур истских ус луг.
Интерес гр ажданина, котор ый
обращаетс я к тураге нту или туро ператору н аправлен
н а организа цию туропер атором в бу дущем
в месте по в ыбору обра щающегося те х услуг,
котор ые в своем ко мплексе име нуются тур истической
поез дкой (услу ги размеще ния, питан ия,
транспорт ировки, экс курсионном обс луживании
и т. п.) Другим и словами, от туро ператора
требу ются орган изационные ус луги по уст ановлению
и обес печению пр авовой связ и с лицами,
котор ые в будуще м окажут ус луги по пере возке,
раз мещению, п итанию и т. п. Набор бу дущих
услу г именуетс я туристичес ким пакето м.
Организ ационные ус луга, оказ ываемая туро ператором,
потреб ляется клие нтом в моме нт ее осущест вления
и и меет нематер иальный резу льтат в ви де
правово й связи с л ицами, котор ые укажут в
бу дущем услу ги, входящ ие в турист ический
па кет. [37; ст. 181]
То есть, тур истический про дукт как
то вар имеет м атериальну ю природу, но те м
не менее, е го не следует от носить к но вому
объекту гр ажданских пр ав, поскол ьку по свое му
содержа нию он ниче м не отлич ается от гр ажданско-пр авовой
услу ги. Вместе с те м, введенн ый действу ющим
росси йским зако нодательст вом термин «тур истский
про дукт» имеет пр актическое з начение дл я
регулиро вания дого ворных отно шений
туроператора и потреб ителя, хар актеризуя особ ый
вид ком плексного гр ажданско-пр авового до говора,
объе ктом которо го выступает о казание туро ператором
не тур истических, а ор ганизацион ных услуг
по воз никновению у к лиента туро ператора пр авовой
связ и с лицами, котор ые будущем о кажут
туристу, т ак называе мую «пакет ную услугу»,
в ключающую в себ я услуги по пере возки, пит анию,
разме щению, экс курсионному обс луживанию,
лече нию, обуче нию и т.п. в л юбом возмо жном
компле ксе и после довательност и. [28; ст. 16 3]
Термин «тур продукт» ис пользуется д алеко
не то лько росси йским зако нодательст вом,
он со держится в ме ждународны х актах и нор мативных
пр авовых акт ах зарубеж ных стран, из котор ых
он и пере кочевал в росс ийское зако нодательст во.
Однако, м ы неоднокр атно были с видетелями то го,
как «с лепое» мех аническое з аимствован ие
зарубеж ной термино логии приво дило к пут анице
и об щей неразбер ихе. В связ и с вышеиз ложенным
пре длагаем ис ключить по нятие «тур продукт»,
з аменив его по нятием «тур истская ус луга»,
пос кольку счит аем, что р ассматривае мые
нами от ношения сле дует рассм атривать к ак
возмезд ное оказан ие услуг.
Поэтому, ис ходя из им перативного пр авила
о то м, что нор м гражданс кого права, со держащихся
в и ных актах до лжны соответст вовать
ГК РФ, необ ходимо при вести норм ы
специаль ного закон а в соответст вие с норм ами
общего з акона изме нив объект, а и менно
туристс кий продукт н а туристск ие услуги.
Также следует с казать и о то м, что
разр аботано по нятие услу г, связанн ых
с туристс кой деятел ьностью. По д данной к атегорией
по нимают услу ги, которые до полняют тур истический
про дукт, отсутст вие которы х не влияет н а
потребите льские сво йства после днего и поз воляет
совер шить путешест вие в соот ветствии с е го
целью. Н апример, к т аковым относ ятся
экскурс ионные, обр азовательн ые, космет ические
ус луги, лечеб ные процедуры и т д, ес ли они
не я вляются субъе ктивной це лью путе шествия. [ 39;
ст. 6- 9]
Стоит упом януть и о с пособах ре ализации
тур продукта в Росс ийской Федер ации, выде ляют
два ос новных вид а через туро ператора и тур агента.
Конечно, с пособы реа лизации тур истского
про дукта у туро ператоров и тур агентов раз личные.
Про дажа туров и ест ь прямая об язанность тур агентов,
поэто му компани и реализуют тур истские про дукты
без посре дников. В это м случае в ажнейшее з начение
дл я привлече ния потреб ителей приобрет ает
уровен ь квалифик ации сотру дников, ос нащенность
оф иса, привле кательност ь и удобст во
использо вания сайт а как инстру ментов мар кетинга,
туро ператоры ч астично де легируют д анную
функ цию тураге нтам, но т акже взаимо действуют
с тур истами напр ямую через o nline-систе му
брониро вания на оф ициальном с айте компа нии.
[32; ст. 76]
Таким образо м, особенност ью туристко й
услуги к ак объекта гр ажданских пр ав являетс я
то, что о на складыв ается из д вух важных
сост авляющих, пр и этом каж дая из эти х
составля ющих может сосу ществовать с амостоятел ьно.
Перво й составля ющей являетс я результат де ятельности
туро ператора ( в данном с лучае под резу льтатом
сле дует поним ать только потреб ленную услу гу);
второ й составля ющей являетс я целенапр авленная
и во левая деяте льность по про движению, фор мированию
и ре ализации тур истского про дукта.
Оставляет же лать лучше го общее от ношение
за конодателя к тур истской ус луге, котор ый
игнорирует д анный терм ин, так ка к ни в одно й
из редак ций федера льных зако нов его нет, д аже
в спец иальном за коне терми н отсутствует,
что н а наш взгл яд весьма стр анно.
Туристский про дукт отсутст вует в
закр ытом переч не объекто в гражданс ких
прав. Тур истический про дукт как то вар имеет
м атериальну ю природу, но те м не менее, е го
не следует от носить к но вому объекту гр ажданских
пр ав, поскол ьку по свое му содержа нию
он ниче м не отлич ается от гражданс ко-правово й
услуги. Поэто му исходя из и мперативно го
правила о то м, что нор м гражданс кого права,
со держащихся в и ных актах до лжны соответст вовать
ГК РФ, необ ходимо при вести норм ы специаль ного
закон а в соответст вие, с нор мами общего з акона
изме нив объект, а и менно туристс кий продукт
н а туристск ие услуги.