Дошкольное образование Другое Педагогика/Психология

Другое на тему Поощрение и наказание, как основные методы педагогического воздействия на ребенка дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения методов поощрения и
наказания детей дошкольного возраста


1

§ 1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста 2

§ 1.2.Сущность понятия «наказание» на разных временных этапах 3

§ 1.3.
Сущность понятия «поощрение» на разных временных этапах
4

Вывод по главе 15

Глава 2. Практическая
работа по выявлению информированности родителей о наиболее результативных
методах воздействия на детей дошкольного возраста
6

§ 2.1. Методика и организация исследования 5

§ 2.2. Анализ
и интерпретация результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы
6

§ 2.3. Методические рекомендации родителям по организации
наиболее эффективных методов воздействия на ребенка дошкольного возраста 5

Вывод по
главе 2
6

Заключение 5

Список
использованных источников
6

Приложение6 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Одной из ключевых
проблем педагогики обучения и воспитания детей является проблема
стимулирования. Стимулирование понимается, как выбор способа воздействовать на
ребенка так, чтобы добиться от него желаемого поведения. От его эффективности
довольно часто зависит и весь успех педагогического процесса. На сегодняшний
день актуален вопрос применения наказания и поощрения в воспитании ребенка.

В
процессе работы мы проанализировали различные теоретические исследования
методов поощрения и наказания и выявили их структурные изменения с течением
времени.

Рассмотрели
понятие «поощрение» и  «наказание»  в качестве методов педагогического
воздействия. Наказанием является
инструмент педагогического
воздействия, который используется в тех случаях, если дети не выполняют
какие-либо требования либо нарушают определённые нормы. Поощрение – инструмент
педагогического воздействия, который выражает положительную оценку взрослого по
отношению к ребенку, когда  оценивается
поведение, учеба и др.  Считается, что
поощрение побуждает к дальнейшим успехам. Множество педагогов гуманистов
выступало против наказания, особенно физического характера: В.А. Сухомлинский,
Я. Корчак,  А.С. Макаренко и др.

В  результате теоретического анализа литературы нами
высказано предположение о том, что такие методы, как поощрение и наказание не
должны являться доминирующими в воспитательной системе детей дошкольного
возраста. Организация педагогического взаимодействия родителей и детей раннего
возраста будет результативной, если информировать родителей об общих
закономерностях развития детей дошкольного возраста, обогатить их опыт  педагогического взаимодействия.

Гипотеза была
проверена при помощи опытно-экспериментальной работы, которая была проведена с
24 семьями, имеющими детей в  возрасте 4-
5 лет.

На констатирующем этапе
был применён ряд диагностик, беседа, анкетирование, наблюдение. При помощи
методики О.Л. Зверевой был  выявлен
уровень развития  операционального  компонента педагогической культуры. Высокий
уровень отмечен  лишь у  29 % родителей, средний и низкий  соответственно у  29 % и 41 %. 
Оценка коммуникативного компонента по методике В.В. Бойко показала
у  19 % родителей высокий   уровень, 
у 45 % средний и у 35 % низкий уровень сформированности педагогической
культуры.

Одновременно было отмечено,
что родители часто применяют в  воспитании поощрения и наказания, следовательно,
гипотеза подтвердилась: такие методы, как поощрение и наказание не должны
являться доминирующими в воспитательной системе детей дошкольного возраста.

В связи с этим была выработана
методика информирования родителей с целью повышения их педагогической
грамотности и предоставления информации о альтернативных  методах  воспитания,  адекватном использовании поощрений и наказаний.

Таким образом, нами
достигнута цель исследования, в именно изучено
влияние методов поощрения и наказания на эмоциональное развитие детей
дошкольного возраста. Выявлено, что при педагогически неверном использовании и чрезмерном
их употреблении такие методы неблагоприятно влияют на эмоциональное состояние
ребенка.

 Проведение разнообразных мероприятий и  предоставление  информации родителям об эффективных способах  взаимодействия с детьми поможет наладить
взаимоотношения, что в целом  благоприятно скажется на развитии  и эмоциональном  состояние дошкольников.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 2. Практическая работа
по выявлению информированности родителей о наиболее результативных методах
воздействия на детей дошкольного возраста

§ 2.1. Методика и организация исследования

Изучение теоретических основ применения таких методов воспитания, как поощрения
и наказания для детей дошкольного возраста позволил высказать ряд предположений
о том, что педагогическое взаимодействие родителей с дошкольниками будет результативнее,
если:

 – информировать родителей о
психологических  возрастных особенностях
детей среднего дошкольного возраста;

– обогатить родительский опыт педагогического взаимодействия,  взяв за основу индивидуальные  и групповые формы работы.[1]

В исследовании приняло участие 24
семьи, имеющих детей в возрасте 4 -5 лет.

Цель  практической работы: изучить особенности применения поощрений и наказаний в условиях
семьи и выявить влияние данных методов на эмоциональное состояние ребенка.

Констатирующий этап исследования включал в себя  диагностический инструментарий, позволяющий
выявить, насколько адекватна частота  использования
методов поощрения и наказания, какие меры взаимодействия преобладают в воспитании
и в конечном итоге выявить уровень педагогический культуры родителей.

При исследовании был
применен ряд следующих  методик:

Наблюдение за 
поведением родителей и детей дошкольного возраста (по Марковской И.М.)[2]

В методики определены
поведенческие критерии, индикаторы 
родителей по отношению к их детям (таблица 1. Приложение 1.)

Дополнительно была
проведена беседа с родителями  (модификация варианта О.И. Бочкаревой) «Мой
ребенок»
(Приложение 1.)[3]

Цель беседы:
выявление уровня знаний родителей о своем ребенке и особенностей семейного  воспитания.

Методика проведения:  индивидуальная беседа с родителями, которым
предложено ответить на ряд вопросов.

Анкета для родителей: «Поощрение и наказание
в воспитание детей»
включала
следующие вопросы:

1. Вы хорошо  знаете своего ребенка? (да, не очень, плохо)

2. В течение какого
времени вы уделяете внимание ребенку? (круглосуточно, 5-6 ч. в сутки, 1-2 ч. в
сутки)

3. Как часто вы
хвалите ребенка за успехи? (всегда, иногда, никогда)

4. Как поощряете
ребенка? (радуюсь с ним его успеху, совместно организовываю досуг, просто
хвалю, покупаю подарки, вещи, даю деньги)

5. Как вы наказываете
ребенка? (показываю внешним видом недовольство, не разговариваю; ругаю, кричу,
иногда могу обозвать; не разрешаю смотреть телевизор, играть в компьютер и т.п.;
наказываю трудом; лишаю прогулок; применяю физическую силу (подзатыльник,
ремень).

Анкетирование родителей «Семейное воспитание»
(Хроменко И.А.) (Приложение 2.)[4]

Цель:
изучение информационной культуры родителей в семейном воспитании.

Опросник «Биополе семьи» В.В. Бойко (Приложение 3).

Цель:
определение  уровня развития коммуникативного
компонента педагогической культуры родителей.

Анкета 
«Определение родительских  умений
в воспитании» (О.Л. Зверева)

Цель: определение
операционного компонента у родителей.

Также дополнительно в
группе был проведен опрос среди детей
«Реакция на наказания»
, позволяющий выяснить отношение детей к такому
методу  воспитания.

Таким образом, был
проведен ряд мероприятий, позволяющих выявить уровень педагогической культуры
родителей, частоту применения таких воспитательных методов как поощрение и наказание,
и влияние их на эмоциональное состояние  детей.



[1] Крылова Н.М. Активные формы
повышения педагогической культуры родителей
URL: https://vkr.pspu.ru/uploads/5819/Gladkih_vkr.pdf (дата обращения 05.06.2020)

[2] Марковская ИМТренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб: Речь, 2005.  –155с.

[3] Ермишкина Е.Н. Педагогическое
взаимодействие как совместнораспределенная деятельность // Новое слово в науке
и практике: гипотезы и апробация результатов исследований, 2014 –  № 12 – С. 65-69.

[4] Хоменко И.А. Семейное воспитание
как актуальная научно-педагогическая проблема / Знание. Понимание. Умение, 2010
– №3– С.234-242

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы