Другое на тему Поощрение и наказание, как основные методы педагогического воздействия на ребенка дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения методов поощрения и
наказания детей дошкольного возраста
1
§ 1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста 2
§ 1.2.Сущность понятия «наказание» на разных временных этапах 3
§ 1.3.
Сущность понятия «поощрение» на разных временных этапах 4
Вывод по главе 15
Глава 2. Практическая
работа по выявлению информированности родителей о наиболее результативных
методах воздействия на детей дошкольного возраста 6
§ 2.1. Методика и организация исследования 5
§ 2.2. Анализ
и интерпретация результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы 6
§ 2.3. Методические рекомендации родителям по организации
наиболее эффективных методов воздействия на ребенка дошкольного возраста 5
Вывод по
главе 26
Заключение 5
Список
использованных источников 6
Приложение6
Введение:
Заключение:
Одной из ключевых
проблем педагогики обучения и воспитания детей является проблема
стимулирования. Стимулирование понимается, как выбор способа воздействовать на
ребенка так, чтобы добиться от него желаемого поведения. От его эффективности
довольно часто зависит и весь успех педагогического процесса. На сегодняшний
день актуален вопрос применения наказания и поощрения в воспитании ребенка.
В
процессе работы мы проанализировали различные теоретические исследования
методов поощрения и наказания и выявили их структурные изменения с течением
времени.
Рассмотрели
понятие «поощрение» и «наказание» в качестве методов педагогического
воздействия. Наказанием является инструмент педагогического
воздействия, который используется в тех случаях, если дети не выполняют
какие-либо требования либо нарушают определённые нормы. Поощрение – инструмент
педагогического воздействия, который выражает положительную оценку взрослого по
отношению к ребенку, когда оценивается
поведение, учеба и др. Считается, что
поощрение побуждает к дальнейшим успехам. Множество педагогов гуманистов
выступало против наказания, особенно физического характера: В.А. Сухомлинский,
Я. Корчак, А.С. Макаренко и др.
В результате теоретического анализа литературы нами
высказано предположение о том, что такие методы, как поощрение и наказание не
должны являться доминирующими в воспитательной системе детей дошкольного
возраста. Организация педагогического взаимодействия родителей и детей раннего
возраста будет результативной, если информировать родителей об общих
закономерностях развития детей дошкольного возраста, обогатить их опыт педагогического взаимодействия.
Гипотеза была
проверена при помощи опытно-экспериментальной работы, которая была проведена с
24 семьями, имеющими детей в возрасте 4-
5 лет.
На констатирующем этапе
был применён ряд диагностик, беседа, анкетирование, наблюдение. При помощи
методики О.Л. Зверевой был выявлен
уровень развития операционального компонента педагогической культуры. Высокий
уровень отмечен лишь у 29 % родителей, средний и низкий соответственно у 29 % и 41 %.
Оценка коммуникативного компонента по методике В.В. Бойко показала
у 19 % родителей высокий уровень,
у 45 % средний и у 35 % низкий уровень сформированности педагогической
культуры.
Одновременно было отмечено,
что родители часто применяют в воспитании поощрения и наказания, следовательно,
гипотеза подтвердилась: такие методы, как поощрение и наказание не должны
являться доминирующими в воспитательной системе детей дошкольного возраста.
В связи с этим была выработана
методика информирования родителей с целью повышения их педагогической
грамотности и предоставления информации о альтернативных методах воспитания, адекватном использовании поощрений и наказаний.
Таким образом, нами
достигнута цель исследования, в именно изучено
влияние методов поощрения и наказания на эмоциональное развитие детей
дошкольного возраста. Выявлено, что при педагогически неверном использовании и чрезмерном
их употреблении такие методы неблагоприятно влияют на эмоциональное состояние
ребенка. Проведение разнообразных мероприятий и предоставление информации родителям об эффективных способах взаимодействия с детьми поможет наладить
взаимоотношения, что в целом благоприятно скажется на развитии и эмоциональном состояние дошкольников.
Фрагмент текста работы:
Глава 2. Практическая работа
по выявлению информированности родителей о наиболее результативных методах
воздействия на детей дошкольного возраста
§ 2.1. Методика и организация исследования
Изучение теоретических основ применения таких методов воспитания, как поощрения
и наказания для детей дошкольного возраста позволил высказать ряд предположений
о том, что педагогическое взаимодействие родителей с дошкольниками будет результативнее,
если:
– информировать родителей о
психологических возрастных особенностях
детей среднего дошкольного возраста;
– обогатить родительский опыт педагогического взаимодействия, взяв за основу индивидуальные и групповые формы работы.[1]
В исследовании приняло участие 24
семьи, имеющих детей в возрасте 4 -5 лет.
Цель практической работы: изучить особенности применения поощрений и наказаний в условиях
семьи и выявить влияние данных методов на эмоциональное состояние ребенка.
Констатирующий этап исследования включал в себя диагностический инструментарий, позволяющий
выявить, насколько адекватна частота использования
методов поощрения и наказания, какие меры взаимодействия преобладают в воспитании
и в конечном итоге выявить уровень педагогический культуры родителей.
При исследовании был
применен ряд следующих методик:
Наблюдение за
поведением родителей и детей дошкольного возраста (по Марковской И.М.)[2]
В методики определены
поведенческие критерии, индикаторы
родителей по отношению к их детям (таблица 1. Приложение 1.)
Дополнительно была
проведена беседа с родителями (модификация варианта О.И. Бочкаревой) «Мой
ребенок» (Приложение 1.)[3]
Цель беседы:
выявление уровня знаний родителей о своем ребенке и особенностей семейного воспитания.
Методика проведения: индивидуальная беседа с родителями, которым
предложено ответить на ряд вопросов.
Анкета для родителей: «Поощрение и наказание
в воспитание детей» включала
следующие вопросы:
1. Вы хорошо знаете своего ребенка? (да, не очень, плохо)
2. В течение какого
времени вы уделяете внимание ребенку? (круглосуточно, 5-6 ч. в сутки, 1-2 ч. в
сутки)
3. Как часто вы
хвалите ребенка за успехи? (всегда, иногда, никогда)
4. Как поощряете
ребенка? (радуюсь с ним его успеху, совместно организовываю досуг, просто
хвалю, покупаю подарки, вещи, даю деньги)
5. Как вы наказываете
ребенка? (показываю внешним видом недовольство, не разговариваю; ругаю, кричу,
иногда могу обозвать; не разрешаю смотреть телевизор, играть в компьютер и т.п.;
наказываю трудом; лишаю прогулок; применяю физическую силу (подзатыльник,
ремень).
Анкетирование родителей «Семейное воспитание»
(Хроменко И.А.) (Приложение 2.)[4]
Цель:
изучение информационной культуры родителей в семейном воспитании.
Опросник «Биополе семьи» В.В. Бойко (Приложение 3).
Цель:
определение уровня развития коммуникативного
компонента педагогической культуры родителей.
Анкета
«Определение родительских умений
в воспитании» (О.Л. Зверева)
Цель: определение
операционного компонента у родителей.
Также дополнительно в
группе был проведен опрос среди детей
«Реакция на наказания», позволяющий выяснить отношение детей к такому
методу воспитания.
Таким образом, был
проведен ряд мероприятий, позволяющих выявить уровень педагогической культуры
родителей, частоту применения таких воспитательных методов как поощрение и наказание,
и влияние их на эмоциональное состояние детей. [1] Крылова Н.М. Активные формы
повышения педагогической культуры родителей URL: https://vkr.pspu.ru/uploads/5819/Gladkih_vkr.pdf (дата обращения 05.06.2020) [2] Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб: Речь, 2005. –155с. [3] Ермишкина Е.Н. Педагогическое
взаимодействие как совместнораспределенная деятельность // Новое слово в науке
и практике: гипотезы и апробация результатов исследований, 2014 – № 12 – С. 65-69. [4] Хоменко И.А. Семейное воспитание
как актуальная научно-педагогическая проблема / Знание. Понимание. Умение, 2010
– №3– С.234-242