Другое на тему Понятие «сознание» в античной философии.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Определение понятия «сознание» 4
2.Анализ сущности «сознания» в античной философии 6
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Введение:
Объяснение природы сознания является одной из наиболее важных и запутанных областей философии, но концепция, как известно, неоднозначна. Абстрактное существительное «сознание» не часто используется само по себе в современной литературе, но первоначально происходит от латинского con (с) и scire (чтобы знать). Возможно, наиболее часто используемое современное представление о сознательном психическом состоянии улавливается знаменитым чувством Томаса Нагеля «что это такое».
Сознание ставит самые загадочные проблемы в науке об уме. Нет ничего, что мы знаем более глубоко, чем сознательный опыт, но нет ничего сложнее объяснить. Все виды психических явлений привели к научному исследованию в последние годы, но сознание упорно сопротивляется. Многие пытались объяснить это, но объяснения всегда, кажется, не соответствуют цели. Кое-кто полагает, что проблема неразрешима и что хорошее объяснение не может быть дано.
Человек обладает удивительным даром разума с его проницательным пониманием далекого прошлого и будущего, мира мечты и фантазии, даром, позволяющим творчески решать практические и теоретические проблемы и воплощать в жизнь самые смелые планы. С самой ранней античности философы стремились найти решение загадки сознания. Горячие дебаты на эту тему бушевали веками. Богословы видят в сознании крошечную искру грандиозного огня божественного разума.
Целью работы является изучение понятия сознания в античной философии.
Задачи работы:
1. Определение понятия «сознание»
2. Провести анализ сущности «сознания» в античной философии
Объект работы — понятие «сознание».
Предмет работы — особенности рассмотрения понятия «сознание» в античной философии.
Заключение:
Сознание — одно из основных понятий философии, обо¬значающее родовое отличие человека от животного. Пред¬ставления о сознании претерпели длительную эволюцию.
На ранних этапах развития философии, когда не было Резкого противопоставления сознания и материи, основу сознательных действий искали в упорядоченности космоса, логосе, гармонии небесных сфер. Применительно к че¬ловеку представление о душе было близким к дыханию, ас¬социировалось больше с теплым или горячим.
Сегодняшний взгляд на сознание часто обращается к античности, собирая по крупицам наиболее ценные идеи, касающиеся данного вопроса. Так, вопрос о природе души, выраженной либо одной из стихий (огонь), либо уже специ¬фической материальной структурой (атомы), не ограничи-вался бесстрастным описанием души как сущностного яв¬ления.
С нашей современной точки зрения, древнегреческое любопытство заключается в том, что ему не хватает слова для сознания. Мало того, что нет точного соответствия нашему слову «сознание», но также каждое греческое слово, которое может быть использовано, чтобы получить какой-то аспект того, что мы фиксируем нашим «сознанием», имеет иное значение, чем сознание. Тем не менее современные ученые иногда находят у Аристотеля «теорию сознания», построенную на ресурсах, доступных в его философии разума и философской психологии. Но неясно, в какой степени это поощряется ему нашими собственными интересами, а фактически освещает структуру мысли Аристотеля. «Сознание» может быть одним из тех случаев, когда определений не хватало, потому что не было концептуальной работы для него в доступных рамках.
Фрагмент текста работы:
1. Определение понятия «сознание»
Согласно древним представлениям, которые все еще выживают в религиозных верованиях и идеалистической философии, существует сверхъестественная сила, называемая душой, активной в человеческом организме. Такие понятия, которые по существу мистифицируют сознание, всегда были препятствием для изучения природных явлений, общественной жизни и самой сущности человека. Следовательно, агностические утверждения о том, что охват сущности сознания является такой же тщетной попыткой, как, скажем, желание тонущего человека тянуть себя за волосы.
Идеализм роет пропасть между разумом и миром, тогда как материализм ищет общность и единство между ними, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят из двух основных принципов в решении этой проблемы: они видят сознание как функцию мозга и как отражение внешнего мира. Однако в домарксистской философии материалистическая интерпретация сознания носила ограниченный и метафизический характер, сводя сознание к пассивному созерцательному размышлению и игнорируя его социально-историческую сущность и связи с социальной практикой. Человеческие существа обладают самым замечательным из всех даров разумом с его проницательным пониманием далекого прошлого и будущего, его проникновением в сферу неизвестного, его миром мечтаний и фантазий, творческими решениями практических и теоретических проблем и реализацией самые смелые планы.
Как высший уровень психической деятельности человека, сознание является одним из основных понятий философии, психологии и социологии. Уникальная природа этой деятельности заключается в том, что отражение реальности и ее конструктивно-творческое преобразование в форме чувственных и ментальных образов, концепций и идей предвосхищают практические действия отдельных лиц и социальных групп и дают им цель, ориентации. Лучшие умы человечества с древних времен искали ответ на одну из величайших загадок существования. Какова природа духовного мира человека? Все силы разума наука, философия, искусство, литература объединили усилия, чтобы пролить свет на эту загадочную сферу, известную как сознание [3].
На ранних этапах развития философии психологические явления интерпретировались без какого-либо строгого различия между сознательным и бессознательным, идеалом и материальным. Основу сознательного действия назвали Логосом, что означало слово, идею, сущность вещей, логику существования и ценность человеческого разума, определяемого степенью, в которой он соответствовал этому Логосу, объективному универсальному порядку. Таким образом, психологические процессы отождествлялись с материалом (воздух, движение атомов и т. д.).
Граница между внутренними процессами сознания человека и материальными явлениями была впервые отмечена софистами, а затем Сократом, который подчеркивал уникальность актов сознания по сравнению с материальным существованием вещей. Платон поднял объективное содержание сознания в особый мир идей, царство чистой мысли и красоты, противопоставленное всему материальному. Как и для всей вселенной, бестелесный разум был первопричиной, источником гармонии и силы, способной постигать себя, так и в каждом человеке разум созерцал себя и в то же время функционировал как активный принцип, регулирующий поведение.
Достижения науки и особенно медицины сыграли важную роль в формировании философских представлений о сознании как особой, более высокой форме умственной деятельности. Они позволили разграничить сознание как способность человека познавать свои умственные, эмоциональные и волевые действия в отличие от других психических явлений. В древней философии сознание было тесно связано с разумом, который считался космическим, обобщением реального мира, синонимом универсального закона.