Другое Педагогика/Психология Педагогика

Другое на тему Педагогический проект «Развивающая образовательная среда подготовительной к школе группы дошкольной образовательной организации»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

I. КОНЦЕПЦИЯ
ПРОЕКТА «РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ПЛАНЕТА
ОК»

1. Условия
организации реализации проекта. 6

2. Особенности и
требования к развивающей образовательной среде группы   8

3. Описание активных
зон развивающей образовательной среды подготовительной группы.. 10

II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20

III. СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 22

IV. ПРИЛОЖЕНИЯ.. 2

  

Введение:

 

Идеальным
пространством для развертывания личностно-ориентированных технологий сегодня
является ДОУ, поскольку, в отличие от школы, дошкольное учреждение не
ориентировано на жестко фиксированный результат. Следовательно, по сути,
призвано быть развивающим и охранным с точки зрения физического, психического,
социального и духовного здоровья ребенка.

Развивающая
образовательная среда – это совокупность условий, обеспечивающих разностороннее
развитие детей; это система материальных объектов их деятельности. Создание в
дошкольном учреждении полноценной развивающей образовательной среды и
обеспечения соответствующей позиции воспитателя в организации деятельности
детей – ведущее средство реализации задач современного дошкольного образования.
Ведь правильно организованная развивающая образовательная среда способствует
социализации ребенка, влияет на все аспекты ее развития.

Одним
из основных условий создания в развивающей образовательной среды в группе для
детей дошкольного возраста является опора на личностно-ориентированную модель
взаимодействия между воспитателем и детьми. Это означает, что приоритетной
целью воспитания является формирование гармоничной и всесторонне развитой
личности. Задача воспитателя заключается в обеспечении интересов ребенка, в
удовлетворении его природных наклонностей и потребностей. И поэтому воспитатель
в своей педагогической деятельности руководствуется положением: «Не рядом, не
над, а вместе!».

На
проблему развивающей образовательной среды одной из первых обратила внимание Мария
Монтессори, которая считала свободную самостоятельную деятельность в созданной
педагогом пространственно-предметной среде важнейшей предпосылкой к раскрытию
ребенком внутреннего потенциала. Поэтому, по ее мнению, задача педагога
заключается, прежде всего, в предоставлении ребенку средств саморазвития и
ознакомления с правилами пользования ими. Обогащенная среда группы предполагает
единство социальных и естественных средств обеспечения полноценной
жизнедеятельности ребенка. Сюда относят архитектурно-ландшафтные и
природно-экологические объекты; зоны творчества; игровые и спортивные уголки;
конструкторы; тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и
информационные средства воспитания и обучения.

Развивающая
образовательная среда – это комплекс психолого-педагогических,
материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических условий,
обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном учреждении. В целом
развивающую образовательную среду можно представить в виде круга, в центре которого
расположен образ «Я» (мое пространство, среда моей внутренней жизни), и который
разделен на сегменты – предметно-игровую, природную и социальную среду.

Современные
дети растут в эпоху нано-технологий, цифровизации общества, интенсивного
развития робототехники. Требования современного мира выдвигают к воспитателям
особые условия: создать для ребенка особую развивающую образовательную среду,
которая будет мотивировать детей на свободу творчества, развивать у себя умения
работать в коллективе; воспитывать уважение к себе и другим людям; формировать
понимание своих сильных и слабых сторон[1].

Исходя
из актуальности повышения качества образовательных услуг ДОУ и необходимости
поиска новых путей к организации образовательно-развивающего пространства ДОУ,
было принято решение разработать проект инновационной развивающей
образовательной среды для детей подготовительной группы «Планета ОК».

Объект проекта:
развивающие образовательные зоны подготовительной группы.

Предмет проекта:
возможности использования инновационных подходов в создании развивающей
образовательной среды подготовительной группы.

Цель проекта
– разработать концепцию организации развивающей образовательной среды для
подготовительной группы в ДОУ.

Задачи проекта:


проанализировать возможности современных подходов к организации развивающей
образовательной среды в группах ДОУ;


определить основные развивающие образовательные зоны для организации
пространства подготовительной группы;


описать цель, задачи и оборудование развивающих образовательных зон;


дать характеристику инновационным формам организации развивающих
образовательных зон.

Практическая значимость проекта:
результаты проекта могут быть использованы воспитателями, методистами,
педагогами дополнительного образования в организации развивающего
образовательного пространства учебно-игровых помещений для детей дошкольного
возраста.

Новизна проекта
состоит в том, что впервые зонирование пространства групповой комнаты и
отдельные развивающие предметно-пространственные зоны были организованы как
единое пространство, где каждая зона соответствует общему названию «Планета ОК»
и является звеном в общей цепи; разработаны и описаны формы развивающих
образовательных зон для организации пространства групповой комнаты подготовительной
группы с учетом использования инновационных технологий.

Участники проекта: воспитатели
подготовительной группы, родительский комитет группы, администрация ДОУ, представители
общественных групп (по согласию). [1]
Дубровская В. А.
Поколение Zили
феномены современного детства / В. А. Дубровская // Образование.
Карьера. Общество. – №2 (61), 2019. – С. 47-51.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Разрабатывая
проект развивающей образовательной среды подготовительной группы, нами были
определены актуальные аспекты современного дошкольного образования, сущность
которых состоит во внедрении инновационных форм и методов организации
группового пространства. В связи с этим было проведено исследование
практического опыта воспитателей детских садов, проанализировано инновационную
программу «От рождения до школы», что позволило выделить центры активности
детей, в которые были включены инновационные методико-технологические средства.

В
результате разработки проекта было выявлено, что организация окружающей среды
ребенка является важным условием эффективной подготовки его к будущей
самостоятельной жизни. Окружающая среда должна быть организована так, чтобы
побудить ребенка к выполнению активных действий в соответствии с его жизненным
ритмом, физических и психических возможностей, интеллектуальной и творческой
деятельностью.

Проектная
группа нами выбиралась с учетом того, что дошкольные учреждения тесно взаимодействуют
с родителями и внешним окружением, что может перерасти в достаточно эффективное
сотрудничество и обеспечить результативность проекта.

При
разработке активных центров развития и образования дошкольников нами
учитывались возможности современных детских садов, требования ФГОС и программ
по воспитанию детей дошкольного возраста, а также основы проектной деятельности
как фактора эффективности разработки проекта и дальнейшего его реализации.

В
процессе работы над проектом основной упор был сделан на практический опыт
воспитателя, инициатора внесения изменений в развивающую образовательную среду
подготовительной группы, в которой работает, а также сотрудников группы и
детского сада.

Таким
образом, реализация проекта развивающей образовательной среды «Планета ОК» способствует
развитию социально-коммуникативных особенностей личности дошкольника,
обогащению знаний и умений в разных областях интеллектуально-творческой
деятельности, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и
проявления творческих способностей ребенка, выявляет его индивидуальность,
повышает профессиональную компетентность самого воспитателя.

Хочется
отметить, что данный проект при условии высокой мотивации воспитателей, тесного
сотрудничества с родителями и другими участниками в жизни дошкольника,
стремления взрослых к его реализации может быть успешно внедрен в практику
других детских садов, а также учреждений дополнительного образования для детей
дошкольного возраста.

 

Фрагмент текста работы:

 

Решение
о разработке концепции проекта «Развивающей образовательной среды для
подготовительной группы «Планета ОК» обусловлено актуальностью решения
поставленных задач перед современными ДОУ, направленных на максимальное
обеспечение реализации педагогических, психологических и социальных требований к
дошкольному образованию в рамках ФГОС третьего поколения[1], а
также создать максимальные условия для всестороннего развития современных
дошкольников на основе интеграции традиционных подходов и современных
инновационных технологий в данной области[2]

Обязательным
условием создания развивающей образовательной среды для обеспечения
эффективного развития ребенка является единство всех ее составляющих. А именно:
природного; предметно-игрового; социального; собственного «Я» ребенка, то есть
организованное в соответствии с программой развития ребенка дошкольного возраста
«От рождения до школы»[3]. В
связи с этим были проанализированы:


инновационная программа «От рождения до школы» под
ред. Н. Е. Вераксы;


существующие практики дошкольных учреждений по организации развивающих
образовательных зон;


потенциал развивающей образовательной среды: реальные материальные, технические
и человеческие ресурсы, необходимые для реализации проекта.

На
основе анализа были выделены основные развивающие образовательные зоны, которые
будут включены в проект:

Центр
конструирования «Строим ОК».

Центр
настольных игр «Игра ОК».

Центр
математики «ПлюсОК».

Центр
науки и естествознания «ПрофессорОК».

Центр
грамотности и письма «БукварьОК».

Центр
искусства «КультураОК».

Место
для отдыха «ВеселОК».

Уголок
для уединения «Мой мирОК».

Центр
песка и воды «МорячОК».

Спортивный
уголок «ЗдоровячОК».

Место
для группового сбора «КружОК».

Место
для групповых занятий «ЗнатОК».

Цель
развивающей образовательной среды для подготовительной группы «Планета ОК»: обеспечение
самореализации ребенка в социальном пространстве, в системе социальных
отношений. [1] ФГОС дошкольного образования
[Электронный ресурс] // Официальный сайт ФГОС: Федеральные государственные
образовательные стандарты. – Режим доступа: https://fgos.ru/ [2] Чернова О. В.
Проектирование образовательной среды: учеб. пособие / О. В. Чернова,
И. Г. Шендрик. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед.
ун-т», 2006. – 93 с. [3] От рождения до школы:
инновационная программа дошкольного образования / Под. ред.
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
– Изд. пятое (инновационное), испр. и доп.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. –
336 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы