Другое на тему Педагогические условия и средства проектно-исследовательской деятельности в процессе формирования у школьников ценностного отношения к миру
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1
Теоретическая сущность процесса формирования у школьников ценностного отношения
к миру
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Интерес
к развитию творческого мышления школьников не утихает до сих пор. Основное
затруднение составляет разработка методологии творческого отношения к жизни.
Учащихся следует подготовить к применению своих знаний и умений, к творческой
деятельности в будущем. Учебная деятельность должна носить, насколько это
возможно, творческий характер.Этому способствует проектно-исследовательская
деятельность школьников.
Актуальность
использования исследовательской и проектной деятельности в современном
образовании определяется их многоцелевой и многофункциональной направленностью,
а также возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе
которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми
компетенциями происходит многостороннее развитие личности.
Этот
вопрос изучали А.В. Леонтович, А.С. Савичев [3], по их мнению, основная идея
реализации проектно-исследовательской деятельности в современном образовании
состоит в развитии познавательной активности обучающихся к окружающему миру и к
самому себе. Они считают, что так же важно использовать потенциал научного
исследования для реализации данного отношения в практической
проектно-исследовательской деятельности школьников на ступени основного
образования.
Несмотря
на то, что познавательная сфера обучающихся изучена, методики и технологии
проектно-исследовательской деятельности не всегда находят отражение на
практике.
Объект
исследования — формирование у школьников ценностного отношения к миру.
Предмет
исследования- педагогические условия и средства проектно-исследовательской
деятельности в процессе формирования у школьников ценностного отношения к миру.
Цель
нашего исследования- изучить методические аспекты использования
проектно-исследовательской деятельности как средства развития ценностного
отношения учащихся к миру и разработать педагогические условия организации проектно-исследовательской
деятельности как средства развития у
учащихся ценностного отношения к миру на уроках физики.
Задачи:
1)
проанализировать теоретические основы
формирования у школьников ценностного отношения к миру в науках естественного
цикла;
2)
выявить цель, условия и средства организации
проектно-исследовательской деятельности школьников в процессе образования;
3)
обобщить педагогический опыт использования
проектно- исследовательской деятельности на уроках физики;
4)
разработать педагогические условия
организации проектно-исследовательской деятельности как средства развития у учащихся ценностного
отношения к миру на уроках физики в 8 классе по теме «Модели атомов.
Экспериментальные методы исследования частиц».
Гипотеза
исследования основывается на предположении о том, что процесс формирования у
школьников ценностного отношения к миру будет эффективным, если будут созданы педагогические
условия организации проектно-исследовательской деятельности учащихся и
реализованысредства к воплощению данного процесса.
Теоретическая база исследования: Данные
проблемы рассмотрены в работах многих отечественных и зарубежных
исследователей, философов, педагогов. Теоретическую часть курсовой работы
составили выдержки из трудов, посвященных [6, с. 12]: изучению:
1)
Теория, методика, технология и
педагогическая техника: сущность, связи, взаимообогащение (Бондарь В.И., П.
Дмитренко, А.Л. Макаренко.)
2)
Психологические основы исследовательского
подхода к обучению (А. М. Матюшкин, Дж. Рензулли, X.Пассов, А. И. Савенков, Н.
Б. Шумакова)
3)
Психолого-педагогические условия
организации экологического воспитания
школьников ( Ясинская А. А.М.Галеева, Л.Н.Коган, Б.Т.Лихачев, А. А. Плешаков,
Н. Ф. Реймгрс,).
Методы исследования: анализ
психолого-педагогической литературы, оценка процесса формирования у школьников
ценностного отношения к миру Н. С. Пряжников, оценка развитии познавательной
активности Е. Н. Князева и С. П. Курдюмов, анализ опыта работы общевузовских
кафедр, проектирование.
Структура курсовой работы:
включает введение, две главы, заключение, список литературы из 21 источника.
Первая глава посвящена Теоретическим обоснованиям процесса формирования у школьников
ценностного отношения к миру посредством проектно-исследовательской
деятельности. Во второй главе проведено аналитическое исследование и разработка
проектно-исследовательской деятельности для 8 класса на уроке физики по теме:
«Модели атомов. Экспериментальные методы исследования частиц».
Заключение:
При
воспитании ценностных взаимоотношений у школьников следует в полной мере
использовать все методы и формы обучения, разработанные учителями, что позволит
эффективно решать педагогические задачи. Основными «инструментами»
педагогической деятельности, которые обучают учащихся умению устанавливать
ценные отношения с миром, являются пример (представление модели отношения),
методы обучения поведенческому опыту и деятельности, создание образовательных
ситуаций, дискуссии. Особая роль в этом процессе принадлежит методам вовлечения
учеников в практическую деятельность.
Изучив
основные компоненты процесса воспитания ценностных отношений у школьников, мы
сформулировали основные законы этого процесса, один из которых отражает общие
законы образования, а другой — специфику рассматриваемого процесса.
Конкретизация общих закономерностей воспитания ценностных отношений школьников
выглядит следующим образом: результаты этого процесса зависят от характера
идеалов (персонифицированных, коллективных, программных) школьников; из моделей
выбора ценностей, приобретенных ими в течение жизни (родители, учителя,
окружающие их люди, телевизионные герои и т. д.) вовлекать школьников в
конструктивный диалог, который обогащает опыт человека с ограниченным
ценностным опытом; их участие в бескорыстной деятельности на благо других;
усилия самих учеников по реализации идеалов и умение ограничивать себя в этом
процессе.
Школьная
проектная деятельность является элементом организации проекта, "связанным
с выявлением и удовлетворением личных, социальных и интеллектуальных
потребностей учеников посредством проектирования и создания идеального или
материального продукта с объективной или субъективной новизной. Это творческая
работа для решения практической задачи, цели и содержание которой определяются
самими учащимися и выполняются ими в процессе теоретического изучения и
практической реализации с участием учителя".
Проектная
деятельность является одним из возможных способов достижения этих целей. И
теперь это неотъемлемая часть образования, отдельная система образования и одно
из направлений модернизации современного образования.
Образовательный
метод проекта позволяет отойти от авторитаризма преподавательского состава, ориентированного
на самостоятельную работу учеников.
Целью
проектно-исследовательской работы является обеспечение углубленного
теоретического и практического обучения учеников профессиональной деятельности.
Критериями
оценки результатов ученической работы являются владение методами познавательной
деятельности: умение использовать различные источники информации, методы
исследования, умение работать совместно, принимать мнения от кого-то другого и
сталкивающихся с трудностями; умение ставить цели, разрабатывать и
реализовывать планы, размышлять, сравнивать цели и действия.
Но
следует также отметить, что метод проекта может быть полезным только в том
случае, если он применяется правильно, с хорошо продуманной структурой текущих
проектов и личной заинтересованностью всех участников проекта в его реализации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 .
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО
ОТНОШЕНИЯ К МИРУ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Теоретическая
сущность процесса формирования у школьников ценностного отношения к миру
1.1 Теоретическая
сущность процесса формирования у школьников ценностного отношения к миру
Несмотря
на имеющийся опыт формирования ценностного отношения к природе у учащихся в
практике школы, ориентация детей на прагматическую модель взаимодействия с
объектами остается преобладающей, что
связано проблемой рассогласованности системы ценностей в реальных условиях и с
трудностями диагностики ценностного отношения у
школьников. Идет поиск форм и методов, обеспечивающих восприятие объектов в качестве субъектов взаимодействия
и активизирующих деятельность ребенка в социопредметном окружении. Благодаря
включению школьников в решение проектных задач у учащихся появляется
возможность осуществить самостоятельный познавательный поиск ценностей и целей
взаимодействия с объектами природы , а у учителя появляется возможность оценить
эффективность процесса взаимодействия . В связи с этим актуализируются вопросы
наработки и детализации новых моделей, обеспечивающих формирование ценностного
отношения к природе на основе проектной деятельности.
Подходами
к организации процесса формирования ценностного отношения являются:
культурологический, компетентностный, аксиологический (ценностный) и
экопсихологический. Принципы организации экологического образования:
взаимосвязь глобального, регионального и краеведческого подходов; единство
интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической
деятельности; опора на принцип систематичности, непрерывности и
междисциплинарности.
Основные
концептуальные идеи, лежащие в основе разрабатываемой теории воспитания
ценностных отношений школьников в образовательном процессе, следующие:
• Образовательный процесс в школе содействует
становлению у школьников отношений различного вида – познавательных,
прагматических, ценностных. Необходимость воспитания ценностных отношений
связана с потребностью человека в осмыслении жизни, выработке авторской системы
ценностей, выступающей регулятором поведения личности, потребностью не только
иметь, но и быть.
•
К одному и тому же объекту мира человек может проявлять в зависимости от
ситуации различного вида отношения. Одной из важнейших педагогических задач
является содействие становлению у школьников умения отнестись к определенным
объектам мира не только познавательно, прагматично, но и ценностно. Перечень
этих объектов для педагогики во многом традиционен: человек, природа, жизнь,
Родина, труд, образование, семья и некоторые другие. В современных условиях
есть необходимость уточнить «набор ценностей», являющихся приоритетными при
организации воспитания в рамках образовательного процесса. Учитывая современную
социокультурную ситуацию, в данный набор ценностей должен быть включен такой
объект, как «человечество».
•
Факторами, детерминирующими воспитание ценностных отношений школьников,
являются: социальные факторы – аксиосфера эпохи и общества, города (поселка),
социальной и этнической группы, семьи и ближайшего окружения ребенка (школы,
класса и др.), личности педагога; деятельностные факторы – целенаправленная
деятельность педагогов и собственная ценностноориентационная деятельность
воспитанников, результатом которой является уровень осмысленности жизни,
интернальность, характер «Я-концепции» и др.; природные факторы – пол, возраст,
состояние здоровья. Под аксиосферой понимается «мир ценностей», в который
«погружены» члены той или иной общности, группы и который они сами созидают в
ходе своей жизнедеятельности.
•
Психологическими механизмами становления отношений (в том числе ценностных)
являются механизмы идентификации, эмпатии, субъектификации, рефлексии.
• Формирование отношений личности связано
первоначально с подражанием тем образцам (моделям) отношений, которые проявляют
люди из ближайшего окружения ребенка и которые усваиваются им при чтении книг,
просмотре телевизионных передач и т.п. В связи с этим воспитание ценностных
отношений школьников (как педагогически организованный процесс) неизбежно
осложнено наличием в сознании воспитанников множества моделей отношений, часть
из которых не соответствует общественным ожиданиям и педагогическим целям. В
современной социокультурной ситуации педагогу приходится во многом противодействовать
массированному влиянию социума при воспитании ценностных отношений школьников.
Развитие «параллельной школы», в качестве которой в современном мире выступает
телевидение (а в перспективе и Интернет) обусловливает необходимость разработки
и внедрения в образовательный процесс такого направления, как медиаобразование.
• Воспитание ценностных отношений возможно не
только в процессе общения и диалога смыслов. В связи с этим необходима
педагогически продуманная организация «обмена ценностями и опытом» с реальными
и вымышленными, близкими и далекими для воспитанников людьми. В педагогических
целях акцент должен быть поставлен на организацию мысленного или реального
диалога с теми, кто является авторитетом для всего человечества, чьи системы
ценностей вызывают уважение и признание прогрессивного человечества.