Другое на тему Педагогические ценности как основа деятельности учителя
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 2
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ЦЕННОСТЕЙ… 4
1.1. Понятие о педагогических ценностях.. 4
1.2. Классификация педагогических ценностей.. 7
2 ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ЦЕННОСТЕЙ УЧИТЕЛЯ… 12
2.1. Требования к личности учителя в рамках ФГОС… 12
2.2.Система профессиональных педагогических ценностей
современного учителя 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Введение:
В педагогической науке
получила развитие новая отрасль научного познания – педагогическая аксиология,
которая занимается изучением ценностей образования, их природой, функциями и
взаимосвязями. Основанием педагогической аксиологии послужили философские
теории ценностей, разработанные О.Г. Дробницким,А.Г. Здравомысловым, М.С.
Каганом, В.П. Тугариновым и др.
Ценность с точки зрения
педагогики рассматривается как психопедагогическое образование, в основе
которого лежит отношение воспитуемого к среде и самому себе.
В качестве приоритетной
задачи педагогов рассматривается свободный творческий процесс освоения
ценностей, который «характеризуется единством опредмечивания и
распредмечивания, актуализацией и потреблением ценностей» [9, 283].
Суть педагогической
аксиологии определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной
ролью и личностно образующими возможностями. Аксиологические характеристики
педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл. В самом деле,
педагогические ценности — это те ее особенности, которые позволяют не только
удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и
профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.
Педагогические ценности,
как и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они
зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе,
которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики.
Актуальность проблемы усиливается, когда речь касается
вопросов психологической адаптации студентов в новых социально-экономических
условиях и новых системах образования (психологической, профориентационной), а
также изучение личностных процессов, связанных с проблемой формирования
профессионального самоопределения. К числу таких проблем относится и
психологическое изучение процесса формирования и развития профессиональной
направленности личности на том этапе профессионального самоопределения, когда
выбор направления профессионального развития уже совершен, на этапе обучения в
вузе.
Целью настоящей работы
явилось исследование профессиональной культуры педагога в онтогенезе.
Объект исследования – профессиональная подготовка
будущих учителей.
Предмет исследования –
педагогические условия формирования педагогической культуры будущих учителей.
Исходя из вышеизложенного, нами была сформулирована
гипотеза исследования: предполагаем, что профессиональная направленность
педагога в школе имеет сложный многоуровневый характер и определяется
осмысленностью выбора профессии.
Для достижения цели и
подтверждения гипотезы необходимо решить
следующие задачи:
1. Изучить
психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Рассмотреть
понятия и классификации педагогических ценностей.
3. Проанализировать
требования и системы профессиональных педагогических ценностей современного
учителя.
Методологической основой
исследования является гуманистическая теория личности и деятельностный подход в
психологии (Л.С. Выготский, С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Б.Г.
Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Г.В. Суходольский, В.Д. Шадриков и др.),
теория системогенеза деятельности (В.Д. Шадриков); концепции, теории и
положения личностного развития (Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, В.А. Крутецкий,
А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин); концепции профессионально-личностного становления
(Т.И. Данюшевская, Е.А. Климов, Ю.П. Поварёнков, Г.В. Резапкина, Н.В.
Самоукина, Э.А. Фарапонова, В.В. Чебышева, Л.М. Митина).
Заключение:
Проведенное исследование
показало, что становление педагогических ценностей будущего специалиста
актуально с точки зрения реализации приоритетных направлений в области
образования и значимо для философии, психологии, социологии, этики, акмеологии,
аксиологии и других научных областей, взаимосвязанных с педагогической наукой и
практикой педагогического процесса в вузе.
Исходя из нашего
исследования, есть основания утверждать, что уже само прикосновение к проблеме
ценностей, особенно к проблеме многообразия классификаций ценностей — задача
столь же важная, сколь и ответственная, чреватая насильственными перегибами. В
истории мировой педагогики данная проблематика играла и продолжает играть в
современных условиях огромную роль в системе образования, формирования профессиональных
ценностей и мотавационной направленности специалиста. Теория и практика
исторического развития образования свидетельствует о взаимосвязи названных
ценностей, об их диалектическом взаимодействии.
Сегодня необходимо
формировать учителя с высокой духовной культурой, который смог бы найти
творческий, нетрадиционный выход из сложившихся педагогических задач. Это
сложная проблема в системе подготовки педагогических кадров, заставляющая вести
поиск новых технологий, способных обеспечить достижение этих целей. Для этого
прежде всего самому учителю, студентам педагогического вуза необходимо
осознавать свою уникальность, мотивы своего поведения, понимать внутренний мир
другого человека, формировать гуманистическую направленность, свои
духовно-нравственные и педагогические ценности.
При определении путей и
способов формирования педагогических ценностей, ведущие к высоким достижениям в
профессиональной подготовке можно выделить следующие: личностно-деятельностный,
дифференцированный подходы, активизация нравственного самовоспитания, включение
в ситуации социально-нравственного характера. Это делается возможным с учетом
использования современных технологий педагогического процесса вуза в рамках
проблемных лекций, семинаров-конференций, тренингов и т. п. Выработка путей
активизации освоения педагогических ценностей студентами осуществлялась
посредством индивидуальной работы с ними, проведения и анализа творческих
работ, рецензирования статей по тематике курса, работы по первоисточникам и
других форм при внедрении разработанного нами спецкурса «Педагогические
ценности учителя» и реализации ценностно-акмеологический подхода.
Данные теоретического
исследования в основном подтверждают выдвинутую нами гипотезу и дают основания
утверждать, что педагогические ценности оказывают определяющее влияние на
формирование профессионально-личностных качеств будущего учителя и представляют
динамическое образование, изменяющееся в процессе овладения студентами
педагогической культурой.
Полученные результаты
исследования подтверждают постановку проблемы подготовки в вузе специалистов,
ориентированных не только на формирование профессиональных ценностей, но и
духовно-нравственных. На наш взгляд, должна быть обоснована принципиальная
необходимость утверждения в сознании и самосознании будущего учителя приоритета
духовно-нравственных и национальных ценностей отечественного педагогического
наследия как одной из основ повышения статуса учителя в обществе, вузе и школе.
Фрагмент текста работы:
1 ПОНЯТИЕ И
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
1.1. Понятие
о педагогических ценностях
Образовательные ценности
— это стандарты, регулирующие образовательную деятельность и выступающие в
качестве системы познавательной деятельности, которая опосредует и связывает
существующее социальное мировоззрение в образовании и деятельность учителя[9].
Они, как и другие ценности, носят синтагматический характер, то есть
формируются исторически и регистрируются в педагогической науке как форма
общественного сознания в виде конкретных образов и представлений. Усвоение
образовательных ценностей происходит в процессе осуществления образовательной
деятельности, в ходе которой происходит их субъективация. Именно уровень
субъективации образовательных ценностей служит индикатором личностного и профессионального
развития учителя [9, 372].
С 1960-х годов категория
ценности стала предметом философской рефлексии в отечественной науке. 20 век,
когда возрос интерес к человеческим проблемам, морали, гуманизму и
субъективному фактору в целом.
Ценностная категория
относится к человеческому миру и обществу. Вне человека и без человека понятие
ценности не может существовать, потому что оно представляет особый человеческий
тип значения предметов и явлений. Ценности не первичны, они проистекают из
отношений между миром и человеком, подтверждая важность того, что человек
создал в процессе истории. В обществе все события так или иначе значимы, каждое
явление играет особую роль. Однако данные ценности включают только положительно
значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.
Ценностные характеристики
касаются как отдельных событий, явлений жизни, культуры и общества в целом, так
и субъекта, осуществляющего различные виды творческой деятельности. В процессе
творчества создаются новые предметы и ценности, а также раскрывается и
развивается творческий потенциал личности [10, 190]. Следовательно, именно
творчество создает культуру и очеловечивает мир. Гуманизирующая роль творчества
также определяется тем фактом, что его продукт никогда не является реализацией
какой-то одной ценности. Благодаря тому, что творчество — это открытие или
создание новых ранее неизвестных ценностей, одновременно создавая объект «до
ценности», в то же время оно обогащает человека, раскрывает в нем новые
способности, вводит его в мир ценностей. И включает его в сложную иерархию
этого мира
Стоимость объекта
определяется в процессе его оценки человеком, который действует как средство
осознания важности объекта для удовлетворения его потребностей. Принципиально
важно понимать разницу между понятиями ценности и стоимостной оценки, то есть ценность
объективна. Он развивается в процессе общественно-исторической практики.
Оценка, с другой стороны, выражает субъективное отношение к ценности и поэтому
может быть истинной (если она соответствует ценности) и ложной (если она не
соответствует ценности). В отличие от стоимости, оценка может быть не только
положительной, но и отрицательной. Именно через оценку осуществляется выбор
предметов, необходимых и полезных как человеку, так и обществу.
Рассмотренный
категориальный аппарат общей аксиологии позволяет обратиться к педагогической
аксиологии, сущность которой определяется спецификой педагогической
деятельности, ее социальной ролью и личностно-формирующими способностями.
Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический
смысл [1, 96].
Педагогические ценности,
как и любые другие духовные, не утверждаются в жизни спонтанно. Они зависят от
социальных, политических и экономических отношений в обществе, которые во
многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Кроме того,
эта зависимость не является механической, так как она часто противоречит тому,
что желательно и необходимо на уровне общества, что решает определенный
человек, учитель в силу своего космического видения, идеалов, выбирая методы
воспроизводства и культуры. разработка.
Образовательные ценности,
как и другие ценности, носят синтагматический характер, то есть формируются
исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного
сознания в виде конкретных образов и представлений. Усвоение образовательных
ценностей происходит в процессе учебной деятельности, в ходе которой они
субъективизируются. Именно уровень субъективации образовательных ценностей
служит индикатором личностного и профессионального развития учителя [11, 107].
С изменением социальных
условий жизни, развитием потребностей общества и личности меняются и
образовательные ценности. В истории педагогики можно продемонстрировать
изменения, связанные с переходом от теорий схоластического обучения к
объяснительным и иллюстративным, а затем к проблемно-развивающим теориям.
Усиление демократических тенденций привело к развитию нетрадиционных форм и
методов обучения. Субъективное восприятие и присвоение образовательных
ценностей определяется богатством личности учителя, направленностью его
профессиональной деятельности, что отражает показатели его личностного роста [9,
411].