Другое Педагогика/Психология Педагогика

Другое на тему Ознакомление дошкольников с Правилами дорожного движения в игровой деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ  ОЗНАКОМЛЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………    7

1.1. Сущность и содержание
понятия «Правила дорожного движения» для детей дошкольного возраста………………………………………………… .7

1.2.
Психолого-педагогические условия ознакомления дошкольников с Правилами дорожного
движения в игровой деятельности……………………..15

1.3.
Формы и методы ознакомления дошкольников с Правилами дорожного движения…………………………………………………………….2
6

ГЛАВА
2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………    .3
2

2.1. Диагностика исходного
уровня представлений о ПДД у детей старшего дошкольного возраста  …………………………………..…………3
2

2.2.
Реализация методики ознакомления дошкольников с Правилами дорожного движения в игровой
деятельности…………………………………4
4

2.3. Итоговая диагностика
уровня представлений дошкольников о Правилах дорожного движения………………………………………………..5
3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..60

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………65  

Введение:

 

 

Проблематика
безопасности дорожного движения имеет разные нюансы, однако самым главным из
них всегда будет сохранение человеческой жизни, тем более жизни детей.

Большое количество дорожно-транспортного травматизма
детей во многом обусловлено «…незнанием дошкольниками элементарных правил;
стремлением к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и
возможности; безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах» [33,
с 32]. Также на это указывает и недостаточность организации профилактики и обучения
дошкольников основам безопасности дорожного движения.

Создание условий для формирования
у детей безопасного поведения в дорожной среде, проведение систематической воспитательно-образовательной
работы по ознакомлению их с Правилами дорожного движения (ПДД) особенно важны в
связи с принятием федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (ФГОС ДО) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобразования науки
России) от 17 октября 2013 г. №1155)
в качестве одного из принципиальных
ориентиров дошкольного образования способности ребёнка соблю
дать
данные правила.

Научные
исследования в этой области показали, что при поиске решений проблемы профилактики
детского дорожно-транспортного травматизма, создавались системы целенаправленного
обеспечения детей знаниями и ценностными ориентирами с целью формирования и
развития представлений о ПДД, воспитания осознанного безопасного поведения на уличных
условиях, привития здоровьесберегающих навыков, применялись различные воспитательно-образовательные
методы, способы и приемы.

Однако,
даже сейчас, остается актуальным поиск эффективных условий и средств формирования
у малышей старшего дошкольного возраста представлений о Правилах дорожного движения,
воспитание личности, применяющей знания по безопасному поведению и уважающей
здоровье и жизнь других людей, личности, которая способна к проявлению человеческих
эмоций: доброты, отзывчивости и соболезнования.

Не
смотря на то, что на современном этапе в обществе придается огромное значение дошкольному
образованию и его воздействию на социализацию малыша, подготовку ребенка к
безопасной жизнедеятельности эта педагогическая дисциплина недостаточно уделяет
внимание проблеме формирования у старших дошкольников представлений о ПДД и возможности
использования игровой работы.

Это
влечет за собой возникновение противоречия между потребностями современных родителей
в защищенности дошкольников и недостаточной разработанностью проблемы формирования
у детей представлений о Правилах дорожного движения с помощью игровой деятельности.

Выявленное
противоречие между потребностями общества и недостаточной разработанностью выбранной
темы позволяет обозначить проблему исследования: каковы способности игровой работы
как способы формирования у дошкольников представлений о Правилах дорожного движения.

Объектом
исследования выступает процесс формирования у старших дошкольников представлений
о ПДД.

Предмет
исследования является методика ознакомления дошкольников
с Правилами дорожного движения в игровой деятельности
.

Цель
работы – теоретически изучить и практически апробировать методику ознакомления дошкольников с Правилами дорожного
движения в игровой деятельности
.

Для
выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.
изучить психолого-педагогические источники, связанные с проблемой формирования
у детей представлений о ПДД;

2.
выявить у воспитанников старшего дошкольного возраста уровень представлений о
Правилах дорожного движения;

3.
проанализировать эффективность методики по ознакомлению
детей старшего дошкольного возраста с ПДД
посредством игровой деятельности.

Гипотеза
исследовательской работы: процесс формирования представлений о Правилах дорожного
движения у ребенка старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
будет эффективен, если:


реализовать подбор и внедрение игр во всевозможных формах,


продвинуть примеры безопасного поведения литературных героев на улице в игровую
деятельность,


применить игровые упражнения и моделирование различных ситуаций с использованием
макетов для закрепления полученных знаний о ПДД.

В
ходе проведения данной исследовательской работы применялись такие методы как анализ
научно-методической литературы, обобщение и классификация материала, констатирующий,
формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента, тестирование,
анкетирование, наблюдение, а также качественная и количественная обработка приобретенных
результатов.

Экспериментальная
база исследования: МКДОУ детский сад «Светлячок» рабочего поселка Каргаполье.

Теоретическую основу исследования составили:


исследования о культуре безопасности личности как важном факторе жизни человека
и общества И.Н. Авдеевой [1], М.В. Бениаминовой [7], Т.М. Веселовской [12], Л.П.
Дъяченко [21], В.Р. Клименко [27], М.С. Коган [28] и других;


научные труды о концепции здоровьесбережения как одном из наиболее значимых
свойств многоступенчатой системы образования, для охраны и закрепления
физического и психологического самочувствия детей- дошкольников, развития их индивидуальных
особенностей Л.Б. Баряевой [4], В.П. Дмитрук [18], В.Э. Рублях [39], О.Д. Старцевой
[43] и других;


исследования о важности интеллектуального воспитания и развития детей в ходе игровой
деятельности Т.В. Ежовой [23], Э.Я. Степаненковой [44], Н.П. Саулиной [40,41],
А.К. Бондаренко [10], И.К. Кулинич [25], А.И. Сорокиной [42] и других деятелей
науки.

Теоретическая и практическая
значимость данного
исследования
заключается в следующем:


обобщены различные подходы к изучению ПДД детьми старшего
дошкольного возраста;


разработана методика ознакомления дошкольников с
ПДД в игровой деятельности.

Разработка
метода ознакомления с Правилами дорожного движения
в игровой деятельности
послужит детям возможностью для расширения и углубления
знаний в этой сфере; преподавателям ДОУ – возможностью самообразования и планирования
детской работы по ознакомлению с Правилами дорожного движения, облегчит подбор материала
и процесс организации деятельности детей, связанных с данной темой.

Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и четырех
приложений.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

 

Дошкольное
детство – это самый главный период в становлении человека как личности. «В эти
годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него
начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются
навыки и привычки правильного поведения, складывается характер» [37, с 22]. Психологами
доказано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
В педагогическом процессе ДОУ игра должна занимать ведущее место. Игра – это своеобразный
способ усвоения общественного опыта, присущий дошкольному возрасту. Основное место
в умственном воспитании детей старшего дошкольного возраста занимают дидактические
игры, обязательные элементы которых – познавательное содержание и умственная задача.
Дидактические игры вместе с тем, что они способствуют закреплению и уточнению знаний,
одновременно активизируют мыслительную активность детей. Игра содействует развитию
у детей интереса, памяти, внимания, речи, мышления.

Актуальной задачей в настоящий момент является воспитание
культуры поведения на улице. Формирование организованного и дисциплинированного
присутствия на улицах и дорогах, в общественном транспорте будет наиболее
эффективным, если приступать к этому еще в раннем возрасте. Благодаря этому
данный вопрос должен стать неотъемлемой частью воспитательного процесса в
дошкольных учреждениях. «Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся
нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека» [41, с 5].

В
начале исследования нами была поставлена цель – теоретически изучить и
практически апробировать методику ознакомления
дошкольников с Правилами дорожного движения в игровой деятельности
и для
глубокого изучения данного вопроса выдвинута гипотеза исследования, что процесс
формирования у старших дошкольников представлений о Правилах дорожного движения
посредством игровой деятельности будет эффективен, если реализовать подбор и
внедрение игр во всевозможных формах, продвинуть примеры безопасного поведения
литературных героев на улице в игровую деятельность, применять игровые
упражнения и моделирование ситуаций при помощи макетов для закрепления
полученных знаний о ПДД.

Вся работа, направленная на обучение детей Правилам дорожного
движения, представляет собой составную часть занятий по ознакомлению с
окружающей действительностью, изобразительной деятельности, игр и прогулок.
Подготовка детей к самостоятельному пребыванию на улице начинается с младшей
группы. Во время прогулок воспитатель формирует и направляет интерес детей на
перемещение пешеходов, различных видов транспорта, знакомит с понятиями
«дорога», «автомашина», «водитель», «тротуар».

Воспитание
безопасного поведения на дорогах предполагает включать в него:


ознакомление с окружающей действительностью;


воспитание навыков безопасного поведения в будничной жизни;


формирование речи;


развитие памяти, интереса, мышления;


ознакомление с конструированием;


сознание изобразительного художества;


игру.

Программа
обучения безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах ставит перед
собой задачу не столько научить Правилам дорожного движения (их отлично обязан
знать сам педагог), сколько воспитать безопасное поведение ребенка на дороге и
в транспорте. Наиболее удачно это удаётся в игре. Самое важное заключается в
том, что данная работа должна проводиться на постоянной основе 3 – 4 раза в
неделю, во всех видах занятий с дошкольниками, одни и те же вопросы нужно
неоднократно повторять, «подогревать» интерес детей. Ценность игры как одного из
способов обучения дошкольников – это ее богатые педагогические способности, определяются
значением языка как средства общения и орудия мышления.

Игра
является более доходчивой формой объяснения ПДД детям. Увлеченные ей, ребята усваивают
главные вопросы поставленных правил движения. Игра помогает воспитать в малышах
культуру пешехода и будущего водителя, приучает к выполнению установленных правил:
правильно переходить дорогу, пользоваться общественным транспортом.

 Используя хорошо продуманный план работы, состоящий
не только из деятельности педагога и родителей по воспитанию грамотного
пешехода-дошкольника, но и включающий игровую деятельность детей (различные её
формы), мы подтвердили, что правильно подобранная методика игровой деятельности
детей старшего дошкольного возраста значительно влияет на усвоение детьми
знаний и развитие их навыков, что помогает педагогу воспитывать грамотного
пешехода.

По
нашему мнению, дидактическая игра является одним из оптимальных методов обучения
старших дошкольников с сохранным развитием Правилам дорожного движения. Подобранная
и разработанная нами система игр, направленная на обучение старших воспитанников
дошкольных учреждений Правилам дорожного движения, может быть применена педагогами
в работе с дошкольниками.

Анализ
полученных результатов после проведения формирующих воздействий демонстрирует
значительное расширение и углубление представлений детей о Правилах дорожного
движения. Значит, эффективность предложенных мероприятий на этапе формирующего
эксперимента удовлетворяет поставленным задачам.

Проанализировав
полученные результаты, можно сделать выводы о том, что задачи, поставленные в
исследовании решены, а гипотеза нашла свое подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1. Сущность и содержание понятия «Правила дорожного движения»
для детей дошкольного возраста

 

Обеспечение
здоровья детей – есть важнейшая задача и главная мишень культурного сообщества.
Подготовка к изучению Правил дорожного движения в детском саду – это насущная потребность.
По данной причине разнообразные мероприятия и игры, связанные с ПДД всегда востребованы
в дошкольных учреждениях. В детсаду дошкольнику необходимо выучить ключевые понятия
концепции дорожного движения и обучиться правилам поведения на дороге. Правила
дорожного движения в дошкольном учреждении представляют собой достаточно
большое сочетание знаний, которое педагогам необходимо донести до воспитанников,
поскольку от этого зависит их защищенность в пути.

В
практической деятельности дошкольные организации сегодня используют планы по основам
безопасности жизнедеятельности ребенка (ОБЖ) с целью формирования у малышей умений
правильного и адекватного действия в незнакомых или опасных местах на дороге и в
транспортных средствах.

Возросшее
количество автомашин на дорогах населенных пунктов и посёлков нашего
государства, увеличение быстроты движения транспорта, плотности автотранспортных
потоков, возрастающие пробки на дорогах – это один из факторов увеличения дорожно-транспортных
происшествий (ДТП). Никто не остается равнодушным, слушая сводки о происшествиях
на дороге, где пострадавшими, к сожалению, считаются дети. «Ребенок является
самым незащищенным участником дорожного движения…» [24, с 24]. По этой причине предоставление
защиты движения на дороге становится всё наиболее значимой общегосударственной заботой.
Огромное значение в решении названной проблемы имеет организация деятельности в
дошкольных организациях, направленная на предотвращение дорожно-транспортного травматизма.

С
дорожной азбукой и инструкциями безопасности на дорогах ребенок знакомится практически
как только начинает ходить ножками около родителей по улицам, где еще недавно его
спящим катали в коляске.

Путь
родителя с ребенком от дома до детсада и обратно – это идеальный момент для формирования
у него безопасного поведения в уличных условиях. Перед дошкольником все время должен
быть образец соблюдения абсолютно всех без исключения законов дорожного передвижения
взрослыми. Ребенок смотрит на своих родителей, запоминает и учится.

В
настоящий момент вопрос выработки у дошкольников умений безопасного поведения в
уличной обстановке нашего посёлка весьма актуальный. В современной педагогической
практике накоплен необходимый опыт инструментария по обучению малышей безопасному
и соответствующему поведению на дорогах – А.В. Гостюшиным, Н.Л. Князевой, Н.И.
Клочановым, Т.А. Шорыгиной, Р.Б. Стеркиной, О.А. Скоролуповой и другими.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы