Другое на тему Отношение матери к болезни ребёнка раннего возраста с нарушениями в развитии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 5
1.1. Понятие детско-родительских отношений в психологической науке 5
1.2. Материнское отношение к детям с нарушением интеллекта. Понятие родительского стресса 22
1.3. Психологические особенности детей с нарушением развития 31
Выводы по Главе 1. 38
Список использованных источников 40
Введение:
Актуальность. Детско-родительские отношения всегда занимали пристальное внимание психологов. Однако в рамках данного исследования речь идет о детско-родительских отношениях в семьях, имеющих ребенка с нарушениями развития, что представляет собой одну из самых актуальных проблем сегодняшнего десятилетия.
Известно, что на сегодняшний день на каждую 10 семью в мире приходится рождение ребенка с тем или иным нарушением в развитии (от незначительного отклонения до достаточно серьезных патологий). Ввиду этого специалисты придерживаются единого мнения, что роль матери для таких детей играет первостепенную и весьма значительную роль, т.к. от нее и ее грамотного материнского стиля поведения во многом зависит будущее такого ребенка.
Однако, несмотря на это, все же существует предположение о том, что, хотя роль материнского отношения велика в всестороннем развитии ребенка, но остается много нераскрытых вопросов в особенностях формирования отношения матери к такому ребенку и его непосредственного влияния на развитие такого ребенка.
Следует отметить, что ввиду актуальности имеющейся проблемы в отечественной и зарубежной литературе, тем не менее, данному подходу уделено совсем мало внимания и потому проблема изучена относительно недостаточно. Следствием этого является невозможность организовать квалифицированную психологическую поддержку таким семьям и особенно матерям. Стоит отметить, что именно матери в большей степени несут на себе весь психологический груз выпавшего на их семью испытания, из-за чего они могут испытать различные психологические проблемы: подавленность, чувство страха, вины из-за дефекта, имеющегося у ребенка, депрессия, обида, социальная изолированность и фрустрация. Весь спектр подобных состояний матери нуждается в грамотной и высокоспециализированной психологической помощи. Именно в этом и заключается наше исследование.
В многочисленных исследованиях красной нитью проходит идея о равенстве взаимовлияния родителей и их детей, т.к. в одной стороны – проблемы, связанные с развитием ребенка, приводят к своеобразным родительским поведенческим искажениям, а с другой – подобное искаженное отношение может быть результатом развития вторичных нарушений у ребенка с проблемами развития (А.И. Захаров, Н.В. Лысенко, А.Я. Варга, Л.И. Божович, В.И. Гарбузов и др.); стадии родительского стресса описаны в исследованиях Р.Ф. Майрамян и О.К. Агавелян. В исследовании этих авторов указывается, что родительский стресс возникает с рождением ребенка, имеющего патологию и после продолжает свое развитие, вызывая острые эмоциональные расстройства;
Объект исследования – отношение матери к ребенку, имеющего нарушения в развитии.
Предмет исследования — материнские установки, восприятие матерью ребенка, имеющего нарушения в разитии.
Цель исследования: изучение особенностей материнского отношения к детям с нарушением развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы материнского отношения к детям, имеющим нарушения развития.
2. Изучить родительские установки, особенности восприятия ребенка, а также реакции матерей на поведение детей с нарушениями развития.
3. Выявить переживания матери, связанные с выполнением родительской роли.
Гипотезы исследования: наличие у ребенка нарушение негативно влияет на материнские установки и приводит к искаженному образу ребенка в восприятии матери.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют культурно-историческая теория Л.С. Выготского, психология аномального развития ребенка (С.Я. Рубинштейн, В.В. Лебединский, М.С. Певзнер, Е.М.Мастюкова, O.K. Агавелян, Р.Ф. Майрамян,), психология детско-родительских отношений (Н.Бекер, А.Я. Варга, А.И. Захаров, Г.А. Ковалев, и др.), теория и практика групповой коррекции и консультирования родителей (А.Адлер, Г.А. Мишина, В.В. Ткачева и др.).
Методы исследования.
Теоретические – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение практического опыта по работе по оптимизации отношений в диаде «подросток – родитель».
Эмпирические – наблюдение; тестирование; опрос; эксперимент (групповое консультирование).
Статистические – качественный, количественный анализ результатов исследования.
Научная новизна исследования – заключается во введении в научный оборот данных, отражающих специфику развития отношения матери к ребенку, имеющего нарушения развития.
Теоретическая значимость исследования. Проведенное исследование имеет определенное значение для психологии детско — родительских отно¬шений. В диссертационной работе 1) показано, что детская патология вы¬ступает существенным фактором формирования родительского отношения к ребенку; 2) раскрыта специфика материнского отношения к детям с интел¬лектуальными нарушениями; 3) доказывается, что специально организован¬ная помощь матерям способствует позитивным изменениям материнских ус¬тановок и восприятия матерью ребенка.
Структура исследования: исследование состоит из ведения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложения.
Заключение:
Детско-родительские отношения всегда занимали пристальное внимание психологов. Однако в рамках данного исследования речь идет о детско-родительских отношениях в семьях, имеющих ребенка с нарушениями развития, что представляет собой одну из самых актуальных проблем сегодняшнего десятилетия.
Известно, что на сегодняшний день на каждую 10 семью в мире приходится рождение ребенка с тем или иным нарушением в развитии (от незначительного отклонения до достаточно серьезных патологий). Ввиду этого специалисты придерживаются единого мнения, что роль матери для таких детей играет первостепенную и весьма значительную роль, т.к. от нее и ее грамотного материнского стиля поведения во многом зависит будущее такого ребенка.
Родители, которые сумели понять и принять сложившуюся ситуацию (особенно матери) – адаптированы и имеют следующие признаки: низкий уровень печали, стремление помочь своему ребенку, проявлении активности и жизненного интереса ко всему окружающему, позитивный настрой в рассмотрении проблем ребенка, оптимизм и его внушение ребенку, имеющему проблемы с развитием, расширение социальных контактов, стремление идти на диалог, готовность к решению поставленных задач и достижению целей.
Таким образом, из всего вышеизложенного, мы можем заключить, что в рамках исследуемой проблемы существенным фактором во взаимоотношениях родителей и ребенка выступает имеющаяся патология; нарушение в развитии приводит к родительскому стрессу, который проявляется в эмоциональном и поведенческом аспектах их личности (как в отношении ребенка, так и в отношении себя); эмоциональные и поведенческие реакции родителей, имеющих ребенка с нарушениями в развитии носят деструктивный характер (страдания, горе, бичевание, стыд, вина, депрессия и т.д.).
1. Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стой¬кими нарушениями всей психической деятельности, недоразвитием личности. Тотальность и иерархичность психического недоразвития выступают в качестве основных законов олигофрении.
2. Нарушение психической деятельности умственно отсталых детей проявляется как в сфере познавательных процессов, так и в особенностях эмоционально-волевой сферы. Этим детям свойственны несамостоятельность, безынициативность, внушаемость, неумение руководить своими действиями. Изменение личности возникает как вследствие первичного дефекта, так и неадекватных условий обучения и воспитания.
3. Имеющиеся недостатки не отрицают возможностей положительной динамики, способствующей процессу развития ребенка.
4. Ввиду высокой значимости правильно построенного процесса воспитания и обучения, роль взрослого в развитии ребенка, имеющего нарушения в развитии огромна. Важно, чтобы у лиц, имеющих тесный контакт с ребенком (родителей) были сформированы важные личностные качества (вера в успех, принятие ребенка таким, какой он есть, умение оказывать поддержку и вселять уверенность в ребенка)
.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. Понятие детско-родительских отношений в психологической науке
Проблема взаимоотношений между родителями и детьми всегда рассматривалась психологической наукой как чрезвычайно важная.Семейное воспитание и детско-родительские отношения — не тождественные понятия. Но на поведенческом уровне характер отношений определяет стиль воспитательных воздействия.
В первую очередь, рассматривая соответствующую сферу семейных взаимоотношений, следует конкретизировать используемый в ней понятийный аппарат. Как в отечественных, так и в зарубежных источниках такие понятия, как «отношение родителей» и «детско-родительские отношения», употребляются в значении синонимов. По результатам анализа теоретических и прикладных исследований не представляется возможным чётко выделить критерии, определяющие область применения обоих понятий, а также особенности их использования [27].
Используемый для описания рассматриваемой сферы отношений понятийный аппарат характеризуется наличием неоднозначных и/или достаточно широких толкований:
— позиции родителей;
— роль ребёнка в семье;
— типы отношений между матерью и ребёнком;
— критерии и параметры процесса воспитания;
— разновидности родительского авторитета (как истинного, так и ложного);
— типы родительского отношения к детям;
— родительские установки и типы поведения, им соответствующие;
— используемые в семье стили воспитания;
— предлагаемые взрослыми членами семьи коммуникативные стили;
— характеристики патогенных типов воспитания и т.д.
Отношения между родителями и детьми, будучи одной из форм межчеловеческих взаимоотношений, представляют собой совокупность взаимных эмоций родителя и ребёнка, а также особенностей их взаимного восприятия, комплекс личностных оценок, систему целей и ценностей каждого участника отношений, а также связанных с ними поведенческих стереотипов и реакций. От прочих типов межличностных отношений детско-родительские отношения существенно отличаются целым рядом особенностей.
Одна из таких особенностей состоит в том, что исследуемые отношения, по сути, являются одной из подсистем в рамках семейных взаимоотношений, которые содержат несколько подсистем, связанных друг с другом, но не равнозначных (отношение ребёнка к родителям, отношение к ребёнку каждого из родителей в отдельности). Взаимоотношения в данной сфере относятся к активным и могут взаимно друг на друга влиять. Отношения между родителями и детьми, как одна из разновидностей межчеловеческих отношений в целом, рассматривается в работах таких авторов, как Буянова Н.И., Захарова А.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г., Марковская И.М., Якимова Т.В. и т.д. Можно утверждать, что детско-родительские отношения носят двойственный характер; кроме того, как отмечает Смирнова Е.О., на эмоциональную сферу обеих сторон они оказывают значительное влияние.
Исследование отношений между родителями и детьми представляет собой достаточно сложный процесс, весьма важный с точки зрения осмысления влияющих на личностное развитие ребёнка факторов [11]. Значимость исследуемых в настоящей работе вопросов косвенно подтверждается также тем, что представители многих психологических школ (например, психоаналитической, бихевиористской, гуманистической психологии), а также представители иных дисциплин проявляют интерес к данным вопросам.
Первым среди зарубежных психологов к исследованию взаимоотношений между родителями и детьми обратился представитель гуманистического направления А. Адлер, указывающий, что развитие ребёнка – это, по сути, «ключ» к будущему стилю всей жизни человека, поскольку все проблемы взрослого «родом» из детства. Среди относящихся к исследуемой теме понятий А. Адлер выделял, прежде всего, такие, как «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты»; кроме того, автором были определены основополагающие принципы воспитания – взаимное уважение и равенство всех членов семьи, причём в отношении как прав, так и ответственности каждого из них. Самосознание ребёнка, как отмечал А. Адлер, непосредственно зависит от сложившейся в семье психологической атмосферы, а также от понимания родителями уникальности личности ребёнка и их уважения к нему [3].
В соответствии с результатами теоретических исследований А. Адлера, мать в отношении своего ребёнка должна выступать как источник безусловной любви, основанной не на преследовании собственных интересов и не на желании демонстрировать окружающим свои чувства, но на искренней заботе о ребёнке. Автор также полагает, что поведение матери для ребёнка выступает в качестве первого и основного социального образца, который в дальнейшем будет реализован в его собственной жизни. Очень важно, чтобы, уделяя внимание мужу, мать проявляла к ребёнку достаточно интереса, чтобы он не чувствовал себя покинутым и неполноценным, что, в конечном итоге, приводит к невозможности реализовать собственный личностный потенциал. Следует отметить, что на социализации и самостоятельности ребёнка негативно отражается любое поведение родителей, вызывающее у него чувство одиночества. Социальный интерес, по мнению А. Адлера, может рассматриваться как показатель психического здоровья в целом; недоразвитие социального интереса, отмечает автор, является причиной большинства неврозов [2].