Другое на тему Особенности социализации юношей из неполных семей на примере студентов АГЗ МЧС,
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОБЛЕМЫ. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.. 5
2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ.. 13
2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ДАННЫХ – ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ (РАЗРАБОТКА ИНДИКАТОРОВ ИССЛЕДОВАНИЯ) 13
2.2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 27
Введение:
Социализация является
сложным процессом, который происходит всю жизнь человека. В области социологии
понятие «социализация» имеет довольно большое количество определений. Как правило,
социализация определяется в качестве двустороннего процесса непрерывной
передачи обществом и постижения индивидом на протяжении всей жизни социальных
норм, морально-нравственных ценностей и образцов поведения, которые
способствуют успешному функционированию индивида в данном обществе [3, с. 62].
Юношеский возраст
характеризуется прохождением стадии взросления, становления личности, усвоения
знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как
полноценный и полноправный член общества (от 14 до 30 лет) [5, с. 14].
Семья – это скрытое от
внешнего наблюдения пространство сложных взаимоотношений. Супружеские и
родительско-детские отношения в каждой отдельной семье индивидуальные и
неповторимые. Под стилем семейного общения понимается совокупность родительских
чувств, ожиданий, установок, оценок, шаблонов поведения по отношению к ребенку.
По мнению С.А. Амбаловой,
семья посредством общения, особой атмосферы заботы о её членах, ежедневной
полезной деятельности создает возможности для формирования
морально-нравственных ценностей и идеалов, жизненных установок, социальной
зрелости [Цит. по: 3, с. 62]. Современные семьи
отличаются по структуре, укладу, типу детско-родительских взаимоотношений,
методам воспитания и другим критериям, от которых зависит содержание
социализации и результаты данного процесса. Так, на сегодняшний день в
некоторых семьях итоги социализации имеют негативный характер. До 25% семей в
России не могут успешно социализировать детей, а до 15% – формируют
преступников [Цит. по: 3, с. 62]. Итак, именно от семьи
зависит успешность социализации юношей.
В связи со сказанным выше
проблемой исследования считаем определение особенности социализации
юношей из неполных семей.
Целью данной работы является
определение особенности социализации юношей из неполных семей.
Объект исследования –
процесс социализации юношей из неполных семей.
Предмет исследования –
особенности социализации юношей из неполных семей.
Основными задачами, решаемыми
в данном исследовании, являются следующие:
– провести теоретический
анализ литературы по проблеме социализации юношей из неполных семей;
– провести
социологическое исследование, позволяющее выявить особенности социализации
юношей из неполных семей;
– описать особенности
социализации юношей из неполных семей.
Гипотезами данного
исследования были определены следующие:
– социализация юношей из
неполных семей затруднена;
– у юношей из неполных
семей отмечаются затруднения в межличностном общении.
Содержание исследования:
1. Провести обзор научной
литературы.
2. Изучить теоретические
аспекты проблемы.
3. Разработать программу
исследования:
3.1. Теоретический анализ
данных – интерпретация основных понятий (разработка индикаторов исследования).
3.2. Провести
анкетирование.
3.3. Проанализировать
эмпирические данные.
3.4. Выявить особенности
социализации юношей из неполных семей.
Заключение:
Социальная ситуация
развития личности в юности характеризуется в первую очередь тем, что юношам и
девушкам предстоит во многом самостоятельно выйти на путь трудовой деятельности
и определить своё место в обществе (следует заметить, что эти процессы весьма
вариативны). В связи с этим меняются социальные требования к юношам и девушкам,
изменяются общественные условия, в которых происходит их личностное
формирование.
Студенческий возраст
является периодом активного формирования внутренней потребности личности
соотносить собственные стремления с интересами общества. Адаптационные
характеристики студентов обусловлены стадиями процесса адаптации, так как
адаптивная, ценностно-деятельностная и профессиональная стадии отличаются
своими задачами, содержанием, формами и методами.
Нами было проведено социологическое
исследование с целью проверки теоретических положений и выявления особенностей
социализации юношей из неполных семей.
Базой исследования
послужила Академия гражданской защиты МЧС России. Выборку исследования
составили 100 студентов в возрасте 17-20 лет из неполных семей.
В качестве метода
исследования было выбрано анкетирование.
Анализ ответов
анкетируемых позволил установить трудности в социализации юношей из неполных
семей. Им свойственны затруднения в процессе социализации: возникновение конфликтов
с другими студентами и в семье; негативные взаимоотношения в семье;
неуверенность в выборе вуза и специальности и пр.
Фрагмент текста работы:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ Для начала предлагаем
рассмотреть сущность понятия социализации, чтобы в полной мере понять
особенности социализации в юношеском возрасте.
В современной
психолого-педагогической науке проблеме социализации в разной степени посвящены
исследования А.Ф. Алексеенко, И.Д. Беха, Л.И. Божович,
А.И. Капской, И.С. Кона, С.Г. Костюка, Т.В. Кравченко,
Н.М. Лавриченко, М.П. Лукашевича, В.В. Москаленко,
А.В. Мудрика, И.П. Рогальской, Л.Д. Столяренко и др., которые
подчеркивают, что понятие социализации все более становится педагогической
категорией, в то время как еще десятилетия назад этим термином оперировали
только специалисты в области социологии и социальной психологии, а механизм
становления личности рассматривался в контексте вопросов воспитания.
Однако, в связи четко
прослеживается и другая крайность, согласно которой понятие «воспитание»
постепенно убирается и заменяется понятием «социализация», то есть считается,
что все проблемы личности, в том числе, связанные с ее воспитанием, нужно
решать средствами социализации. Итак, все стихийные влияния на ребенка надо
относить к социализации, выводить ее за пределы рассмотрения в педагогике.
Между тем, кроме того,
что проблема социализации привлекает к себя тщательное внимание, до сих пор нет
целостного изучения закономерностей, тенденций социализации, ее постепенного
обеспечения как в общеобразовательном, так и в специальном учебном заведении, исходя
из психологического содержания, сути каждого из ее этапов.
Между тем, понятие
социализации с позиции педагогики, тесно связанной с социологией, прежде всего
связано с понятиями, которые отражают явления развития, формирования и
воспитания личности. Педагогике принадлежит главная роль в определении
способов, путей и