Другое Педагогика/Психология Логопедия

Другое на тему Особенности формирования грамматического строя языка у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И СОВРЕМЕННЫЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАРУШЕНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ.. 6
1.1.   АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ, КАК КОМПОНЕНТА ЯЗЫКА.. 6
1.2.   ОНТОГЕНЕЗ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В НОРМЕ. 15
1.3.   ФОРМИРОВАНИЕ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ  18
1.4.   ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (ПОНЯТИЕ, СИМПТОМАТИКА, ЭТИОЛОГИЯ) 28
1.5.   НАРУШЕНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ
РЕЧИ.. 33
ВЫВОДЫ
ПО ГЛАВЕ I 42
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ
СОСТОЯНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (II-III УРОВЕНЬ) 43
2.1.   ЦЕЛЬ,
ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ.. 43
2.2.   СОДЕРЖАНИЕ  МЕТОДИКИ 
КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА   44
2.3.   АНАЛИЗ
РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА.. 46
ВЫВОДЫ
ПО ГЛАВЕ II 49
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У
ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 52
3.1.   ПРИНЦИПЫ,
ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ КОРРЕКЦИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ   52
3.2.   ОРГАНИЗАЦИЯ
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ, В ЧАСТНОСТИ,
НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.. 56
3.3.   ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ, В
ЧАСТНОСТИ, НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ.. 66
ВЫВОДЫ
ПО ГЛАВЕ III 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 72
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 75
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 81

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Речь –
это важнейшее средство, позволяющая нам овладеть знаниями. Она является
необходимым условием и компонентом для обучения и развития детей. Благодаря
речи мы высказываем свои мысли, осуществляется активное психическое развитие
человека. Поэтому стоит начать проявлять большую заботу о развитии речи детей с
самого раннего возраста. На сегодняшний день много детей дошкольного возраста
имеют недостатки речевого развития. Это самая многочисленная группа детей с
нарушениями развития. В трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Г.В. Чиркиной, Т.Б.
Филичевой и др. мы можем увидеть анализ речевых нарушений у таких детей.

Важное
место в ряду задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, занимает –
подготовка детей к школе. Стоит обращать внимание на правильность формирования
грамматического строя речи у детей в дошкольном возрасте. Такие нарушения
приводят к несформированности связной речи, а вследствие в младшем школьном
возрасте возникают дисграфия (нарушения письма) и дислалия (нарушения чтения).
Поэтому правильная, хорошо развитая речь способствует успешному обучению
ребенка.

Ввиду
постоянного увеличения числа дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи,
проблема формирования у детей грамматических средств занимает одно из важных
мест в современной логопедической науке, как и вопрос о методике и коррекции
таких видов нарушений.

Следовательно,
тема выпускной квалификационной работы остается актуальной.

Объект исследования –
процесс развития грамматического строя речи, а именно, навыков словообразования
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования –
процесс становления навыков словообразования как одного из компонентов
грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее
недоразвитие речи.

Цель исследования – на основе тщательного изучения
особенностей формирования грамматических понятий (в частности,
словообразовательных навыков) у детей с общим недоразвитием речи, обобщить
направление коррекционной работы, направленной на формирование грамматического
строя речи у таких детей.

Гипотеза – для эффективного формирования
грамматического строя речи, в частности, навыков словообразования, нужно
опираться на тщательное изучение психолого-педагогической литературы по данной
проблеме, данных экспериментального исследования, а также внедрять в
коррекционную работу соответствующие направления обучения и воспитания детей с
ОНР.

Задачи:

· Изучить
психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

· Определить
уровень развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

· Систематизировать
и дополнить содержание коррекционной работы по развитию навыков словообразования
у старших дошкольников с ОНР;

· Выявить динамику
развития детей опытным путем;

· Наметить
дальнейшие рекомендации по развитию и формированию грамматического строя речи у
детей с ОНР.

Методы исследования:

· Изучение
медицинской и педагогической документации детей;

· Беседа, наблюдение;

· Эксперимент
(констатирующий, формирующий, контрольный);

· Количественный и
качественный анализ полученных данных.

База исследования: ДОУ компенсирующего вида для детей
с нарушениями речи № 88 города Москвы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения,
трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В работе предоставлены
таблицы и диаграммы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Формирование
грамматического строя речи у детей с ОНР и по сей день является одной из
актуальных проблем в логопедии. В процессе изучения аспектов грамматического
строя речи И.П. Павловым [37] была выдвинута мысль о том, что «грамматика есть
своеобразная форма динамического речевого стереотипа. Физиологическим
механизмом освоения грамматического строя является генерализация соответствующих
грамматических отношений, выработка динамического стереотипа». Другими словами,
ребенок, основываясь на собственных наблюдениях за реальными отношениями
предметов, воспроизводит их в речи, делая определенные выводы, обобщения, а
также интуитивно подчиняет свою речь этим правилам. Таким образом, ребенок
усваивает важность употребления определенных грамматических форм для выражения
тех или иных мыслей.

Становление
речи у детей с самого раннего детства описаны в работах А.Н. Гвоздева
[16], Д.Б. Эльконина [58] и др. Также развитие грамматического строя речи в
онтогенезе подробно представлены в работах: А.Н. Гвоздева [16], А.М.
Шахнаровича, Т.Н. Ушаковой [52], Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой [23], Н.В.
Серебряковой [23], Г.В. Чиркиной [36], Т.Б. Филичевой [53], Т.В. Тумановой
[47].

Учитывая
объем дипломной работы, мы остановились на обследовании навыков
словообразования. Словообразование – это процесс образования новых слов,
названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний
посредством принятых в данном языке формальных способов. Дети активно усваивают
способы словообразования уже на пятом году жизни.

Исследовательская
работа начиналась с изучения психолого-педагогической литературы по данной
проблеме.

В
содержание констатирующего эксперимента легла методика Т.Б. Филичевой,
Т.В. Тумановой, Г.В. Чиркиной: «Воспитание и обучение детей с ОНР» [14].

По
завершению констатирующего эксперимента тщательно изучались результаты
обследования по количеству и качеству. Были составлены сводные таблицы и
диаграммы.

Для
формирующего эксперимента была использована методика Т.В. Тумановой:
«Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим
недоразвитием речи» [48].

По
завершению формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, с
целью выявления динамики развития навыков словообразования у детей с ОНР. Также
были составлены диаграммы.

В ходе
нашего эксперимента применялись следующие принципы:

Ø Принцип комплексного
изучения ребенка с речевой патологией.

Данный
принцип обеспечивает всестороннюю оценку возможностей и особенностей развития
испытуемого. Этот принцип реализуется в следующих направлениях:

1. Анализ и изучение
первичной и медицинской документации;

2. Психолого-педагогическое изучение детей данной
категории;

3. Детальное логопедическое
обследование с целью определения состояния всех компонентов речи. Ø Принцип учета
возрастных особенностей.

Следует
тщательно подбирать и использовать методы, приемы и лексический материал,
который бы соответствовал возрастным возможностям детей.

Ø Принцип изучения
детей в динамике.

Оцениваются
общие тенденции речевых нарушений и компенсаторных возможностей детей с разным
уровнем общего недоразвития речи.

Ø Принцип
качественного системного анализа результатов исследования детей.

При
помощи данного принципа можно выявить характер речевых расстройств у детей
разных групп для дальнейшего определения направления коррекционной работы, с
целью формирования правильного речевого развития.

Эксперимент
показал, что отдельные элементы словообразования и общий уровень в целом
заметно выросли, процесс словообразования у детей практически не вызывал
трудностей и отказов от выполнения задания.

Исходя
из этого, можно сделать вывод, что цель дипломной работы достигнута, а гипотеза
подтвердилась.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАРУШЕНИИ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 1.1. АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ,
КАК КОМПОНЕНТА ЯЗЫКА

Аспекты изучения грамматического строя речи.

В
рефлекторной теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова [37] и их
последователей отражено детальное объяснение языковых процессов, формируемых у
человека, на психофизическом уровне, основы взаимодействия между мозгом и
языком как между двумя материальными системами.

И.М. Сеченов подчеркнул значение деятельности
речедвигательного анализатора для отражения действительности в сознании
человека. Кроме этого, он выдвинул роль речи как основу мышления внечувственными
объектами. Таким образом, благодаря своим исследованиям И.М. Сеченов заложил
основы учения о механизме речемышления. Он приблизился к разработке
психологической теории речи [37].

А.Н. Соколов, развивая идеи И.П. Павлова о
двух сигнальных системах, в своих исследованиях внутренней речи выявил
специфику первой сигнальной системы. Им было отмечено, что усвоение речевой
системы понятий приводит к тому, что другие формы мышления человека
(наглядно-образное и наглядно-практическое) осуществляются на языковой базе тех
понятий, которые сохраняются и затем актуализируются в виде внутренней речи. В
свою очередь, внутреннюю речь он рассматривал как «основной механизм мышления»
считая, что она представляет собой взаимодействие между различными речевыми
механизмами (двигательным, слуховым, зрительным) [2].

Далее, в
процессе изучения аспектов грамматического строя речи, И.П. Павлов
выдвинул мысль о том, что: «…грамматика есть своеобразная форма динамического
речевого стереотипа. Физиологическим механизмом освоения грамматического строя
является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка
динамического стереотипа». Иными словами, наблюдая за реальными взаимоотношениями
между предметами, начинает воспроизводить их в своей речи, делая выводы и собственные
обобщения, при этом интуитивно подчиняет свою речь этим правилам. Таким
образом, происходит усвоение ребенком важности употребления в речи определенных
грамматических, чтоб выразить определенную мысль.

Л.С. Выготскому принадлежит огромная заслуга, в
разработке теории деятельностной детерминации психики, ставшая стержнем
современной психологической науки [15]. Язык включен в систему
общепсихологических категорий. Л.С. Выготский в своей психологической
концепции «О происхождении высших психических функций» центральное место отводил
тезису о том, что в предметной деятельности знак выполняет опосредствующую
функции. Автором были освещены вопросы по возникновению и развитию речи, также
он отмечал, что речь – одна из разновидностей знака. [15].

Педагогами-психологами (Л.С. Выготским [15],
А.Н. Леонтьевым [24] и др.) было выдвинуто предположение о том, что процесс
становления устной речи аналогичен процессу становлению деятельности. В связи с
этим, для успешного формирования устной речи, как и в любой другой
деятельности, одним из важнейших условий является развитие у ребенка
мотивационной стороны речевой деятельности. Практика по развитию речи детей
дошкольного возраста показывает, что для того, чтоб происходило успешное развитие
речи, они должны испытывать потребность в общении с окружающими в деятельности
с различными предметами.

Большинство авторов отмечают, что языковая способность –
это умение ребенка воспроизводить по подражанию различные предметные и речевые
действия взрослых в конкретной ситуации, умение анализировать и обобщать
значение отдельных слов [4].

Общеизвестно, что основу психического развития ребенка составляет
освоение им культурно-исторического опыта, при этом взрослый является носителем
данного опыта. Немалую роль в данном процессе играет правильная организация
общения ребенка со взрослым (Л.С. Выготский [15], А.Н. Леонтьев [24],
Д.Б. Эльконин [58], М.И. Лисина [26]).

Изучая особенности развития речевой деятельности ребенка,
считаем необходимым отметить, что его психическое развитие непосредственно зависит
от деятельности, выполняемой ребенком в процессе общения. Языковой процесс
является реализацией деятельностного подхода к процессу формирования речи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы