Другое Гуманитарные науки Журналистика

Другое на тему Особенности форм общения на радио (на примере автомобильного радио)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО
РОССИЙСКОГО РАДИОПРОСТРАНСТВА.. 6

1.1. Типологические особенности радиодискурса. 6

1.2. Определение стратегий и тактик в коммуникации. 11

Выводы к главе 1. 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 18

 



 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Демократизация общества
требует особого внимания к духовному и семейному воспитанию молодого поколения.
Ведь до недавнего времени общество рассматривало молодежь как объект
социального воздействия своих воспитательных и идеологически пропагандистских
институтов, считая, что юноши и девушки должны только тщательно выполнять
решения, которые принимаются «наверху».

Поэтому от молодежи ожидали проявлений инициативы в
строго регламентированных формах, активности – в пределах определенных задач,
энтузиазма – в четко определенном о социально направлении.

Это привело к разочарованию молодежи в собственных
силах, к росту ее равнодушия, агрессивности, а вследствие этого и к
распространению наркомании, алкоголизма, к увеличению количества различных
криминальных проявлений в обществе и тому подобное. И это закономерно,
поскольку духовное и семейное воспитание является важным социальным фактором.

Оно возникает параллельно с развитием общества и
формируется по законам общественного развития. Идеи, которые направляют
социальную практику духовного воспитания и формы ее организации, всегда
обусловлены конкретными общественными отношениями, которые сказываются на
особенностях систем нравственности, которые возникают в условиях различных
общественных формаций.

Одним из важных факторов преодоления негативных
явлений, которые возникли в молодежной среде, является формирование
высоконравственных общечеловеческих, христианских духовных, семейных ценностей
прежде всего в сознании каждого молодого человека.

Поскольку духовность является норморегулирующим
свойством поведения, то устранение негативных последствий, недостатков в
воспитании молодежи, утверждение подлинной свободы и демократии может
гарантировать высокую духовность молодых российских граждан. Поэтому духовное
воспитание молодежи сейчас стало общегосударственной проблемой, делом всего
народа.

В решении этой задачи важная роль принадлежит СМИ,
в частности, радиовещанию, что следует из его функций:
информационно-познавательной, ценностно-ориентационной,
коммуникативно-эстетической, социально-организаторской и др. К сожалению,
информация, которую получает молодежь во время прослушивания радиопередач, не
всегда способствует утверждению высоких духовных, семейных и моральных
ценностей, поскольку многие радиостанции предлагают слушателям
примитизированные произведения, различные суррогаты, выдавая их за современное
искусство, пропагандирующие «эстетику зла».

Поэтому сейчас такой актуальной является
потребность научно осмыслить и теоретически обобщить положительный опыт
использования радиопространства в процессе формирования семейных ценностей
граждан России, акцентировать внимание на ошибках, недостатках отечественных
журналистов, усовершенствовать методику подготовки радиопередач с тем, чтобы
они способствовали подъему духовности, утверждению семейных ценностей. Ведь до
сих пор эта проблема в таком аспекте не становилась объектом внимания ученых.

Целью исследования является изучение вопросов
функционирования коммуникативных стратегий автомобильного радио в контексте
современного российского медиадискурса.

Реализация указанной цели предусматривает изучение
следующих заданий:

1. Исследовать функционирование радиодискурса
в  современном российском
медиапространстве;

2. Проанализировать особенности построения общения
в радиодискурсе;

3. Изучить идейно-тематические доминанты
формирования эфира автомобильного радио;

4. Определить психологические особенности общения
ведущих с участниками и слушателями в эфире автомобильного радио.

Объект исследования – радиоэфир как дискурс.

Предмет исследования – закономерности построения
общения в дискурсе радиоэфира.

Методологию исследования составили
сравнительно-исторический, описательный, структурный методы, а также метод
наблюдения.

Теоретическое значение исследования заключается:

— в уточнении и научном обосновании понятий
«радиопространство», «медиадискурс» в контексте исследуемой проблемы;

— в обосновании особенностей развлекательных
программ, имеющих положительное, неоднозначное и негативное влияние на
становление нравственности и семейных ценностей, выяснении
психолого-педагогических условий воспитания нравственной личности в процессе ее
коммуникации с радиопространством;

— в оценке радиопродуктов анализируемой
радиостанции, выявлении ценностей, представленных в радиопрограммах.

Практическое значение результатов исследования
состоит в расширении представлений относительно структуры и функционирования
семейного контента, в частности, ток-шоу, на российском медиарынке. Полученные
в ходе работы над заявленной проблематикой сведения могут также быть полезными
преподавателям журналистики в высших учебных заведениях при разработке учебных
курсов, посвященных проблеме.

Структура работы определена ее целью и задачами.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1.
ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО РАДИОПРОСТРАНСТВА

 

1.1. Типологические особенности радиодискурса

Медиаконтент радио, несмотря на
неутешительные прогнозы медиаэкспертов, по-прежнему востребован массовой
аудиторией. Не теряет своей популярности и утреннее
информационно-развлекательное радиовещание, успешность которого напрямую
зависит от его качества. Радиокомпании конкурируют друг с другом в утреннем
эфире, предлагая зрителю актуальную новостную повестку, познавательную,
развлекательную информацию в различных жанрах и форматах[1].

Теория установления повестки дня
стала объектом научного анализа лишь в начале 1970-х гг. В этот период быстрыми
темпами стали развиваться социогуманитарные науки, в частности политология.
Также важную роль сыграло окончание Второй мировой войны и начало «холодной
войны» между Западом и социалистическим лагерем. В связи с этим в США ученые и
практики очень заинтересовались изучением механизмов действия «повестки дня»[2].

Ученых интересовал анализ принятия
политических решений с целью предоставления более научного и рационального
объяснения тех или иных действий политических лидеров. Было выяснено, что перед
тем, как выбрать и озвучить в СМИ свой политический курс, органы власти
отбирают из целого спектра общественных проблем те из них, которые они готовы
будут решать. В результате игнорируются одни проблемы в пользу решения других[3].

Несмотря на достаточно давнее и
прочное вхождение понятия о формате в парадигму терминов, которые связаны с
медиаиндустрией и научным сообществом, у него еще не произошло окончательное
оформление в качестве термина, если рассматривать термин в качестве строго
определенного понятия. Определенная дискуссионность присуща и вопросу о том,
как соотносятся понятия о формате и жанре, ставшие традиционными для
журналистской теории.

Несмотря на то, что трактовки
характеризуются различиями, а терминологический аппарат – неопределенностью,
можно отметить соотношение категорий жанра и формата в составе различных
парадигм. Так, жанр является категорией эстетической, связанной, прежде всего,
с идеей об авторском творчестве, с наличием у программы родовых, исторически
сложившихся, смысловых характеристик. Формат же более является понятием
рыночным, которое принято связывать с комплексом индустриальных характеристик
вещания, в частности, с тем, насколько и каким образом упаковано содержание,
насколько унифицированным, адаптированным, распространенным, доступным является
тот или иной текст .

Разделяя данную позицию, необходимо
также подчеркнуть, что существование формата как такового сопровождается
постоянным внутренним творческим поиском, и радиоформат определяется именно гибридностью
и способностью переформатирования.

Утренний радиоэфир представлен
совокупностью телепрограмм, трансляция которых происходит в рамках прямого
эфира в течение утренних часов. Зачастую временные рамки утреннего шоу
ограничиваются пятью часами как наиболее ранним моментом запуска программы в
эфир и одиннадцатью часами как максимально поздним временем, когда программу
можно завершить и перейти к показу иных составляющих контента радиостанции.
Каждый из утренних эфиров характеризуется определенными устойчивыми жанровыми и
стилистическими (форматными) признаками.

Формат, о котором идет речь в нашей
работе, зародился на американском радио в пятидесятых годах. Данная передача
имела успех, и следом за ней иные радио США взялись за производство
собственного аналогичного контента. Каждое из утренних шоу стремилось к
завоеванию зрительского внимания и аудитории, прибегая к экспериментам для
нахождения идеального формата взаимодействия с потребителем контента[4].

 На европейском рынке данная форма организации
радиоэфира появилась на рубеже восьмидесятых и девяностых годов, когда система,
связанная с общественным вещанием, предстала максимально коммерциализированной.
Это привело к тому, что максимальную популярность получали новые
экспериментальные форматы журналистики, связанные преимущественно с
инфортейментом. 

В европейской практике данные шоу
получили название «Шоу на завтрак». Помимо этого, речь шла об уже известных
утренних шоу, или же утренних новостных выпусках. Если рассмотреть жанровую
классификацию, то подобные программы будут в ней указаны как «утренние
журналы», поскольку по своей сути они и являются радиожурналами[5].

В свою очередь, инфотейнмент влияет
на развитие инфографики, усиливая развлекательные и игровые элементы и придавая
ей черты иронического модуса. Это влияние реализуется:

— в добавлении инфографики в
студийных подводках и стендапах;

— с помощью аудиооформления: веселой
музыки или специальных шумов;

— через интересные решения и образы;

— с помощью своеобразных заголовков к
инфографическим вставкам:

— через ироничный закадровый текст и
яркие лингвостилистические приемы[6].

В настоящее время в отечественном
радиопространстве утренние шоу в том или ином виде присутствуют в эфирах более,
чем половины радиостанций, являющихся общероссийскими. Помимо этого, не следует
забывать и о том, что региональные вещатели также занимаются производством
собственных утренних шоу.

Утренним информационным программам
присущи общие особенности. Несмотря на небольшую продолжительность (как
правило, это кратчайшие выпуски новостей за сутки), 80% сообщений читаются
устно ведущим, иногда включается прямая речь. Крайне редко появляются
полноценные сюжеты, чаще всего информация подается в виде калейдоскопа событий.

Утренние информационные выпуски
насыщены жизненными сообщениями. В это время им уделяют значительно больше
внимания, чем вечером. Интересные факты и события подаются в конце программы,
имея разнообразный стиль изложения. По сравнению с вечерними выпусками,
утренние менее официозны, содержат больше развлекательной информации, в них
пытаются ограничить количество или избежать шокирующих сообщений (если они и
подаются, то в сопровождении как можно более нейтрального содержания без
пугающих подробностей). Итак, тематическое наполнение утренних информационных
выпусков имеет следующие особенности:

— сообщения международной тематики
составляют основу выпусков (более 70%);

— во избежание шокирующей
информации (насилие, катастрофа и т. д.) предпринимаются попытки представить ее
в максимально нейтральной форме;

— наличие большего (по сравнению с
вечерним эфиром) количества развлекательных сообщений;

— свободный стиль изложения,
разрешается использование личностно-окрашенной манеры сообщений.

Кроме названных выше общих
особенностей, каждая радиостанция пытается придать своему информационному
продукту определенную оригинальность .

Есть несколько точек зрения
ученых, как отечественных, так и зарубежных, относительно возможных критериев
оценки качества выпусков новостей:

1) для достижения взвешенности и
справедливости надо показывать максимально широкий диапазон мнений;



[1]
Петров Г.Н. Телевизионная
драматургия: Проблемы журналистского мастерства и особенности творчества
[Текст] / Г.Н.Петров. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. – 119 с.

[2]
Кондратьева Н.Е. Ток-шоу как
жанр современной массовой культуры [Текст] / Н.Е. Кондратьева, Л.В. Мордовина
// Аналитика культурологии. — 2008. — № 12. — С. 205-210.

[3]
Матвеева Л.В. Психология
телевизионной коммуникации [Текст] / Л.В.Матвеева, Т.Я.Аникеева, Ю.В.Мочалова.
– М.: РИП-холдинг, 2002. – 316 с.

[4]
Горелов И.Н. Избранные труды
по психолингвистике [Текст] / И.Н. 
Горелов.
– М: Лабиринт, 2003. – С. 173.

[5] Morreale S.P., Spitzberg B.H.,
Barge J.K. Human communication: motivation, knowledge, and skills [
Текст] / S.P.
Morreale, B.H. Spitzberg, J.K. Barge. – Belmont, CA: Thomson Wadsworth, 2007. –
P. 110.

[6] DeVito J.A. Human
communication: The basic course [Текст] / J.A. DeVito. – Boston; London:
Pearson/Allyn & Bacon, 2005. – P. 105.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы