Другое на тему Организация как социально-экономическая система: элементы и механизм управления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты организации как социально-экономической системы 5
1.1. Определение, понятия и классификация организации 5
1.2. Цели организации и их классификация 13
Глава 2 Анализ организации «АО Арконик СМЗ» 23
2.1 Характеристика организации: наименование, история деятельности, предмет деятельности, организационная структура 23
2.2. Исследование АО «Арконик СМЗ» как социально-экономической системы 27
Глава 3 Совершенствование социально-экономической системы в АО «Арконик СМЗ» 30
3.1. Разработка путей совершенствования социально-экономической системы 30
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 31
Заключение 36
Список используемой литературы 37
Введение:
Данная работа посвящена исследованию этапов и механизма управления организацией как социально-экономической системой. Актуальность обращения к анализу организации как социально-экономической системы обусловлена протекающими в современном научном дискурсе процессами интеграционного характера. Относясь к сложно-системным явлениям, организация рассматривается и изучается в различных аспектах. Применение достижений и законов, сформулированных на стыке разных наук, позволяет выйти на открытие новых закономерностей функционирования организации и сделать выводы о механизме ее функционирования как социально-экономической системы.
Этими моментами и определяется актуальность обращения к различным школам, концепциям и направлениям в теории организации. В практической части исследования проанализирована структура и основные признаки организации на примере АО «Арконик СМЗ».
Степень разработанности темы. В настоящее время принято выделять три основных вида теорий организации: классическую, неоклассическую и современную. Классическая теория организации экономических систем сформировалась в работах Ф. Тейлора, Г. Форда и А. Файоля, опиралась на фундаментальный труд английского классика политэкономии А. Смита «Богатство наций». Неоклассическая школа организации сформировалась на основе работ таких экономистов как П. Друкер, О. Желинье, Б. Люссато, Г. Минцберг и др. Современная теория организации представлена трудами таких авторов, как Г. Саймон, И. Ансофф, Н. Норд.
Цель исследования – дать характеристику и описать элементы и механизм управления организацией на примере АО «Арконик СМЗ», разработать рекомендации по совершенствованию управления заводом.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. изучить теоретические основы понятия организации, организационных процессов и классификаций организаций;
2. проанализировать основные признаки организации на примере компании ООО «Европласт».
Объект исследования – АО «Арконик СМЗ». Предмет исследования – характеристика основных элементов и механизма управления АО «Арконик СМЗ».
В соответствии с поставленными целью и задачами работы была определена следующая структура работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
Заключение:
По итогам проведенного исследования механизмов управления организацией как социально-экономической системой были решены поставленные задачи и достигнута сформулированная цель исследования. В результате реализации задач были сделаны следующие основные выводы.
Эффективное управление организацией является одним из важнейших условий ее нормального функционирования и развития. В каждой конкретной организации может быть применен любой из разработанных в теории подходов к ее управлению как социально-экономической системе (процессный, ситуационный или системный).
Анализ и оценка эффективности управления АО «Арконик СМЗ» как социально-экономической системы показал, в целом предприятие эффективно и стабильно позиционируется себя в металлургической отрасли. Однако анализ показателей текучести персонала свидетельствует о негативных тенденциях в кадровой стратегии компании.
Для решения выявленных в оде диагностики кадровых проблем были предложены мероприятия, направленные на стимулирование высокопроизводительного труда (отсутствие дифференцированного подхода в оплате премиальной части заработной платы выступает одним из факторов, влияющих на текучесть кадров и демотивацию качественного труда) и развитие корпоративной культуры, сплоченности персонала.
Экономическое обоснование предложенных мероприятий позволило сформировать прогнозные значения, свидетельствующие об их эффективности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические аспекты организации как социально-экономической системы
1.1. Определение, понятия и классификация организации
Организация выступает основой существования человеческого общества. Каждый человек – член той или иной организации. Организации характеризуются вариативностью видов и форм, различаются по своей структуре и направлениям деятельности.
Организации современного мира объединяют людей для совершения конкретного вида деятельности и достижения поставленных целей. Функционирование организаций опирается на принципы разделения трудовых обязанностей и иерархического устройства.
Понятие «организация» характеризуется многозначностью и вариативностью. Рассмотрим несколько основных трактовок этого понятия.
В общем виде и широком значении, понятие организация рассматривается в качестве системы, имеющей социально-экономическое направление функционирования. Существуют и иные трактовки данной категории:
1. Организация – это социальная система, объединяющая людей, имеющих общие интересы и потребности, объединившихся для реализации единой цели, действующих на определенных принципах и правилах.
2. Организация – это составной компонент, часть социальной системы, деятельность которого ориентирована на решение конкретных целей и задач.
3. Организация – это социально-экономическое образование, функционирующее в целях реализации определенных социальных или экономических целей.
4. Организация – это объединение людей для реализации различных видов деятельности.
5. Организация – это сфера объединения людей для удовлетворения конкретных социальных потребностей и решения социально значимых задач.
6. Организация – это сознательно сформированное социальное образование, имеющие определенные рамки своего существования и деятельности и, функционирующее на постоянной основе .
Если рассматривать последнюю трактовку, то «сознательно сформированное» означает наличие управленческого аспекта в функционировании организации. Что касается социального образования, то понятно, что организация состоит из людей, которые тесно взаимодействуют, связаны общими интересами, целями и ориентирами деятельности.
Любая организация имеет определенные рамки. Они носят относительно устойчивый характер, что означает их изменение в определенные временные периоды, этапы своего функционирования.
Основными свойствами организаций, выступающих в качестве социально-экономических систем, являются:
интегративность. Это свойство означает функционирование организации на основании принципа разделения трудовых функций, наличие иерархии в управлении и подчинении и распределения организации – ее составных компонентов, частей по территориальному признаку;
формализация. Это свойство отражает правовые основы устройства и функционирования организации т.е. наличие правил ведения деятельности, поведения сотрудников, их взаимодействия, порядок организации деятельности и ведения производственного процесса. Формализация может иметь различную степень развития у каждой конкретной организации;
уровень соотношения централизации и децентрализации. Это свойство характеризует уровень принятия управленческих решений каждой конкретной организацией. Она может функционировать на централизованных началах – все решения принимаются центральным аппаратом управления. Он реализует управление и контроль за деятельностью всех подразделений организации. Или же, организация может ориентироваться на самоуправленческую деятельность каждого своего подразделения. Степень децентрализации зависит от объема полномочий, передаваемых центральным аппаратом управления органам управления подразделений .
Поскольку, организация рассматривается в качестве социально-экономической системы, то она является сложноустроенным организмом, деятельность которого ориентирована на решение социальных и экономических задач, реализацию производственной деятельности.
В ходе деятельности организации, как социально-экономической системы, осуществляется взаимодействие между всеми ее структурными компонентами: подразделениями организации, производственными объектами, персоналом. Это взаимодействие должно носить устойчивый характер и быть целеориентированным, чтобы обеспечить и поддерживать целостность системы, независимо от воздействия на нее внешних факторов и реализации внутреннего переустройства.
Любая организация имеет многоуровневую структуру:
1. Технологическая структура. Она отражает технологию деятельности, производственного процесса конкретной организации. Сюда входит подготовка к конкретному виду деятельности, производственному процессу, технология изготовления продукции, оказания услуг и обслуживание производственной деятельности.
2. Производственная структура. Она отражает состав конкретной организации и формы производственной деятельности, производственных связей между ее объектами и подразделениями. Иными словами, отражает каким образом происходит разделение трудовых обязанностей между подразделениями, направлениями деятельности организации и реализуется кооперирование взаимодействия в ней.
3. Управленческая структура. Она характеризует структуру управления конкретной организации т.е. ее аппарат управления, субъектов управления, связи между управляющим аппаратом и управляемыми подразделениями, объектами, соподчиненность объектов управления.
4. Структура организационной культуры. Она является характеристикой связей, взаимоотношений между членами организации. Организационная культура присутствует и имеет свою специфику на каждом уровне структурного устройства организации. К примеру, на технологическом уровне она характеризует инновационность используемых технологий, прогрессивность деятельности организации, ее актуальность в текущих социально-экономических реалиях, а на производственном уровне характеризует наличие современного оборудования, оснащенность организации качественным инструментарием. Что касается управленческого уровня, то, здесь культура характеризует управленческий аппарат и систему управления по соответствию критериям гибкости, рациональности, прогрессивности, уровня иерархии.
Организации, функционирующие в обществе, отражают уровень и этап его социально-экономического развития.
В современном обществе функционирует большое разнообразие организаций. Каждая из них представляет собой открытую социально-экономическую систему. Открытость организации означает ее связь с другими организациями и институтами социальной сферы и невозможность автономного существования и развития. Из внешней среды организация получает ресурсы для осуществления своей деятельности, результаты которой, также, направляются во внешнюю среду для получения определенной выгоды – поощрения за приложенные усилия, труд, в ходе деятельности организации .
Все видовое разнообразие организаций можно классифицировать по различным основаниям. Рассмотрим некоторые варианты классификации организаций.
В зависимости от формы собственности организации делятся на:
государственные организации – организации, уставный капитал которых формируется органами государственной власти и местного самоуправления (или, большая часть капитала принадлежит государству);
общественные организации – организации, формируемые на основании объединения людей и их групп для реализации конкретной деятельности, решения конкретных задач. Организации формируются на основании взносов всех членов. Таким образом, собственником имущества является общественная организация в целом
частные организации – организации, формируемые частными лицами на основании внесения каждым членом вклада в уставный капитал организации. Таким образом, организация принадлежит одному лицу или, относительно небольшому количеству лиц.
Исходя из способа образования организации бывают:
формальные – основанные на функционировании организации в опоре на установленные правила деятельности, планирование и контроль ее реализации и регулирования в направлении достижения конкретных целей и задач. Такие организации носят специально организованный характер деятельности;
неформальные – основанные на спонтанном объединении людей, согласно их интересам, потребностям, идеологии, целевых ориентиров.
Размеры организаций определяют такие их типы: крупные; средние; мелкие. Здесь, как правило, учитывается количество подразделений организации, обороты ее деятельности, размеры прибыли.