Другое на тему Организационно-содержательная модель деятельности логопеда в психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 1
Теоретические основы организации работы логопеда в составе
психолого-педагогического консилиума образовательной организации 1.1
Организация деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной
организации 1.2
Специфика деятельности логопеда в
составе психолого-педагогического консилиума образовательной организации 2
Практические аспекты организации работы логопеда в составе
психолого-педагогического консилиума образовательной организации 2.1Анализ
опыта работы логопеда в составе психолого-педагогического консилиума
образовательной организации 2.2
Организационно-содержательные аспекты диагностической деятельности логопеда
образовательной организации Заключение Список
использованных источников Приложения
Введение:
Актуальность
исследования. В изменяющемся мире
претерпевают изменения все области нашей жизнедеятельности, не стало
исключением и современное образовательное пространство.
Согласно федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», дети, имеющие ограниченные возможности
здоровья имеют право обучаться в образовательных организациях как
компенсирующей или комбинированной направленности, так и в общеобразовательной
организации.
Пcиxoлoгo-пeдaгoгичecкoe
coпpoвoждeниe – кoмплeкcнaя тexнoлoгия, ocoбaя кyльтypa пoддepжки и пoмoщи
peбeнкy в peшeнии зaдaч paз- вития, oбyчeния, вocпитaния, coциaлизaции.
Пcиxoлoгo-пeдaгoгичecкoe coпpoвoждeниe oпpeдeляeтcя кaк цeлocтнaя cиcтeмнo
opгaнизoвaннaя дeя- тeльнocть, в пpoцecce кoтopoй coздaютcя coциaльнo-пcиxoлoгичecкиe
и пeдaгoгичecкиe
ycлoвия для ycпeшнoгo oбyчeния и пcиxoлoгичecкoгo paз- вития peбeнкa. Учитель-логопед, являясь членом команды специалистов
(учителя-дефектолога, педагога-психолога, тьютора, социального педагога),
реализующих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном
образовательном пространстве, осуществляет коррекционную работу, направленную
на преодоление возможных трудностей при усвоении академического компонента
образовательной программы, связанных с проблемами речевого развития и
коммуникативными трудностями.
В связи с ориентацией системы общего образования на
инклюзивную практику возросли требования к учителю-логопеду, работающему на
школьном логопункте общеобразовательной организации. Это касается всех
направлений деятельности учителя-логопеда: дифференциальной логопедической
диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного
воздействия, подбора и разработки методов и приемов коррекционно-логопедической
работы, работы с родителями детей с речевой патологией, профилактических
мероприятий. Цель деятельности учителя-логопеда — создание условий,
способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему
развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с
ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной
программы. Cлeдoвaтeльнo, лoгoпeдичecкoe coпpoвoждeниe
пpeдcтaвляeт coбoй кoмплeкc paзличныx диaгнocтичecкиx, кoppeкциoннo-paзвивaющиx
пpoфилaктичecкиx, opгaнизaци- oнныx и пpocвeтитeльcкиx мepoпpиятий.
Тeopeтичecкиe ocнoвы пpoблeмы
coпpoвoждeния в пpaктикe coвpe- мeннoгo oбpaзoвaния пpeдcтaвлeны в paбoтax M.
P. Битянoвoй, И. В. Дyб- poвинoй, E. И. Kaзaкoвoй, Л. M. Шипицинoй,
лoгoпeдичecкoгo coпpoвoж- дeния дeтeй c oгpaничeнными вoзмoжнocтями здopoвья, в
чacтнocти, пpeдcтaвлeны в paбoтax Г. В. Бaбинoй, Л. И. Бeлякoвoй, В. K.
Вopoбьeвoй, O. C. Opлoвoй, Т. В. Тyмaнoвoй, Г. В. Чиpкинoй, Т. Б. Филичeвoй и
дp.
Лoгoпeдичecкoe coпpoвoждeниe,
вxoдящee в cиcтeмy пcиxoлoгo- пeдaгoгичecкoгo coпpoвoждeния, нeoбxoдимo для
пoлнoцeннoй кoмпeнca- ции и coциaлизaции дeтeй c oгpaничeнными вoзмoжнocтями
здopoвья. Лo- гoпeдичecкoe coпpoвoждeниe нaпpaвлeнo нa coздaниe блaгoпpиятнoгo
климaтa для paзвития y oбyчaющиxcя кoммyникaтивныx нaвыкoв в paз- личныx
cитyaцияx oбщeния co cвepcтникaми и взpocлыми, вocпитaниe y ниx интepeca к
oкpyжaющим людям, coздaниe cитyaций, пoзвoляющиx peбeнкy пpoявить и paзвить
cвoи cпocoбнocти, дaльнeйшee oбoгaщeниe и coвepшeнcтвoвaниe peчeвыx cpeдcтв
oбщeния.
Все вышесказанное позволило сформулировать проблему исследования: поиск
логопедических средств для результативной организации психолого-педагогического
сопровождения детей в образовательной организации.
Объект исследования: процесс и условия реализации логопедического
сопровождения детей в образовательной организации.
Предмет исследования: организация и содержание деятельности логопеда в
рамках психолого-педагогического сопровождения детей в образовательной
организации.
Цель исследования: научно обосновать, разработать и частично
апробировать анкету логопеда общеобразовательной школы.
Цель исследования может быть достигнута с помощью
решения следующих задач:
1) анализ научной и
научно-методологической литературы посвященной проблематике исследования;
2) дать определение
понятию «сопровождение»;
3) изучить особенности
процесса психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
4) разработать анкеты для
логопеда образовательной организации;
5) организовать частичную
апробацию разработанной анкеты с целью выявления успешности модели
психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями
здоровья в образовательной организации. Методы исследования: для решения поставленных задач, были использованы
следующие методы:
— теоретические: анализ психолого-педагогической,
методической литературы по теме исследования;
— эмпирические: наблюдение, анкетирование, изучение
продуктов деятельности педагога.
Курсовая работа состоит из введения, теоретического
раздела, эмпирической части исследования, описанной во 2 разделе, заключения,
списка литературы и приложения.
Заключение:
В ходе анализа научной и научно-методологической
литературы посвященной проблематике исследования были выявлены основные этапы и
методы работы школьного учителя-логопеда. Эффективность деятельности
Консилиума, психолого-педагогического сопровождения обучающихся, испытывающих
трудности в развитии, освоении основных общеобразовательных программ,
социальной адаптации, обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в едином
образовательном пространстве достигается посредством многоуровневого и
междисциплинарного взаимодействия команды специалистов.
Дано определение понятию «сопровождение». Формирования
ценности здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная
программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм
поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического
здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному
и эмоциональному развитию, достижению планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Изученные особенности процесса
психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ показала что, основными
задачами психолого-логопедического сопровождения являются: повышение речевых
умений и речевой активности детей в разных видах коммуникативного
взаимодействия; своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого
развития; создание благоприятного психологического климата для развития у детей
коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками,
педагогами, родителями и другими людьми в условиях школы.
Нами была разработана анкета для логопеда
образовательной организации, которая включала 35 открытых вопросов.
Кроме того, организована частичная апробация
разработанной анкеты с целью выявления успешности модели
психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями
здоровья в образовательной организации
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические аспекты организации работы логопеда в
составе психолого-педагогического консилиума образовательной организации 1.1 Организация деятельности психолого-педагогического
консилиума образовательной организации Современная
ситуация, сложившаяся в российской системе образования декларирует, принимает и
разделяет право всех детей на получение качественного образования в условиях
«шаговой доступности» [17]. В целях реализации права каждого человека на
получение качественного образования в образовательной организации создаются
необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических
подходов и наиболее подходящих методов и приемов обучения, а также условия, в
максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня
и определенной направленности, в том числе посредством организации инклюзивного
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ).
Сегодня
система образования приспосабливается к нуждам каждого ребенка с разными
образовательными потребностями, а не наоборот. Это требует от педагогических
коллективов образовательных организаций умения прогнозировать, профессионально
проектировать и реализовывать индивидуальные маршруты психолого-педагогического
сопровождения различных категорий детей, основанных на знании психофизических и
индивидуальных особенностей каждого обучающегося с учетом актуального уровня
его развития [2].
Для
решения перечисленных выше задач во многих образовательных организациях созданы
и действуют службы психолого-педагогического сопровождения детей. Такие службы
необходимы для сопровождения различных категорий обучающихся:
–
дети с ОВЗ (дети, имеющие недостатки физического и (или) психического развития,
подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии (далее
ППк);
–
дети — инвалиды;
–
дети, испытывающие в силу различных причин трудности в освоении основных
образовательных программ, развитии, социальной адаптации.
Среди
таковых причин можно выделить [4]:
– неготовность к школьному обучению,
–
снижение мотивации к учению,
–
наличие хронических заболеваний,
–
астенические проявления,
–
трудности общения и коммуникации,
–
нарушение внимания,
–
импульсивность,
–
психомоторная расторможенность,
–
нарушения поведения и пр.
В
соответствии с этим определяется цель организации и деятельности психолого-педагогического
консилиума – определение и организация адекватных условий развития, обучения и
воспитания, обучающихся в соответствии с их специальными образовательными
потребностями, возрастными особенностями, индивидуальными возможностями, состояния
соматического и нервно-психического здоровья. Для достижения цели перед
консилиумом ставятся соответствующие задачи [6]:
–
выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;
–
выявление причин, вызывающих затруднения у обучающихся и учителей, разработка
учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин;
–
коллективное изучение трудностей обучения и воспитания ребенка (класса) с
помощью всех участников образовательного процесса;
–
выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
–
разработка рекомендаций администрации, учителю, родителям для создания условий,
обеспечивающих индивидуальный подход в процессе коррекционно-развивающего
обучения ребенка и его психологического сопровождения;