Окружающий мир Другое Педагогика/Психология

Другое на тему Обучение младших школьников приемам обобщения и систематизации полученных знаний на уроках окружающего мира

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИЕМАМ ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 9

1.1. Сущность понятий «обобщение» и «систематизация» 9

1.2. Особенности формирования навыков обобщения и систематизации знаний у младших школьников на уроках окружающего мира 17

Выводы по первой главе 26

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 28

2.1. Диагностика уровня сформированности навыков обобщения и систематизации знаний у младших школьников 28

2.2 Формирующий этап развития навыков обобщения и систематизации знаний у младших школьников 35

2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-педагогической работы 43

Выводы по второй главе 50

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРИЕМАМ ОБУЧЕНИЯ ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

ГЛОССАРИЙ ПО ПОНЯТИЯМ 62

ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ 64

ЛИТЕРАТУРА 65

ПРИЛОЖЕНИЯ 71

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования формулируется идея реализации личностно — ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы. В этом контексте особо важна роль включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности учебно-исследовательскую.

Проблематика мыслительных (интеллектуальных) операций стоит в центре психологии обучения и развития, психологии способностей и мышления. На практике этот вопрос на сегодняшний день является одним из главных в «субъектной» педагогике. Найти ответ на вопрос «Как научить ученика учиться?» — вот что является важной, актуальной и главной для педагогической психологии задачей.

Наряду с развитием младшего школьника, развитием его способности мыслить в символических и абстрактных терминах, всё большее значение приобретает обучение и овладение интеллектуальными операциями в процессе учебной деятельности. Сложно понять мышление без обращения к интеллектуальным операциям. Мышление — есть, прежде всего, разрешение задачи. В свою очередь, любая задача разрешается на определенном содержании и определенным способом. Обобщенными же способами работы с содержанием выступают интеллектуальные операции. К сожалению, приходиться констатировать, что проблема интеллектуальных операций в контексте мышления была четко поставлена С. Л. Рубинштейном, но не нашла систематического развития. «Интеллектуальная операция — это операция, которая учитывает существенные условия той объективной ситуации, в которой она совершается. Операция будет интеллектуальной, если она оперирует предметами сообразно с их объективной природой и существенными для данной задачи отношениями».

Под интеллектуальной операцией понимают осознанные психические действия, которые связанны с познанием и разрешением задач. Функциональными механизмами познавательных процессов выступают конкретные функциональные физиологические системы. Операционными механизмами — выступает система приобретенных операций. Интеллектуальные операции выступают в единстве функциональных и операционных механизмов.

Овладение интеллектуальными операциями имеет важнейшее значение в развитии способностей. «В процессе учебной деятельности складываются операционные механизмы способностей, которые не заданы природой, а формируются в различных видах научения. Операционные механизмы являются основными преобразующими механизмами способностей в деятельности. Они увеличивают способы обработки информации и тем самым тренируют и развивают психические функции».

Усвоение большего количества информации за одну и ту же единицу времени возможно только на пути укрупнения единиц усвоения, т.е. на пути формирования теоретических обобщений и систематизации знаний. Этим создаются условия для объединения многочисленных единичных фактов, и облегчается их усвоение и запоминание. Поэтому обобщение и систематизация является эффективным средством углубления и запоминания знаний на уроках в начальной школе, в том числе и на уроках окружающий мир.

Степень научной разработанности темы достаточно высока. Основы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся раскрываются в изданиях таких авторов, как А.И. Савенков, П.В. Середенко, Н.Г. Соколова, Ивашова О.А, Б.В. Всевятский, В.В. Успенский; психолого-педагогическое осмысление этой проблемы проводилось в работах В. С. Мухиной, О.А. Коваленко, Н.А. Семеновой, Л.Ф. Обухова, О.В. Иванова; методические основы преподавания (С.А. Ежова, Т.А. Кобзарева, И.Г. Судак, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая).

Данная работа посвящена устранению противоречия между объективной необходимостью формирования приемов обобщения и систематизации у младших школьников и недостаточной разработанностью педагогических средств формирования данных приемов в процессе обучения на уроках окружающий мир.

Проблема исследования: каковы педагогические средства приемов обобщения и систематизации у младших школьников на уроках окружающий мир?

Объект исследования: процесс формирования приемов обобщения и систематизации младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия обучения младших школьников приемам обобщения и систематизации полученных знаний на уроках окружающего мира

Цель исследования: теоретическое обоснование и опытная проверка эффективных педагогических условий обучения приемам обобщения и систематизации полученных знаний младших школьников на уроках окружающего мира.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности обучения приемам обобщения и систематизации знаний у младших школьников.

2. Определить специфику формирования навыков обобщения и систематизации знаний младших школьников на уроках окружающего мира.

3. Выявить уровень сформированности навыков обобщения и систематизации знаний у младших школьников.

4. Разработать и апробировать систему занятий по формированию навыков обобщения и систематизации младших школьников на уроках «Окружающий мир».

Гипотеза исследования: процесс обучения приемам обобщения и систематизации полученных знаний младших школьников будет эффективным, если на уроках окружающего мира реализуется:

— освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.);

— развитие приемов устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

— овладение различных видов исследовательской работы.

Методы исследования:

— теоретические методы — анализ педагогической, психологической литературы, системный анализ; обобщение.

— эмпирические методы – наблюдение, беседа, опрос;

— методы обработки данных: количественный и качественный анализ;

Опытно-экспериментальная база исследования: филиал МБОУ СОШ №2 с. Новобелокатай «Нижеутяшевская ООШ».

Теоретическая значимость исследования: заключается в изучении сущности понятия «исследовательские умения» младших школьников; рассмотрении психолого-педагогических особенностей формирования приемов обобщения и систематизации младших школьников; определении специфики формирования приемов обобщения и систематизации младших школьников на уроках окружающего мира.

Методологический основы исследования: личностно-ориентированный (В.Г. Болтянский, М.Б. Волович, В.А. Гусев, Н.Б. Истомина, В.М. Монахов, А.Г. Мордкович, A.M. Пышкало, В.В. Репьев, Л.М. Фридман и др.) и деятельностный (П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков) подходы. Кроме того, методологическую основу составили психологические исследования психологов по проблеме развития мышления младшего школьника Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Р.С. Немова, Ю.К. Бабанского, Н.Ф. Талызиной, А.В. Усовой, А.Г. Асмолова.

Теоретическими основами исследования являются работы Л.С. Выготского, А.Л. Венгера, П.Я. Гальперина, Ж. Пиаже, Р.С. Немова, А.В. Петровского, Н.Н. Поддьякова и др.

Этапы исследования:

-теоретический анализ литературы;

-констатирующий эксперимент;

-формирующий эксперимент;

-сравнительный анализ результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования: заключается в изучении сущности понятия «исследовательские умения» младших школьников; рассмотрении психолого-педагогических особенностей формирования приемов обобщения и систематизации младших школьников; определении специфики формирования приемов обобщения и систематизации младших школьников на уроках окружающего мира.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные и экспериментально проверенные в исследовании теоретические положения и выводы могут быть использованы учителями начальных классов.

Апробация исследования: статья «Практические работы как средство формирования предметных результатов на уроках по предмету «Окружающий мир»: // Альманах педагога. 2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://almanahpedagoga.ru, свободный.

Структура работы состоит из: введения, трех глав, выводов по главам, заключение, литература, глоссарии по понятиям, глоссарии по персоналиям, приложение.

Во введении определены актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель исследования, задачи исследования, гипотеза исследования, новизна исследования, теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы, план исследовательской работы, методы исследования, а также структура исследования.

В первой главе «Теоретические основы обучения младших школьников приемам обобщения и систематизации полученных знаний на уроках окружающего мира» раскрыта сущность понятий «обобщение» и «систематизация», охарактеризованы педагогические условия формирования навыков обобщения и систематизации знаний у младших школьников на уроках окружающего мира.

Во второй главе «Опытно-педагогическая работа по формированию навыков обобщения и систематизации у младших школьников на уроках окружающего мира» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.

В третей главе «Методические рекомендации по обучению приемам обучения обобщения и систематизации у младших школьников на уроке окружающего мира» данные методические рекомендации по организации уроков окружающий мир с целью развития навыков обобщения и систематизации знаний у младших школьников.

В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.

Список литературы включает 56 источников.

В приложении представлены материалы опытно-экспериментальной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


В рамках данной работы нами была рассмотрена проблема развития приемов обобщения и систематизации младших школьников в учебной деятельности.

Изучив труды педагогов, психологов о сущности формирования приемов обобщения и систематизации младших школьников, можно сделать следующие выводы:

1.Необходимо учесть особенности детей: возрастные, индивидуальные и темпераментные. Исследование должно быть посильным, интересным и значимым для ребенка, полезным для его личностного развития. Индивидуальный подход позволяет учитывать способности, возможности, интересы, темп работы каждого учащегося, регулировать помощь взрослого, оказываемую в процессе учебного исследования». Стремление ребенка к получению новых знаний, с одной стороны, и острейшая необходимость в этих знаниях — с другой, создают благодатную почву для начала исследовательской деятельности именно в младшем школьном возрасте.

2. При формировании приемов обобщения и систематизации следует придерживаться этапов, основанных на протекании процесса исследовательской деятельности, указанных Т.А. Кобзаревой, И.Г. Судаком:

8. Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы

9. Постановка цели и конкретных задач исследования.

10. Определение объекта и предмета исследования.

11. Выбор метода проведения исследования

12. Описание процесса исследования

13. Обсуждение результата исследования

14. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

4. При этом следует работать на формирование следующих приемов, составляющих исследовательские умения:

-умение видеть проблемы;

-умение ставить вопросы;

— умение выдвигать гипотезы;

— умение давать определение понятиям;

— умение классифицировать;

— умение наблюдать;

— умения делать выводы и умозаключения;

— умение структурировать материал;

— умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

Опытно-экспериментальная работа проводилась у учащихся 3 класса Филиал МБОУ СОШ № 2 с. Новобелокатай «Нижнеутяшевская ООШ». Исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе, с помощью трех методик был выявлен уровень сформированности приемов обобщения и систематизации обеих групп. Анализ результатов показал, что у экспериментальной группы показатели ниже, чем у контрольной на 10%.

Поэтому для повышения уровня сформированности приемов обобщения и систематизации экспериментальной группы был проведен формирующий этап. Здесь были разработаны практико-ориентированные задания на уроках окружающего мира.

После проведения формирующего этапа, с целью выявления эффективности применения практико-ориентированных заданий был проведен контрольный этап по тем же методикам. По результатам сравнения, обнаружено, что уровень сформированности приемов обобщения и систематизации экспериментальной группы повысился на 20%.

У детей вырос уровень сформированности следующих приемов:

— выдвигать гипотезу;

— находить в тексте значимую информацию;

— умение формулировать вопросы;

— составить план своих действий;

— выделять причинно-следственные связи;

— делать выводы на основе прочитанного/увиденного/услышанного;

— предложить несколько вариантов решения поставленной проблемы.

Таким образом, на основе опытно-экспериментального исследования можно сделать вывод, что разработанные нами занятия с практико-ориентированными заданиями позволили повысить уровень приемов обобщения и систематизации младших школьников экспериментальной группы.

Опытно-экспериментальным путем проверена эффективность практико-ориентированных заданий для формирования приемов обобщения и систематизации младших школьников на уроках окружающего мира.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИЕМАМ ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

1.1. Сущность понятий «обобщение» и «систематизация»

В настоящее время обучение вызывает большой интерес в обществе. В основе же успешного усвоения учебного материала лежит познавательный интерес. Он постоянно сопутствует учебной деятельности, если создаются условия для проведения учащимися наблюдений, постановки экспериментов, на основе которых младшие школьники могут сделать собственные выводы и умозаключения. Широкими возможностями для формирования приемов обобщения и систематизации и приемов у младших школьников обладает учебный процесс. По словам В. С. Мухиной, развитие приемов обобщения и систематизации и приемов у учащихся предполагает реализацию в учебно-воспитательном процессе следующих педагогических принципов:

1. Принцип ориентации на познавательные интересы учащегося. Исследование – процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае потребности в познании.

2. Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение. Только при условии его реализации образование способно стать адекватным индивидуальным целям личности.

3. Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения.

4. Принцип опоры на развитие приемов самостоятельного поиска информации.

5. Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения.

6. Принцип формирования представлений о динамичности знания, т.к. содержание исследовательского обучения должно строится таким образом, чтобы опыт человечества представал перед учащимся не как сумма догм, не как свод незыблемых законов и правил, а как живой, постоянно развивающийся организм [30, с. 46].

Исходя из вышеизложенного, цель учителя начальных классов в данном направлении – создание условий для формирования и развития приемов обобщения

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы