Другое Экономические науки Маркетинг

Другое на тему НИР: Понятия и приемы манипулятивного воздействия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАНИПУЛЯТИВНЫХ МЕТОДОВ В
РЕКЛАМЕ

1.1 Понятие манипуляции

1.2 Манипулирование форматом сообщения

1.3 Воздействие на психику и чувства потребителя

1.4 Логический инструментарий манипулятора

1.5 Статистические методы манипулирования

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МАНИПУЛЯТИВНЫХ МЕТОДОВ НА
РОССИЙСКОМ РЕКАМНОМ РЫНКЕ

2.1 манипулирование форматом сообщения

2.2 Применение психологических приемов манипуляции

2.3 Практика применения сенсорного воздействия

2.4 Использование логических ошибок

2.5 Применение статистических методов манипулирования

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАНИПУЛЯТИВНЫХ МЕТОДОВ
НА РОССИЙСКОМ РЕКАМНОМ РЫНКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

  

Введение:

 

Актуальность темы. Манипуляцию
можно назвать одним из самых распространенных видов общения. Она необходима для
психологического воздействия на человека. Манипуляции в общении — это способ
управления, возможность контроля над поведением и чувствами индивида.

Сам процесс состоит из
субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его воздействия). Причем последний
не информируется о проведении психологического вмешательства в его личность.
Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или
снисходительный подтекст.

Психологические
манипуляции в общении можно встретить на разных уровнях: в личной дискуссии, в
семье, коллективе. Они могут быть использованы как в созидательных целях, так и
для деморализации человека. В этом большую роль играет цель, которой стремится
достичь манипулятор. Важны и те приемы, с помощью которых он собирается
воздействовать.

Манипуляция (от
лат. manus, manipulus — рука, пригоршня, горсточка) — один из видов
делового общения, с которым может сталкиваться руководитель; это скрытое управление
сознанием и поведением человека, вид воздействия, применяемый в процессе
общения, который используется для достижения одностороннего выигрыша путем
побуждения партнера по общению к совершению определенных действий.

Проведение манипуляции
предполагает определенный уровень мастерства. Манипуляция отличается от таких
внешне схожих с ней форм психологического воздействия, как психотерапия,
воспитание, социальное управление, в том числе производственное, следующими
особенностями:

— стремление к достижению
одностороннего выигрыша;

— скрытый характер
психологического вторжения;

— резкое расхождение
между декларируемыми и истинными целями взаимодействия;

— возможность
осуществления не только сознательно, целенаправленно, но и спонтанно,
неосознанно.

Стремление навязать
адресату свою точку зрения, определенный взгляд на проблему наблюдается сегодня
практически во всех сферах коммуникации. Особенно это касается средств массовой
информации. СМИ не только информируют аудиторию о значимых событиях в мире, но и
искажают представления о случившемся, а также управляют общественным мнением,
используя при этом различные приемы манипулирования информацией.
Манипулятивными возможностями языка интересуются специалисты в области
психологии, политологии, социологии, пиара, культурологии, и, конечно же,
лингвистики. Однако, несмотря на обилие литературы, посвящённой различным
аспектам манипулирования, изучение механизмов речевого воздействия в СМИ
остаётся востребованным в лингвистике. В большинстве работ анализируются отдельные
манипулятивные технологии, стратегии и тактики, предлагаются способы
психологической защиты от такого рода воздействия. На периферии исследований
оказывается роль языковых средств, которые являются базой для реализации
манипуляции в сфере массовой коммуникации. Всё это предопределяет актуальность
данного диссертационного исследования, которое посвящено комплексному анализу
языковых средств и речевых приемов, используемых в текстах российских печатных
СМИ с целью манипулирования информацией.

В основу работы положена
гипотеза о том, что существуют речевые приемы манипуляции информацией,
использование которых позволяет журналистам создать медиатексты, эффективно
воздействующие на адресата.

Объект исследования – маркетинговая
деятельность.

Предмет исследования – языковые средства и речевые приемы манипуляции информацией в
выбранных для анализа медиатекстах.

Целью данной курсовой работы заключается
в том, чтобы рассмотреть феномен манипуляции информацией в СМИ и
проанализировать языковые средства и речевые приемы, которые активно
используются в целях воздействия на адресата.

Реализация поставленной
цели предполагает решение следующих задач:

1) изучить основные
теоретические положения, связанные с понятиями «речевое воздействие»,
«манипуляция», «языковое (речевое) манипулирование»;

2) выделить основные
признаки манипуляции как разновидности речевого воздействия и установить
отличия речевой манипуляции от смежных с ней явлений (риторически
организованной речи, языковой демагогии, пропаганды, нейролингвистического
программирования);

3) показать специфику
манипулирования информацией в медиатекстах;

4) выявить типичные
приемы и средства манипуляции информацией в СМИ, охарактеризовать и
систематизировать их;

5) определить причины и
частоту употребления выявленных приемов в разных изданиях.

Теоретической и
методологической основой
стали труды
отечественных и зарубежных ученых в области лингвистики, журналистики,
психологии: по теории речевого воздействия И. А. Стернина, К. Ф. Седова, О. С.
Иссерс, Г. А. Копниной, П. Б. Паршина, А. А. Даниловой, Е.В. Шелестюк, по
риторике, теории дискурса, НЛП, политической и массовой коммуникации Р. М.
Блакара, Д. Болинджера, Р. Дилтса, Г. П. Грайса, Т. ван Дейка, Н. Хомского, Д.
Карнеги, Д. Хаффа, Г. Шиллера, Г. Г. Матвеевой, С. А. Виноградовой, по
психологии манипуляции Е. Л. Доценко, С. А. Зелинского, В. П. Шейнова, С. Г.
Кара-Мурзы, М. Р. Битяновой, по лингвистике текста И. Р. Гальперина, Л. П.
Крысина, В. И. Карасика, Б. А. Ларина, В. П. Москвина, по языковой демагогии Т.
В. Булыгиной, А. Д. Шмелёва, Т. М. Николаевой, по медиалингвистике Г. Я.
Солганика, Т. Г. Добросклонской, О. Б. Сиротининой, М. А. Кормилицыной, Н. И.
Клушиной, И. В. Анненковой и др.

Методы исследования:
в работе применялись общенаучные методы наблюдения, описания,
обобщения с элементами дискурсивного, контекстуального и контент-анализа
текстов массовой коммуникации. Сбор материала осуществлялся методом сплошной
выборки в каждом из рассматриваемых номеров. При систематизации, обобщении
результатов наблюдений использовался описательный метод. Для определения
частоты употребления манипулятивных приёмов в медиатекстах применялись методики
количественного анализа.

Научная новизна работы заключается в том, что на материале текстов разной
направленности были выявлены, проанализированы и систематизированы общие для
всех исследуемых изданий языковые средства и речевые приёмы манипулирования
информацией. Представлены механизмы применения этих приемов и установлена
зависимость частоты их использования от характера издания.

На защиту выносятся
следующие основные положения:

1. Манипулятивность,
стремление скрыто воздействовать на адресата, является характерной чертой
медиатекстов. Она типична для печатных изданий разной направленности
(проправительственных, независимых и оппозиционных).

2. Манипуляция
информацией заключается в ее искажении, селекции и умолчании, хотя четко
разграничить эти разновидности трудно.

3. Искажение информации
реализуется в основном с помощью навешивания ярлыков, эвфемизации и
дисфемизации, использования коммуникативной категории «свой-чужой»,
выразительных средств языка (повторов, риторических вопросов, сравнений,
метафор, языковой игры, иронии).

4. Для селекции информации
чаще всего используются ссылки на свидетельства участников и очевидцев событий,
на мнение авторитета, включение в текст цифровой и неавторизованной информации
и обращение к историческим фактам.

5. Умолчание информации
проявляется в частичном освещении события и блокировании какой-либо информации.

6. Выявленные приемы
манипуляции информацией встречаются во всех исследуемых медиатекстах. Каждый
прием реализуется с помощью определенного набора лексических,
словообразовательных, морфологических и синтаксических средств языка.

7. Эффективность
манипулятивного воздействия достигается не только с помощью умения искусно
использовать разнообразные ресурсы языка, но и благодаря отсутствию защитной
реакции у адресата.

Теоретическая значимость
исследования
состоит в том, что
работа вносит вклад в разработку теории речевого воздействия в
медиакоммуникации: обобщены сведения о манипуляции и ее признаках, сделана
попытка отграничить манипуляцию от других способов речевого воздействия,
предложена классификация видов, речевых приемов и языковых средств манипуляции
информацией в СМИ.

Практическая значимость
исследования
заключается в том, что
полученные результаты могут быть использованы в учебных курсах по теории
речевого воздействия, функциональной стилистике, в спецкурсах по журналистике,
медиалингвистике, прагмалингвистике, психолингвистике, социолингвистике,
политической лингвистике и т.д.

Апробация работы.

Основные положения
исследования были апробированы в выступлениях на научных конференциях:
«Филология и журналистика в XXI веке» (Всероссийская научная конференция,
Саратов, 2015); «Young Scholars’ Research in the Humanities» (II Международная
конференция молодых ученых, Саратов, 2015); «Филология и журналистика в XXI
веке» (Всероссийская научная конференция, Саратов, 2016); «Актуальные
исследования молодых ученых в области гуманитарных наук» (III Международная
научная конференция молодых ученых, Саратов, 2016); «Филологические науки в
России и за рубежом» (IV Международная научная конференция, Санкт-Петербург,
2016); «Медиакультурное пространство России, Европы и Северной Америки как
пространство риска» (Международная научно-практическая конференция, Саратов,
2017); «Современная филология» (V Международная научная конференция, Самара,
2017). По теме диссертации опубликовано 10 статей, три из которых вышли в
изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве образования и науки РФ.

Структура курсовой. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка
использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Применение манипулятивных
техник в рекламе — один из важнейших и наиболее актуальных вопросов, требующих
детального рассмотрения. Прежде всего необходимо определить, что именно
подразумевается под понятием манипулятивный характер воздействия рекламы,
каковы его сущностные черты.

Манипулятивное воздействие,
по сути, означает «скрытое управление человеком против его воли, приносящее инициатору
односторонние преимущества».

Манипулятивное
воздействие возможно благодаря использованию средств манипулирования
человеческой психикой, к которым относятся: техники психологического
программирования, приемов подсознательного стимулирования, действующих в обход
психического контроля, маскировочных и конверсионных техник, блокирующих или
разрушающих систему психологических защит.

Проблема манипулятивного
воздействия заключается, прежде всего, в том, что подавляющее большинство
аудитории рекламы не имеет представления о сути и способах манипулирования их сознанием
и потребительским поведением, вследствие чего воспринимает призывы,
содержащиеся в рекламном сообщении, буквально и легко поддается их воздействию.
Манипулятивное воздействие можно рассматривать как один из способов
доминирования и управления потребительским поведением через программирование и
изменение сознания индивидов в нужном манипулятору направлении.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы