Другое на тему Ненормативная лексика — как болезнь современного подростка.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Ненормативная лексика. Причины популяризации
ненормативной лексики среди молодежи. 5
1.1 Понятие ненормативной лексики в научной
литературе. 5
1.2 Влияние нецензурной брани на здоровье человека. 7
1.3 Причины сквернословия в подростковой среде. 8
2. Профилактика употребления ненормативной лексики. 13
2.1 Психолого-педагогическая модель профилактики
Д.А. Дубровиной. 13
2.2 Социальная модель профилактики подросткового
сквернословия (проект). 14
Заключение. 16
Список литературы.. 18
Приложение 1. 19
Приложение 2. 20
Введение:
Известный лексикограф Владимир Даль писал: «С языком,
человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь
человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». (Слайд
2) Состояние речи человека XXI века вызывает тревогу за здоровье общества в
целом и каждого человека в частности. Перспективы развития нашего языка
нагляднее всего прослеживаются по лексике подрастающего поколения. Речь
молодежи активно наполняется заимствованиями, интернет-сленгом, жаргонизмами,
ненормативной лексикой и т.д. Именно к проблеме употребления нецензурных
выражений мы хотим обратиться в данной работе. (Слайд 3)
Современный образовательный стандарт нацеливает педагогов на формирование
у учащихся «осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания» [7].
Выпускник, согласно данной модели, должен иметь богатый
словарный запас и свободно применять самые разнообразные речевые конструкции в
общении с окружающими. (Слайд 4,5) Но если мы присоединимся к компании
подростков, почитаем переписку учеников в соцсетях или просто пройдем мимо
школы во время перемены, то поймем, как далеки представления стандартов от
реальной жизни. Примерно две трети содержания разговоров в подростковой
компании хочется «запикать». Причем, совершенно не важно, каков статус учебного
заведения: общеобразовательная школа, лицей или гимназия – результат везде
примерно один и тот же. Возраст «сквернословов» так же весьма разнообразен.
Особую тревогу в этой связи вызывает начальное звено, в котором «вирус
сквернословия» распространяется с невероятной скоростью. Большинство
исследователей называют употребление ненормативной лексики уже не болезнью, а
пандемией, учитывая масштабы и скорость ее распространения по всему миру. Актуальность проблемы очевидна. Если
обозначить сквернословие как болезнью, то данная работа будет посвящена
выяснению причин заражения и поиском путей лечения, а также мер профилактики
распространения заболевания среди подростков.
(Слайд
6)
Цель – составление списка
рекомендаций по профилактике распространения ненормативной лексики в речи
подростков.
Задачи:
— проанализировать научную
литературу по данной проблеме;
— выяснить типичные причины
«засорения» речи подростков нецензурными словами и выражениями;
— наметить пути преодоления
вульгаризации речи подростков;
— составить список
профилактических мер, снижающих уровень вербальной агрессии молодежи, в том
числе, использование ненормативной лексики, как одно из ее проявлений.
Объект – лексика учащихся
6 – 11 классов общеобразовательной школы.
Предмет – использование нецензурных
выражений в речи подростков.
Заключение:
В ходе работы мы определили основные причины употребления подростками
ненормативной лексики, проанализировав научную литературу по данной проблеме и
проведя опрос учащихся 6 – 11 классов общеобразовательной школы. (Слайд 18)
На основе тех же источников составили рекомендации по устранению этих
причин. Таким образом, наиболее приемлемыми методами лечения сквернословия нам
представляются следующие:
— формирование речевой культуры в семье: запрет
на употребление ненормативной лексики для всех членов семьи, формирование
нравственных норм и установок;
— оказание квалифицированной помощи подросткам
в раскрытии их личностных психологических особенностей, осознании своей
уникальности, формировании адекватной самооценки;
— повышение уровня культуры населения, воспитание у молодежи
нетерпимости к вульгарности и словесной распущенности с детства;
— популяризация альтернативных видов
самоутверждения и самореализации: волонтерские движения, музыкальные
направления, экстравагантные тенденции моды, спортивные соревнования, туризм и
т.д.; (Слайд 19)
— введение правовой ответственности СМИ, включая интернет-сайты, и тех печатных изданий,
которые популяризируют мат, словесную распущенность; навязывают стереотипы
вульгарного поведения. (Слайд 20)
Нецензурная лексика жизнестойка и по-прежнему
актуальна. Однако, признание ее нормой и широкое распространение в литературном
языке недопустимо, так как представляет опасность для личности и общества в
целом, поскольку ориентирует их на негативное, циничное восприятие ряда важнейших
этических ценностей. Давая временное, сиюминутное
Фрагмент текста работы:
Ненормативная лексика. Причины популяризации
ненормативной лексики среди молодежи
1.1 Понятие
ненормативной лексики в научной литературе
В
первую очередь определимся с терминологией. (Слайд 7) Толковый словарь Д.Н.
Ушакова определяет сквернословие как речь, наполненную неприличными
выражениями, непристойными словами, брань [6, стр.1147].
Доктор филологических наук профессор В.И. Жельвис одним
из первых в России провел масштабное научное исследование, посвященное
проблемам сквернословия. Профессор вводит определение инвективы. Инвектива – это резкое выступление
против кого-либо или чего-либо, обличение, оскорбительная речь [4, стр.11]. Ученый не ставит знак равенства между
нецензурными выражениями и инвективами, но указывает их общее происхождение и
пути распространения в речи молодежи.
Инвективную лексику, по мнению В.И. Жельвиса, можно определить как
раздел общенационального словаря, который, с одной стороны, не кодифицирован
(не разрешен к использованию в лингвокультурной ситуации), а в крайней своей
части даже категорически запрещен (табуирован); с другой стороны, он должен
быть известен всем носителям языка в данной социальной группе [4, стр. 12].
Особую роль, как утверждает профессор в своей монографии, ругательства
играют в подростковом возрасте, возрасте становления личности и серьезных
попыток самоутверждения. Брань, внешне полностью идентичная «взрослой»,
призвана интегрировать подростка в общество старших и одновременно – служить
средством защиты от характерных для этого возраста страхов сексуального или
иного толка. Здесь в первую очередь кроется объяснение того, что именно в
подростковой среде нецензурное общение более популярно, нежели во многих
взрослых подгруппах [4, стр. 65].