Другое на тему Моя профессия: прошлое, настоящие, будущее
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Список использованной литературы
Введение:
Актуальность
темы. Современная цивилизация входит в эпоху особого типа
прогресса, характеризуется сложными и противоречивыми процессами, которые
происходят в России в последнее время. Они детерминируют поиск новой стратегии развития
системы образования, вызывая существенные трансформационные и полномасштабные
изменения ее приоритетов и ценностей.
Образование, как один из
базисных конструктов цивилизации, в сегодняшних условиях может стать
определяющим фактором социально-экономического развития общества, развития
духовной культуры человечества, воспроизведение ее интеллектуального потенциала.
Это, в свою очередь, касается дошкольного как начальной звена всей
образовательной системы, а степень дошкольного детства рассматривается как один
из главных образовательных резервов.
Отметим, что главным
приоритетом образования является личность ребенка, а создание комфортных
условий для формирования его неповторимой уникальности, развития способностей и
дарований будет способствовать успехам ребенка в будущем.
С гуманистических позиций
дошкольное детство рассматривается как: самоценный этап жизни человека; этап
подготовки к следующему периоду жизни — школьного детства; период, в течение
которого формируются не только предпосылки, но и ведущие черты личности,
которые будут определять ее направленность, поведение и деятельность в течение
всей жизни [2].
Плодотворные
философско-педагогические идеи по развитию ребенкоцентризма как
"сердцевинной идеи изменений в образовании и обществе" содержат
исследования В. Кремень [9]. Так, философ обращает внимание на тот факт, что
"наше взрослое общество сможет быть эффективным, гуманным и
демократическим, если мы утвердим человеко-центризм в общественной жизни как
создание условий для плодотворной деятельности каждого человека в нем ".
Замечая при этом, что "Ребенко-центризм в образовании — это не
провозглашение лозунга" Все лучшее — детям", и это не любовь к детям
вообще как таковых. Это — выделение в каждом ребенке ее сущностных личностных
черт и максимально возможное приближение обучения и воспитания этого ребенка к
ее конкретных способностей. Идея ребенкоцентризма должен проходить красной
нитью во всех изменениях реформации и модернизации системы образования» [9, с.
17].
Цель
доклада
— раскрыть особенности развития профессионализма воспитателей дошкольных
учебных заведений в контексте отечественного и зарубежного педагогического
опыта.
Заключение:
Итак, проблема развития
профессионализма воспитателей дошкольных учебных заведений в контексте
отечественного педагогического опыта находится в постоянном развитии, а новые
достижения в области педагогики, психологии, социологии, философии,
общественный строй и общественные потребности имеют мощные рычаги влияния на
формирование исследуемого феномена.
Поэтому, рассмотрев
содержание и особенности развития профессионализма педагогов ДОУ, а также
влияние многих факторов на этот процесс, нами проанализированы достижения
педагогической и психологической теории о становлении и развития дошкольного
образования, раскрыто требования к личности воспитателя дошкольного учреждения
как в отечественном образовательном пространстве, так и зарубежном.
Фрагмент текста работы:
Изложение основного материала
Прежде чем выяснить, в
чем заключаются подходы ученых к изучению проблемы развития профессионализма
личности воспитателя детского сада, важно, по нашему мнению, осознать и
проанализировать достижения педагогической и психологической теории о
становлении и развития дошкольного образования.
Стоит отметить, что
педагогическая профессия — одна из старейших и почетных в истории человечества.
По профессии воспитателя ДОУ, то она возникла еще в XVII-XVIII вв. с появлением
первых детских садов. В России кадры для отрасли дошкольного образования начали
готовить с 1907-1908 гг. в Фребелевском женском педагогическом институте.
На основе анализа
научно-педагогической литературы по проблеме исследования можно утверждать, что
Т. Богуславской было выделено определенную периодизацию указанного выше
процесса. Так, на основе критериальной матрицы определены следующие этапы:
— общетеоретический (до
середины 80-х гг. ХХ в.) – происходило формирование теоретической основы
дошкольного образования, а также программно-методического оформления его
содержания;
— парадигмальный
(1986-1991 гг.) — предложен базовые концепции дошкольного образования,
определили принципиально новые подходы к ее содержанию;
— концептуальный
(1992-1999 гг.) — разработан и представлен вариативные психолого-педагогические
концепции дошкольного образования.
Охарактеризуем подробно
выделены этапы.
1. Базовые теории Л.
Выготского и А. Леонтьева выступили методологической основой для разработки
общих теорий психологии дошкольного образования, которые были созданы в
1950-1970-е гг. выдающимися психологами А. Запорожцем и Д. Эльконина.
2. Охарактеризованные
теоретические подходы выступили гносеологической основой для
психолого-педагогических концепций дошкольного образования, которые были
производимые в советской педагогике и психологии второй половины 80-х – первой половины
90-х гг. ХХ в. Целостное изучение процесса развития теории содержания дошкольного
образования в 1986-1991 гг. дает возможность утверждать, что этот этап имел
парадигмальный характер.
3. Рассмотрение
концептуального этапа развития теории дошкольного образования(1992-1999 гг.)
Показал, что в этот период наметилась тенденция перехода к творческому и более
индивидуализированного процесса дошкольного образования. Все это способствовало
в целом подъема системы дошкольного образования на более высокий и качественный
уровень.
Дошкольное образование
тоталитарного общества в течение всего времени своего существования отмечалась
всеми теми признаками, которые были присущи образованию в целом и всему
обществу.
Характерными ее
особенностями были такие, как настрой, прежде всего, на вооружение детей
знаниями, умениями и навыками; обеспечение функциональной пригодности
воспитанников к жизни, прежде всего, в стабильных экономических условиях;
отвода главной роли в организации учебного процесса контролирующим инстанциям;
отношение к воспитателю детей как к поставщику знаний, произносящему истину,
контроллеру. Приоритетными качествами в воспитании признавали послушание детей,
хорошую исполнительскую дисциплину и умение действовать четко по указаниями
взрослого, исполнительность, знание, хорошую обучаемость [8].
В своих дальнейших
поисках мы руководствовались научным пониманием того, каким образом происходит
развитие ребенка, являются движущими силами этого процесса, какие факторы
влияют на формирование человека?
Как отмечал выдающийся
педагог В. Сухомлинский, "Детство — это не подготовка к будущей жизни, а
настоящая, яркая, самобытное, неповторимое жизни. От того, каким оно было, кто
сопровождал ребенка в детские годы, вобравшие ее ум и сердце из окружающего мира,
зависят качества его как личности. Потому каждую человеческую черту природа закладывает,
а не оттачивает. Отшлифовывать их принадлежит родителям, педагогам,
обществу" [14, с. 15].
Приведенная цитата дает
возможность сделать вывод о том, что В. Сухомлинский хорошо понимал ту особую
роль, которую природа отводит детству — основополагающем периода человеческой
жизни, как никто не видел и стремился помочь увидеть другим значимость детства,
его уникальность и отличие от жизни взрослого.
По мнению ученых, роль
дошкольного детства состоит в овладении общими человеческими знаниями,
умениями, в приобретении психических качеств, необходимых для жизни (овладение
языком, ориентация в пространстве и времени, восприятия, мышление, воображение,
приобщение к произведениям искусства, формирование отношений с людьми и т.д.).
Познавая окружающий мир, развиваясь умственно, ребенок учится наблюдать, делать
выводы, сравнивать, обобщать, у него возникает интерес к познанию причины
явлений, открытие существенных связей между вещами [11].