Другое на тему Моё имя в Литературе (Екатерина)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Катерина
Кабанова, главная героиня «Грозы». 5
Катерина в
«любовном треугольнике». 8
Действительно
ли Катерина – «луч света в темном царстве»?. 10
Заключение. 11
Список
использованных источников: 12
Введение:
Самая
распространенная версия происхождения имени Екатерина утверждает, что это имя
восходит к древне-греческому «вечно чистая, непорочная». «Оксфордский словарь
личных имен» указывает на то, что точная этимология имени пока неясна. В
русском языке приняты сокращенные формы имени – Катя, Катерина, Катенька,
Китти.
Русские
писатели охотно давали своим героиням это имя. Как правило имя Катерина соотносится
с обладательницами сильного и решительного характера, женщинами темпераментными
и целеустремленными.
Для
начала хотелось бы вспомнить самых известных Екатерин русской классической
литературы.
Катериной
зовут героиню пьесы А.Н. Островского «Гроза». Благодаря яркому образу этой
женщины, ее имя стало ассоциироваться с такими чертами личности как стремление
к свободе выбора, желание быть любимой, нетерпимость к обману и
психологическому насилию.
В
повести Н.В. Гоголя «Страшная месть» также есть Катерина. Так зовут жену пана
Данилы, дочку колдуна. Пожалев отца, она выпускает его из заключения, что
приводит к страшным последствиям, описанным в повести.
В
«Ночи перед Рождеством» появляется императрица Екатерина. К ней прибывает
кузнец Вакула, чтобы добыть подарок для своей возлюбленной – черевички. Н.В.
Гоголь показывает царицу как добрую и отзывчивую женщину, которой не чужды
проблемы влюбленного Вакулы. Она также понимает желание деревенской красавицы
Оксаны носить красные черевички. То есть, императрице и самой свойственно
желание нравиться, кокетство и женственность. Также царице нравится быть
вершительницей судьбы не только своей страны, но и – повелительницей частных
судеб двух влюбленных.
Н.С.
Лесков дал имя Екатерина героине своей повести «Леди Макбет Мценского уезда». Катерина
Львовна Измайлова – женщина редкого по своей силе характера. Она очень
темпераментная и целеустремленная. Однако ее целеустремленность направлена не
во благо, а на жестокое убийство. Ослепленная любовью, она решается убить мужа,
свекра и ребенка. Н.С. Лесков показывает женщину, которая не заботится о выборе
средств для достижения своей цели.
В
повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина также появляется реальный исторический
персонаж – императрица Екатерина II.
В повести она предстает как женщина лет сорока, наделенная приятной внешностью
и какой-то женственной притягательностью. Ясно, что Пушкину был симпатичен
образ исторического персонажа Екатерины II. Его литературная Екатерина выведена
как величественная женщина, обладающая природным достоинством и знающая себе
цену. В повести Екатерина противопоставлена
Емельяну Пугачеву, поэтому Пушкин наделяет женщину достоинствами,
противоположными порокам Пугачева. Царица
добра, справедлива, ей чужда бездумная жестокость, она защищает слабых, ей
свойственно обостренное чувство справедливости. Также она умна и рассудительна,
не поддается эмоциям и предпочитает хорошенько обдумать ситуацию.
Ф.М.
Достоевский несколько раз давал своим героиням имя Катерина. В романе «Преступление
и наказание» действует Катерина Ивановна Мармеладова, в «Братьях Карамазовых» —
Катерина Ивановна Верховцева.
Катюшей
зовут главную героиню романа Льва Толстого «Воскресенье». Китти (Катерина)
Щербацкая, позже Левина – одна из важных персонажей романа Толстого «Анна
Каренина».
Один
из самых неоднозначных женских образов по имени Катя предлагает Александр Блок.
Его Катька из поэмы «Двенадцать» — девушка легкого поведения, подруга Петрухи,
а позже его жертва. Она наглая, распущенная, жадная девица, готовая гулять с
каждым, кто обеспечит ей подарки и плату за любовь.
Заключение:
На
основании анализа характера главной героини драмы «Гроза» Катерины показано,
что ее характер создан Н.И. Островским не цельным, противоречивым. Глубинный
анализ личности Катерины показывает, что этот персонаж лишен приписываемых ей
стойкости, смелости и непокорности. Анализ показывает, что единый образ
Катерины, каким его привыкли воспринимать критики и литературоведы, распадается
на два практически независимых характера. Внутренние противоречия героини
настолько сильны, что два ее характера почти не имеют точек соприкосновения. Система
образов в пьесе построена таким образом, что «любовный треугольник» является
искусственной конструкцией, и основным конфликтом является не он, а внутренний
конфликт Катерины между двумя своими характерами. Трагическая смерть героини в
финале прочитывается не как жертвоприношение во имя свободы и не как гибель
ради любви, а как разрешение ее внутреннего конфликта, который нельзя разрешить
иначе.
Фрагмент текста работы:
Катерина
Кабанова, главная героиня «Грозы»
Мне
хотелось бы более подробно разобрать образ Катерины из пьесы А.Н. Островского
«Гроза».
Премьера
«Грозы» на сцене состоялась 16 ноября 1859г.
в Малом театре в Москве, 2 декабря спектакль играли уже в Петербурге. Впервые
текст драмы опубликовали в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году. Пьеса
нашла очень живой интерес у публики и неоднозначные оценки – у критиков. Одна
из самых известных критических статей о «Грозе» (этот текст стал
учебно-хрестоматийным) – статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»,
опубликованная в журнале «Современник». Не все современники согласились с
Добролюбовым. Особенно оспаривал его идеализацию образа Катерины критик Д.И.
Писарев, который был уверен, что «в темном царстве не может появиться ничего
светлого». Однако, точку зрения Добролюбова поддержал А.И. Герцен: «В этой
драме автор… бросил внезапно луч света в неведомую дотоле душу русской
женщины, этой молчальницы, которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой
жизни патриархальной семьи».
Привычно
думать, что Катерина Кабанова – натура сильная и цельная. В пьесе она
противостоит своей свекрови и прочим самодурам и борется с традиционным укладом
купеческой семьи. Однако, при ближайшем рассмотрении, характер героини не такой
однозначный, каким его часто показывают литературоведы. Много в характере
Катерины противоречиво. Примечательно то, что в качестве борца с традиционным
укладом А.Н. Островский выбрал не мужчину, а женщину. Во время создания пьесы
женщины часто находились в семьях на бесправном положении. Так, положение
Катерины в «Грозе» и ее трагическая судьба отражают острые социальные
противоречия своего времени.
Драматург
стремился в образе Катерины показать непокорный и сильный характер, и это
становится очевидно с первых же реплик героини. Островский дает своей Катерине
отчество Петровна (Петр – «камень»). То есть она одновременно «чистая» и
«сильная» — твердая как камень. Ее сильная натура проявляется в первой же сцене
проводов Тихона в Москву: Катерина отказывается подчиняться своей свекрови
Марфе Игнатьевне. Катерина отвечает своей деспотичной свекрови резко и
категорично: «Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!». На фоне только что
выслушанного наказа мужа «не грубить свекрови» и почитать ее «как родную мать»
поэтически созданный образ богобоязненной молодой женщины, Катерины-птицы,
которая еще недавно говорила: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать,
что ты» — рушится. Любопытно, что Катерина отказывается провожать мужа с плачем
и воем на публику, хотя делает почти то же самое дома. Она бросается Тихону на
шею и умоляет или не уезжать или взять ее с собой. Тихон и сам удивляется
переменчивости своей супруги, отмечая, что порой от нее не добьешься слова и
ласки, а тут она сама бросается на шею. Это значит, что и близкие воспринимают
Катерину как противоречивую натуру, которая подвержена перемене психологических
состояний.
Из
рассказа про случай с лодкой становится ясно, что Катерина обладала сильным
характером с самого детства. Она не испугалась плыть в лодке всю ночь, без
весел по течению. Тем не менее взрослая Катерина боится ночевать в незнакомом
месте, что говорит о серьезных внутренних противоречиях. Также Катерина противоречит
сама себе, когда сначала говорит Варваре, что уйдет из дома, «хоть ты меня
режь», а потом, что будет терпеть пока терпится.
Катерина
Островского обидчива и ранима. По ходу пьесы она обижается практически на
каждого другого персонажа. На мужа она обижается за то, что он уехал в Москву,
Катерина упрекает его в нелюбви к себе. На Варвару она обижается за то, что та
догадалась о ее чувствах к Борису. Бориса же она обвиняет в том, что он ее
соблазнил, сама придя тайком к нему на свидание. Свекровь обижает Катерину
наставлением, не заглядываться на мужчин.
Молодой
героине «Грозы» свойственны и самообвинения. Она стыдится своего греховного
чувства к Борису и признается в этом Варваре. Это значит, что Катерина – не
бессовестная, у нее есть вполне твердая система ценностей, в которую входит
семья и верность мужу. Ее собственные чувства вступают в противоречие с ее же
представлениями о морали.
Еще
одно противоречие в характере Катерины выражается в том, что она панически
боится грозы. Казалось бы смелая и решительная молодая женщина, которая может
открыто поспорить с Кабанихой (а ведь перед ней пасуют мужчины), боится
природной стихии. Некоторые исследователи считают, что Островский неспроста
снабдил пьесу этой символической деталью. Так он показал, что на самом деле
Катерина – слабый человек. Вся ее сила – лишь внешняя бравада. Гроза в пьесе –
символ Божьего гнева, по-настоящему сильный человек не мог бояться грозы, он бы
приветствовал очищение и обновление, которое приносит гроза. То, что характер
Катерины не цельный, противоречивый, делает пьесу еще более интересной для
исследователей. Драматически скроенный образ главной героини драматизирует всю
пьесу, придавая ей острое трагическое звучание. Противоречия, которые терзают
душу Катерины заложены не только в ее внутреннем конфликте – любовь к мужу и
любовь к Борису. Ее изначальное положение – она чужая в доме свекрови, живет по
чуждым ей порядкам и никак не может с этим бороться – глубоко драматично. Катерина
– натура столь сложная, что исследователи предполагают: Островскому не удалось
создать тип, он создал индивидуальный характер.