Другое на тему Методика изучения грамматических признаков имён существительных на уроках русского языка в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Изучение грамматических
понятий в курсе начальной школы включает три этапа: Подготовительный этап
(первоначальное обучение грамоте), в ходе которого происходит наблюдением над
языковыми единицами и их свойствами, формирование эмпирической базы для
дальнейшего изучения частей речи и их признаков. Учащиеся наблюдают за
значением слов, объединяют их в классы по вопросам, на которые они отвечают
(слова, обозначающие предметы и лиц; слова-признаки и слова-действия).
Теоретический этап
включает введение понятия, его определение, обучение опознавать данное понятие
на конкретном языковом материале (II-III классы). Так, при изучении
существительного учащиеся знакомятся с родом и склонением, изучают систему
падежных окончаний, у глагола конкретизируется грамматическая категория вида,
времени, спряжения. Углубление и расширение понятия и развитие навыков его
практического применения происходит обычно в IV классе, когда учащиеся начинают
использовать имеющиеся грамматические сведения для исправления ошибок в речи,
нормативного построения предложений.
Методы изучения
грамматических понятий специфичны для каждого этапа: На подготовительном этапе
используются методы формирования учебной мотивации: создание проблемной
ситуации, наблюдение за языковым материалом, выявление затруднений в учебном
действии.
На теоретическом этапе
используются репродуктивные метод (рассказ учителя, демонстрация схем, таблиц),
эвристическая беседа, изучающее чтение, языковой анализ. Учитель применяю
методы работы над понятиями (введение термина, его определение через выделение
существенных и несущественных признаков, подбор примеров).
На этапе углубления
содержания грамматических категорий целесообразно использовать методы,
ориентирующие учащихся на применение полученных знаний на практике: языковые
разборы, нахождение, исправление грамматических ошибок и запись правильного
варианта, подбор примеров на изучаемое теоретическое понятие, составление
собственных высказываний с изучаемыми грамматическими категориями.
Формирование
грамматических сведений в начальной школе — сложный процесс, специфика которого
заключается в абстрактном характере изучаемых явлений, их многообразии и
различных вариантах реализации, в связи с чем работа по их изучению требует
систематичности, последовательности и осознанности на каждом этапе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Анализ программы и
учебников УМК «Школа России» изучение
грамматических признаков
имен существительных на уроках русского языка в начальной школе
Знакомство с темой
«существительное» в учебно-методическом центре «Школа России» происходит во 2-й
половине 2-го класса. Учащиеся получают представление о частях речи, после чего
изучаются темы: «Существительные», «Одушевленные и неодушевленные
существительные», «Имена собственные и нарицательные», «Существительные в
единственном и множественном числе». В первой четверти 3 класса вводятся
термины «главные предложения», «подлежащее», «сказуемое».
При использовании УМК
«РИТМ» проводится углубленное обучение теме «существительное» в 3-м классе. Во
2-й половине 2-го класса происходит первое знакомство с существительными (общее
значение, вопросительные, одушевленные и неодушевленные существительные, имена
собственные).
На 3-м году обучения в
рамках УМК «Школа России» предполагается повторение и изучение следующих тем:
«Существительное», «Одушевленные и неодушевленные существительные», «
Собственные и нарицательные существительные», «Единственное и множественное
число существительных», «Существительное как член предложения», «Род
существительных», «Склонение существительных», «Падеж существительных», «Мягкая
нота после шипения в конце существительных женского рода», «Правописание
существительных мужского рода».
На 4 году обучения повторяется
пройденный материал и изучается тема «Правописание безударных падежных
окончаний существительных 1,2, 3 склонения», «Склонение существительных во
множественном числе». Следует отметить, что в комплекте к учебнику
Т.Г. К Рамзаевой прилагается русскоязычный путеводитель, в котором описан
четкий алгоритм выполнения каждого задания. [Рамзаева Т.Г., Львов М.Р., с.
431]. Пособие удобно в использовании, так как рассчитано на весь период
обучения в начальной школе (1-4 классы). В.Г. Горецкий использует справочные
материалы для своих учебных пособий, но они встречаются только в учебниках для
определенного уровня обучения, что затрудняет их использование в будущем.