Другое Педагогика/Психология Логопедия

Другое на тему Методическое обеспечение логопедических занятий по развитию навыков пересказа естественно научные текстов младших школьников с ЗПР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………..

Глава
I. Теоретическое обоснование проекта «Методическое
обеспечение логопедических занятий по развитию навыков пересказа естественно-научных
текстов младших школьников с задержкой психического развития» ………………………… 1.1. Современное
состояние проблемы нарушений связной монологической речи у младших школьников с
задержкой психического развития .……………….… 1.2. Предпроектное
исследование существующих подходов к выявлению и коррекции нарушений связной монологической речи у
младших школьников с задержкой психического развития.……………………………….……..……

Глава
II. Описание проекта «Методическое обеспечение
логопедических занятий по развитию навыков пересказа естественно-научных
текстов младших школьников с задержкой психического развития»……………

 2.1. План реализации
проекта………………………………………….

 2.2.
Подготовительный и диагностический этапы…………………….

 2.3. Описание
продукта проекта (разработческий этап и этап апробации)……………………………………………………………………….

2.4. Оценка результата продукта проекта……………………………..

Заключение
……………………………………………………………………. Библиографический список …………………………………………………

Приложение
……………………………………………………………………

  

Введение:

 

Актуальность. У детей с
задержкой психического развития, в большом проценте случаев снижение
познавательной деятельности приводит к нарушениям связной монологической речи.

В специальной научной
литературе имеются многочисленные указания на наличие нарушений пересказа
текста у старших младших школьников с ЗПР. Наиболее обстоятельный опыт обучения
пересказу текста детей данной категории накоплен в работах В.К. Воробьевой, В.П.
Глухова, Н.С. Жуковой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумановой, Т.Б.
Филичевой, Г.В. Чиркиной.

А. М. Бородич, Р. И.
Габова, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова отмечают, что важным компонентом готовности
к овладению школьной образовательной программой является наличие сформированной
связной монологической речи, в частности пересказа. Поскольку пересказ как
результат познавательной деятельности включает в себя все необходимые для
присвоения общественного опыта этапы: восприятие, осмысление и передачу
усвоенного смысла посредством собственного связного высказывания.

Цель
проекта составить и апробировать методическое обеспечение
логопедических занятий по развитию навыков пересказа естественно-научных
текстов младших школьников с задержкой психического развития

Задачи проекта:

1) Изучить состояние проблемы нарушения
письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития в
психологопедагогической и логопедической литературе, а также в конкретных
образовательных учреждениях  МБОУ СШ №
65, МБОУ ССОШ № 53.

 2)
Провести эмпирическое исследование состояния связной монологической речи
младших школьников с задержкой психического развития, участников проекта,
являющихся обучающимися МБОУ СШ №65, МБОУ ССОШ № 53.

3) Подобрать естественно-научные тексты,
графические  схемы к ним, наглядный
дидактический материал, направленные на коррекцию связной монологической
младших школьников с ЗПР.

4) Апробировать составленные дидактические
материалы.

Предмет
исследования – содержание логопедической работы,
направленной на коррекцию связной монологической речи у младших школьников с
задержкой психического развития.

Аннотация
проекта

Исходя из целей и задач проекта, можно
выделить следующие вопросы для предпроектного исследования:

1. Изучить контингент обучающихся младших
классов с ЗПР на базе реализации проекта.

2. Проанализировать актуальность проблемы
нарушения связной монологической речи у младших школьников с ЗПР в
образовательной организации- базе реализации проекта .

3. Изучить современное состояние проблемы
нарушения связной монологической речи у младших школьников с задержкой
психической развития в психолого-педагогической и логопедической литературе

Механизм реализации проекта
в результате предпроектного исследования была сформулирована гипотеза об
эффективности использования графических схем, наглядного дидактического
материала для улучшения навыков пересказа естественно – научных текстов у
младших школьников с ЗПР.

Ожидаемые результаты:
улучшение качества пересказа у обучающихся участников проекта.

Структура исследования: работа
состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, 
задачи коррекционного  курса
логопедических занятий имеет  следующие
сходства с программными требованиями учебного предмета «Окружающий мир»:

— формирование и развитие различных видов устной речи
(разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения
знаний об окружающей действительности;

— обогащение и развитие словаря, уточнение значения
слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей;
развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи;

Исследуя 
контингент обучающихся  первых,
вторых, третьих классов с задержкой психического развития в образовательных
организациях – базе реализации проекта МБОУ СШ №65 мы пришли к следующим
выводам:

На подготовительном этапе мы провели работу  по 
анализу психологопедагогической, медицинской документации,
присутствовали на уроках «Чтение», «Окружающий мир» с  обучающимися первых, вторых, третьих классов,
бесед с педагогами, нами были получены следующие данные об обучающихся первого
«Е» класса,  второго «Е», третьего «Д»
классов:

В первом «З» классе обучаются 12 человек. Обучаются по
АООП для детей с задержкой психического развития (вариант 7.2.). 92% детей
обучается второй год в образовательной организации. Один человек пришел  из другой образовательной организации,
обучается первый год в этом классе. 70 % обучающихся имеют поведенческие
особенности. 100% обучающихся имеют нарушения речи. 84% обучающихся имеют
нарушения звукопроизношения. 100 % имеют нарушения связной речи, у 84%  есть трудности с построением логически
последовательного высказывания, 76% испытывают трудности с смысловой
целостностью и композиционной стройностью высказывания, у  84% есть ошибки в лексико – грамматическом
оформлении высказывания, 32% испытывают трудности в самостоятельном построении
высказываний.

100% обучающихся посещают занятия с логопедом в форме
индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Обучающиеся с особенностями
в поведении посещают занятия с психологом.

Во втором «Ж» классе обучаются 15 человек. Обучаются
по АООП для детей с задержкой психического развития (вариант 7.2). 88% детей
обучается второй год в образовательной организации. Два человека перешли с
другой образовательной организации, обучаются первый год в этом классе. 42 %
обучающихся имеют поведенческие особенности. 54% обучающихся имеют нарушения
речи. 36% обучающихся имеют нарушения звукопроизношения. 48 % имеют нарушения
связной речи, у 44%  есть трудности с
построением логически последовательного высказывания, 30% испытывают трудности
с смысловой целостностью и композиционной стройностью высказывания, у  24% есть ошибки в лексико – грамматическом
оформлении высказывания, 12% испытывают трудности в самостоятельном построении
высказываний.

54% обучающихся посещают занятия с логопедом в форме
индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Обучающиеся с особенностями
в поведении посещают занятия с психологом.

 В третьем «Е»
классе обучается 11 человек. Обучаются по программе АООП для детей с задержкой
психического развития (вариант 7.2). ). 75% детей обучается второй год в
образовательной организации. Два человека перешли с другой образовательной
организации, обучаются первый год в этом классе. 45 % обучающихся имеют
поведенческие особенности. 54% обучающихся имеют нарушения речи. 36%
обучающихся имеют нарушения звукопроизношения. 27% имеют нарушения связной
речи, у 36%  есть трудности с построением
логически последовательного высказывания, 36% испытывают трудности с смысловой
целостностью и композиционной стройностью высказывания, у  18% есть ошибки в лексико – грамматическом
оформлении высказывания, 10% испытывают трудности в самостоятельном построении
высказываний.

45% обучающихся посещают занятия с логопедом в форме
индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Обучающиеся с особенностями
в поведении посещают занятия с психологом.

Нами были проанализированы 20 речевых карт  обучающихся  первых, вторых, третьих  классов с задержкой психического развития. В
ходе анализа нами были получены следующие данные: у 82,5% были выявлены
нарушения связной речи. Из них у 42,9% не способны  пересказать небольшой художественный текст
полно, 6,5% не справились с составлением рассказа по серии сюжетных картинок,
29,6% испытывают трудности в ответе на вопросы по прослушанному тексту,
39%  испытывают трудности в удержании в
памяти смысла прослушанного текста.

Здесь должно
быть что-то про анализ потребностей учителей в развитии связной речи

Для того, чтобы проанализировать  актуальные проблемы  в работе с текстами у детей с ЗПР в
образовательных организациях – базе реализации проекта МБОУ СШ №65, мы создали
анкету для учителей. (Приложение B)

В анкете принимали участие 7 учителей начальных
классов, обучающих детей с ЗПР.
По результатам данного анкетирования мы выявили следующие трудности у младших
школьников с ЗПР в работе с текстом:

100% учителей отметили, что  их ученики испытывают трудности в работе с
текстом, из них  86% опрашиваемых
отметили, что их ученики испытывают трудности в пересказе, из них 93%
опрашиваемых отметили, что их ученики испытывают трудности в запоминании текста,
из них  93% учителей отметили, что их
ученики имеют сложности в понимании смысла текста. 79% опрашиваемых отметили,
что их ученики испытывают трудности в построении  связного высказывания. 86% учителей отметили,
что обучающиеся испытывают трудности в подборе слов  и 93% 
учителей отметили трудности грамматического конструирования
предложений. 100% учителей отметили необходимость работы по развитию связной
речи у обучающихся.

Тут  должен быть вывод или шо?
Я думаю, что нет, у девочек нет никаких выводов, тут он и так

Диагностический

Для уточнения данных, полученных нами на
подготовительном этапе нами были составлены методические материалы для
проведения логопедической работы направленной на развитие навыков пересказа,
развитие связно-монологической речи у младших школьников с задержкой
психического развития с помощью дидактического материала.

Нами был проведен качественный и количественный анализ
навыков пересказа.

1)У 30% обучающихся наблюдались логические и
последовательные  пересказы без помощи
взрослого, либо с небольшой помощью в виде наводящего вопроса, приближенные к
пересказам нормально развивающихся школьников.

2)У 55% обучающихся нарушено логическое построение
связного высказыания, застревание на второстепенных деталях, пропуск важных
деталей текста, неумение правильно передавать последовательность событий в
тексте.

3)У 60% обучающихся характеризовались малым объемом
пересказанного текста, отсутствием четкого замысла пересказа, неполнотой
раскрытия смысловой стороны текста.

4)У 45% обучающихся в связной речи встречаются ошибки
в виде падежных окончаний, неправильного выбора формы и времени глагола,
нарушения порядка слов в предложении.

5)20% детей отказались от выполнения данного задания,
т.к. дети не знали, что говорить, в других случаях дети ограничивались одной
фразой, при составлении пересказа дети не использовали свой опыт и знания.
Вместо пересказа они воспроизводили серию отдельных высказываний, связанных
случайными ассоциациями.

На основе результатов диагностического этапа нами были
сформированы три группы учащихся из 20 человек:

I
группа:
в эту группу вошли дети, которые отказались от выполнения данного задания, либо
вместо пересказа они воспроизводили серию отдельных высказываний, связанных
случайными ассоциациями.

II
группа: в эту группу вошли дети, которые характеризовались небольшим объёмом
реализации замысла высказывания, у которых встречаются аграмматизмы в виде
ошибок в падежных окончаниях, неправильного выбора формы и времени глаголов, у
которых наблюдается «застревание» на второстепенных деталях и пропуск важного
логического звена, наблюдались логические и последовательные пересказы с
помощью взрослого в виде наводящего вопроса.

III
группа:
в эту группу вошли дети, у которых наблюдались пересказы, приближающиеся к
пересказам нормально развивающихся школьников.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проекта «Методическое
обеспечение логопедических занятий по развитию навыков пересказа
естественно-научных текстов младших школьников с задержкой психического
развития»

1.1. Современное состояние проблемы нарушений связной монологической речи
у младших школьников с задержкой психического развития.

Формирование речевого высказывания в детском возрасте проходит длинный
путь. Факты показывают, что формирование речевого высказывания у ребенка
проходит несколько этапов от появления изолированных слов, а затем
изолированных самостоятельных фраз до сложного развернутого высказывания
[3,с.44].

Связная речь представляет собой
сложную форму речевой деятельности. Важнейшей характеристикой является умение
правильно и связно излагать свои мысли и чувства, способность передавать в речи
различные стороны окружающей действительности.

Связная речь представляет собой две
языковые формы — диалогическую, отличающуюся краткостью, преобладанием простых
предложений, и монологическую.

Связная монологическая речь – это связная речь одного лица,
которая является сложным видом речи и требует высокого уровня познавательной
деятельности ребенка. Монолог служит для
целенаправленной передачи информации.

Связная
монологическая речь, как объект исследования, изучается с разных сторон
представителями различных современных наук, таких как лингвистика,
психолингвистика, общая и возрастная психология, педагогика и так далее. В
связи с этим в научной литературе существует множество трактовок понятия
связной речи, рассмотрим ключевые из них.

С. Л.
Рубенштейн, занимаясь изучением связной речи с точки зрения психологии,
определял связную речь в своих работах, как всякую подлинную речь, передающую
мысль, желание говорящего, которая отражает в речевом плане все существенные
связи своего предметного содержания. Связность речи, по мнению автора, означает
адекватность речевого оформления мысли говорящего с точки зрения ее понятности
для слушателя , следовательно, связная речь – это речь, которая может быть
вполне понята на основе ее собственного предметного содержания , при этом нет
необходимости специально учитывать ситуацию, в которой она произносится
[16,с.438].

Выделяется ряд разновидностей устной монологической речи или «функционально-смысловые»
типы, в которых осуществляется монологическая речь: описание, повествование,
рассуждение.

Описание – это развернутая словесная
характеристика отдельных предметов, явлений, сравнительное изображение двух
предметов или одного в разных условиях, описание портрета, игры и т.п.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы