Другое Педагогика/Психология Логопедия

Другое на тему Логопедическая работа по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ
ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.. 7

1.1. Понятие «фонематический слух» и
«фонематическое восприятие». 7

1.2. Понятие фонетико-фонематического
недоразвития речи, специфика проявления нарушения. 24

Выводы по первой главе. 34

2.1. Организация и методика
проведения  констатирующего эксперимента. 36

2.2.Анализ результатов
констатирующего эксперимента. 45

ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКИМ  НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ.. 49

3.1. Коррекционно-развивающая
работа по результатам логопедического обследования. 49

3.2 Методические рекомендации по
реализации корреционно – развивающей работы по подготовке грамоте детей
старшего  дошкольного  возраста с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи. 53

Выводы по третьей главе. 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 57

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.. 60

  

Введение:

 

Поступление ребенка в школу — важный этап в жизни,
который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в школе необходимо
готовить. Важно, чтобы дети владели грамотной фразой, развернутой речью,
объемом знаний, умений, навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Группа ведущих ученых (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г.В.
Чиркина, А.В. Ястребова и др.) доказали, что существует прямая зависимость
между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой.
Установлено, что на эффективность обучения детей письму и чтению можно
рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к
речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его
словарном составе.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки
и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить
предложение и т.д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Правильная речь — один из показателей готовности ребенка
к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь
формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического
слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с
нарушениями письма и чтения) [9]

Фонематическим восприятием называется специальные
умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению
звуковой структуры слова.

Фонематический слух — это способность правильно слышать и
узнавать звуки. У детей формирование фонематического слуха происходит при
восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном
проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи
которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем [30].

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)— это
нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми
расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития
достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой
стороны речи и фонематического недоразвития [17].

В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой
процент выпускников речевых групп с ФФНР всё-таки имеют трудности в овладении
чтением и письмом. Но из опыта работы логопедов мы знаем, что большинству детей
при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед. В детские поликлиники
обращаются школьники с дисграфией, которые посещали группы с ФФНР. Поэтому
вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальной, и мне
кажется, что один из резервов — это более тесная связь между логопедом,
воспитателем и родителями.

На важность этой связи указывают авторы М.Ф. Фомичева,
Ю.Ф. Гаркуша, Т.А. Ткаченко [42,19,39]. Но использовать рекомендации на группе
с ФФНР можно частично, т.к. их работы направлены на преодоление общего
недоразвития речи.

Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в
дошкольном возрасте. Установлено, что пятый год жизни является оптимальным для
воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха и развития
ориентировочной деятельности ребенка в звуковом потоке. Как показывают
исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии правильно сформулированный
коррекционный процесс позволяет не только полностью устранить недостатки
формирования фонематических представлений, но и сформировать устно-речевую базу
для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период.

Воспитание речи у детей-дошкольников является необходимым
условием полноценного развития личности. Своевременное выявление детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного
обучения позволяют не только исправить первичный дефект, предупредить вторичный,
но и полностью подготовить их к обучению в школе [18].

Все эти вопросы требуют специального рассмотрения, что и
определило актуальность выбранной нами темы.

Объект исследования: готовность к обучению грамоте
старших дошкольников с фонетико-фонематических недоразвитием речи.

Предмет заместителями исследования: логопедической
процесс формирования звуков готовности к  обучению грамоте старших дошкольников с
фонетико-фонематическим  недоразвитием  речи.

В данной работе была
поставлена цель – провести логопедическую работу по формированию
фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. В
соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

Изучить научную и методическую литературу по теме
исследования.

Подобрать методики, которые будут способствовать
выявлению особенности детей с ФФНР

Разработать проект по развитию детей с ФФНР.

Практическая значимость заключается в том, что в работе
реализован практический подход по формированию  фонематического слуха и речи детей с ФФНР.

Этапы исследования:

1. Определение научных характеристик исследования и
подбор научной литературы по теме

2. Констатирующий эксперимент – обследование каждого
отдельно взятого ребенка. Проводится индивидуально, на основании речевой карты

3.  Подбор игр для
формирования фонематического слуха детей с ФФНР

4. Заключительный этап предполагал в себе обобщение
полученного результата.

Базой экспериментального исследования становится ГБУ ЦССВ
«Наш Дом» г Москвы. В исследовании приняли участие дошкольники 6-7 лет в
количестве 10 человек.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной работе было проведено
исследование фонематического восприятия у детей с ФФНР. В России накоплен
десятилетний опыт научного изучения проблемы нарушения языкового развития у
детей. Традиционно используется дифференцированный послойный анализ речевых и
языковых способностей детей. Внедрены эффективные модели и алгоритмы работы
логопеда с детьми, имеющими нарушения языкового развития. Доказана эффективность
применения этих моделей и алгоритмов на материале различных языковых групп.

ФФНР – это нарушение процессов
формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за
дефектов восприятия и произношения фонем. Неполная речевая деятельность
накладывает отпечаток на развитие сенсорной, интеллектуальной и
аффективно-волевой сферы. Существует заметная нестабильность различных типов
восприятия, снижение стабильности внимания и ограничение объема памяти. При
относительно консервативной семантической логической памяти эффективность
памяти страдает.

Детям трудно запомнить устные
инструкции из трех-четырех шагов и последовательность выполнения задания. Все
вышеперечисленное не исключает достаточно критического отношения детей к своим
способностям. В то же время связь между нарушениями речи и другими аспектами
психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Обладая
в целом полноценными предпосылками для овладения умственными операциями,
доступными для их возраста, дети могут демонстрировать медлительность и
определенный недостаток вербально-логического мышления. Без специальной
подготовки они вряд ли овладеют анализом и синтезом звука. Детям с ФФНР присуще
некоторое отставание в развитии двигательной сферы — неопределенность в
выполнении дозированных движений, снижение скорости, амплитуды, а также
ловкость их реализации.

Вторая глава содержала в себе
описание проведенного экспериментального исследования. Целью исследования
становится выявление структуры речевого дефекта у детей с ФФНР. База
исследования ГБУ ЦССВ «Наш Дом» г Москвы.

Планируемые
результаты логопедической работы с детьми:

Правильно произносить все звуки
речи,

Дифференцировать все заученные
звуки,

Называть последовательность
слогов и звуков в предложении,

Определять место заданного
звука в предложении, его роль в предложении,

Различать понятие звука и слога
на практике [1].

Обязательным условием работы
становится тесная взаимосвязь логопеда и родителя. Изученный материал должен
постоянно закрепляться в домашней работе. Совместная работа логопеда и
родителей будет способствовать развитию обучения грамоте.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ
ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ 1.1. Понятие «фонематический слух» и «фонематическое
восприятие» Под фонетико-фонематической стороной речи понимается
показатель общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным
нормам.

Под фонетической стороной речи понимается
произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного
аппарата.

А.Р. Лурия предложил
называть фонематические процессы «фонематическим слухом». В отечественной науке
сформировалось два подхода к пониманию фонематического слуха:
нейролингвистический и психолого-педагогический.

Согласно
нейролингвистическому подходу, который поддерживался А.Р. Лурией, А.Н.
Корневым, Л.С. Цветковой, Е.Д. Хомской, М.Е. Хватцевым, Р.Е.
Левиной и Т.А. Ткаченко [1, c. 3-8] фонематический слух заключается в
способности к различению фонем данного языка, поэтому выступает обязательной
основой для дальнейшего речевого восприятия. При этом если восприятие – это
действие, то слух – это способность к этому действию. В соответствии с
нейролингвистическим подходом понимание речи начинается со слухового
восприятия, затем проходит стадию декодирования и складывается в общую
смысловую схему сообщения, формирующуюся во внутренней речи.·Функция, при
которой пишущий, опираясь в процессе проговаривания на неправильное
произношение звуков, отражает свое дефектное произношение на письме.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы