Другое на тему Логопедическая работа по обучению рассказыванию для дошкольников с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………………………………….
Глава I. Современные представления о проблеме развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1.Сущность понятия «общее недоразвитие речи» ………………………………..
1.2.Особенности формирование у старших дошкольников с общим недоразвитием речи навыков рассказывания………………………………………
1.3.Логопедическая работа с детьми с ОНР………………………………………..
Выводы по 1 главе ………………………………………………………………….
Глава II. Методические рекомендации по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе рассказывания по сюжетной картинке
2.1. Анализ методик логопедической деятельности по исследованию нарушению лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи……………………………………………………………………..
2.2. Методы исследования нарушений лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………
2.3.План работы по коррекции нарушений лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………
Выводы по 2 главе…………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………………………….
Приложение…………………………………………………………………………………………….….
Введение:
Курсовая работа посвящена характеристике логопедической работы по обучению рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи.
Проблема исследования: Задержка речевого развития непосредственно влияет на формирование психики ребенка. У ребенка ухудшается выражение эмоций, медленнее идет развитие воображения и восприятия. Ребенок труднее понимает речь и то, что от него хотят, выражаемое жестами, ему трудно будет выразить свою мысль самому. Соответственно, тема курсовой работы очень актуальна, так как сейчас все большее число детей в современном обществе страдает недоразвитием речи .
Связная речь предполагает овладение обширным словарным запасом , усвоение языковых законов, а также норм языка, иными словами, овладение грамматическим строем речи, а также непосредственно практическое их применение, умение пользоваться уже усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно и понятно окружающим передавать готовый текст или же самостоятельно составлять связный текст.
Связная речь – это не просто последовательно связанные друг с другом мысли, которые выражаются точными словами, связная речь — законченное, оформленное композиционно и грамматически, эмоциональное и смысловое высказывание, которое состоит из ряда связанных логически между собой предложений.
Именно развитие связной речи является наиважнейшим условием успешного обучения ребенка в массовой общеобразовательной школе.
Цель исследования: выявить особенности логопедической работы по обучению рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности логопедической работы по обучению рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: логопедическая работа по обучению рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Указать сущность понятия «общее недоразвитие речи».
2.Выявит особенности формирование у старших дошкольников с общим недоразвитием речи навыков рассказывания.
3.Охарактеризовать особенности организации логопедической работы с детьми с ОНР.
4.Провести анализ методик логопедической деятельности по исследованию нарушению лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи.
5.Указть методы исследования нарушений лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и интернет — ресурсов.
Методологической основой исследования являются исследования современных авторов (Першина Е.А., Пенькова Г.А., Кашапов А.С., Морозова В.С., Хмелькова Е.В., Минаева Н.Г., Малахова А.А., Кочуева Н.Ю.), которые детально рассматривают специфику организации логопедической работы по обучению рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретической основой исследования являются взгляды таких исследователей, как Кашапов А.С., Кочуева Н.Ю., Малахова А.А., Минаева Н.Г., Морозова В.С., Пенькова Г.А., Першина Е.А., Хмелькова Е.В. и другие авторы.
Структура курсовой работы обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Анализ выбранной темы исследования позволяет сделать вывод о том, что:
1. Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени — ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.
Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.
Под общим недоразвитием речи (далее ОНР) принято понимать сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранном интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи.
2. Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка. Анализ развития речи детей дошкольного возраста с ОНР свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использования, неточности употребления слов.
Понятие «речевая деятельность» у авторов трактуется по-разному
Психолог Л. С. Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, т. е. превращения ее в слово.
По мнению А. А. Леонтьева, речевая деятельность — это некоторая абстракция, не соотносимая непосредственно с «классическими» видами деятельности (познавательной, игровой, учебной), не могущая быть сопоставленной с трудом или игрой. Она — в форме отдельных речевых действий — обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность как таковая имеет место лишь тогда, когда речь самоценна, когда лежащий в ее основе, побуждающий ее мотив не может быть удовлетворен другим способом, кроме речевого.
3. Обследование уровня сформированности навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи должно начинаться с предварительной беседы, целью которой является установление контакта с детьми и создание положительной мотивации для дальнейшей работы.
Обследование связной речи включает: составление рассказа по картинке, по серии картин; составление рассказа из личного опыта; пересказ.
Составление рассказа по картине и по серии картин предшествует вступительная беседа, в ходе которой выясняется, понятно ли ребенку содержание картины, уточняется значение отдельных слов. Затем дается ребенку небольшой план, по которым он должен составить рассказ.
Если ребенку предлагается составить рассказ по серии картин, то ведется наблюдение и за тем, как он их раскладывает (самостоятельно, после объяснения и показа, с помощью логопеда).
Навык связного рассказа выявляется путем пересказа доступного текста сказки, рассказа после чтения их и разбора содержания по вопросам.
4. Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной специальной педагогике. Ведущими из них являются: принцип опоры на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в период дошкольного детства в норме; овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений; осуществление тесной взаимосвязи в работе над различными сторонами речи — грамматическим строем, словарем, звукопроизношением др. Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с общедидактическими принципами. Существенными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются: коррекционное формирование у них нужных языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний; усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения; формирование речевой практики как основы практического усвоения элементарных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Современные представления о проблеме развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1.Сущность понятия «общее недоразвитие речи».
Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира [Асмаловская О.А., Борискина В.С., 2017, с. 394].
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени — ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.
Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.
Под общим недоразвитием речи (далее ОНР) принято понимать сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранном интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи.
При этом расстройстве отмечается позднее начало речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. ОНР имеет разную степень выраженности. Может наблюдаться как полное отсутствие словесных средств общения или весьма ограниченного их развития в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной, так и развитие речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Понятием «общее недоразвитие речи» объединяются внешне сходные, но по этиологии и механизмам различные формы речевой патологии, сочетание симптомов ОНР могут наблюдаться при дизартрии, ринолалии, заикании и всегда при алалии [Бабанова М.И., 2019, с. 405]. При разработке теоретических аспектов логопедии как раздела коррекционной педагогики, направления, и формы коррекционного воздействия для преодоления речевых нарушений было сформулировано два классификационных подхода: клинико-педагогический (М. Е. Хватцев, С. С. Ляпидевский) и психолого-педагогический (Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Т. Б. Филичева, Л. Ф. Спирова и др.). В работах С. С. Ляпидевского речевые нарушения рассматриваются с точки зрения клинического подхода. По мнению автора, в группе речевых расстройств имеются различные формы, которые характеризуются разнообразными проявлениями клинической симптоматики и неоднородными нарушениями структуры нарушения. Отмечая существование клинической классификации речевых нарушений наряду с педагогической, С. С. Ляпидевский указывает на то, что в ней предполагается учёт того, какой из речевых анализаторов нарушен, в каком отделе и в какой степени проявляются эти нарушения.
Иного подхода к пониманию недоразвития речи придерживается Р. Е. Левина. Изучая проявления недоразвития речи у детей, автор отмечает, что нарушения устной речи могут быть многообразны по проявлениям, затрагивать различные компоненты речевой системы. Когда они охватывают фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую системы, можно говорить об ОНР. Р. Е. Левина считает, что формирование представлений об ОНР связано с разграничением аномалий речевого развития у детей, с изучением генеза речевого нарушения, оценкой и дифференциацией симптоматики речевых нарушений.
Причиной возникновения ОНР могут быть: инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология натального (родового) периода (родовые травмы и патология в родах), заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др [Бобылёва Н.В., Верютина Л.И., 2017, с. 13].
Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией (лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей). Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.
Наиболее сложным и стойким вариантом является ОНР, обусловленное ранним поражением мозга, возникшее во время беременности, родов и первый год жизни ребенка.
Особенности развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с ОНР можно рассмотреть через уровни речевого развития, выделенные Р.Е.Левиной и Т.Б.Феличевой, которые отражают типичное состояние компонентов языка у этих детей. Причем первые два характеризуют глубокое недоразвитие речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя:
I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподрожаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами.
Например, «би-би» может означать самолет, самосвал, пароход.
У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий, причем они используются в самых разных значениях [Гаврилова А.И., Максимова А.Н., Токарева Д.Л., 2019, с. 176]. Дети широко пользуются паралингвистическими средствами общения — жестами, мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации.
II уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова.
Например, «лябока» вместо «яблоко».
Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура.
Например, наиболее типично сокращение количества слогов: «тевики» вместо «снеговики».
На втором уровне речевая активность у детей с ОНР возрастает, у них появляется фразовая речь, но фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи детей отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми явлениями окружающего мира, но не знают многих слов, означающих животных, их детенышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т. д. Характерным остается резко выраженный аграмматизм. Понимание обращенной речи остается неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.
III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети пользуются распространёнными предложениями, отмечается попытка употреблять сложносочинённые и сложноподчинённые конструкции [Галкина О.В., 2017, с. 50].
Лексика таких детей включает все части речи. Появляются первые навыки словообразования. Более устойчивым становится употребление наиболее простых грамматических форм, а также слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. В тоже время, на этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка.
В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов.
Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов к, в, из-под, из-за, между, через, над и т.п., в согласовании различных частей речи, построении предложений.
Звукопроизношение не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь.
Например, «мамой ездиля асьпак. а потом ходиля де летька, там звяна, потом асьпальки небили, потом посьли пак» вместо «С мамой ездила в зоопарк, а потом ходила, где клетка — там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк».
В настоящее время выделяют IV уровень (Т.Б. Филичева), который характеризуется нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи; отсутствием нарушений звукопроизношения, имеет место лишь недостаточно четкое различие звуков в речи [Гуренко В.В., 2022, с. 67]. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту».