Технологии обследования речи Другое Педагогика/Психология

Другое на тему Логопедическая диагностика условий семейного воспитания детей с нарушениями речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………. 3 1 Теоретические
аспекты проблемы логопедической диагностики условий семейного воспитания
детей с нарушениями речи……………………………. 5 1.1 Характеристика типов и структуры современной семьи………………. 5 1.2 Особенности речевого развития в
онтогенезе……………………….. 10 1.3 Психолого-педагогическое и логопедическое изучение семей,
воспитывающих ребенка с нарушением речи……………………………….. 15 2 Опытно-экспериментальная
работа по изучению условий семейного воспитания детей с нарушениями речи.……………………………………… 21 2.1 Организация и содержание опытно-экспериментальной работы….. 21 2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы….…………………. 26 Заключение…………………………………………………………………….. 33 Список использованных
источников…………………………………………. 35

  

Введение:

 

Речь,
во всем её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в
процессе которого она собственно и формируется.

Детская
речь – важнейший фактор развития ребенка, она является одновременно и
показателем, и необходимым условием для дальнейшего развития личности.

Важнейшей
предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание
эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания
активно участвовать в речевом общении, потому что общение – один из ближайших
факторов общего психического развития ребёнка. Оно было и остается важнейшим
условием развития речи. Особенно в дошкольном возрасте словарный запас ребёнка
постоянно увеличивается, но его качественное преобразование опосредованно
участием взрослых. Развитие речи детей в большей степени зависит от общего
социокультурного уровня его окружения, от социальных обстоятельств развития
ребёнка.

Всё
вышесказанное определяет актуальность обращения к проблеме полноценного
семейного общения взрослых с детьми, которое приводит к активному становлению
речевой функции и повышению коммуникативных характеристик ребёнка.

Изучением
проблемы детско-родительских взаимоотношений и влияния взрослых на речевое
развитие детей начали заниматься с 50-х годов XX в. (Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С.,
Запорожец А. В. и др.). Исследованиями выдающихся отечественных психологов
доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребёнка, а
потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей
психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза.

В
наше время итоги научных работ и материалы передового опыта в целом достаточно
полно освещают и решают теоретические, прикладные и практические вопросы, что
существенно помогает специалистам.

Цель работы заключается в изучении научно-теоретических
основ процесса логопедической диагностики условий семейного воспитания детей с
нарушениями речи.

Для
достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:

1)
проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2)
выявить эффективные методы логопедической диагностики условий семейного
воспитания детей с нарушениями речи;

3)
осуществить диагностику условий семейного воспитания ребенка с нарушениями речи. Объект исследования: процесс диагностики условий
семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Предмет исследования: наиболее эффективные методы
логопедической диагностики условий семейного воспитания детей с нарушениями
речи.

Гипотеза
исследования: для
полноценного речевого развития ребенка в семье должны складываться
благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся
детско-родительских отношений и заинтересованности родителей в речевом
воспитании ребенка.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической
литературы, синтез, обобщение, анкетирование, педагогический эксперимент.

Логика построения работы предусматривает введение, основную
часть, состоящую из двух разделов, в одном из которых три подраздела, в другом
– два, заключение и список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Цель работы заключается в изучении
научно-теоретических основ процесса логопедической диагностики условий
семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Для достижения поставленной цели был проведен анализ
специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и
проведена диагностика условий семейного воспитания ребенка с нарушениями речи.

Теоретическое исследование позволило изучить
проблемы особенностей семьи, воспитывающей ребенка с общим недоразвитием речи.
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его
развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения
ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического,
интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его
гармоничной личности.

Организация комплексного логопедического и
психолого-педагогического сопровождения семьи, в которой воспитывается ребенок
с нарушением речи, способствует оздоровлению и укреплению семьи, исправлению
сложившихся негативных установок воспитания у родителей, повышения их
психолого-педагогической компетентности. Следовательно, родители могут
эффективно помогать своим детям при преодолении речевых нарушений только при
активном взаимодействии со специалистами учреждения, в котором обучается
ребенок, а также участвуя в комплексном психолого-педагогическом сопровождении,
имеют возможность преодолевать свои негативные психологические состояния.

В результате диагностики условий выявить условия
семейного воспитания и личностные особенности детей с нарушениями речи было
выявлено, что в основном семьях сложились положительные условия для воспитания
и развития ребенка. Родители вмести со своими детьми организовывают различные
игры, преимущество отдается сюжетно-ролевым и настольным играм, также родители
читают с детьми, занимают изобразительной деятельности, стараются привлекать
своих детей к совместной деятельности по дому. Но при этом воспитанием ребенка
в основном занимаются мамы, иногда ребенок становится участником семейных
конфликтов. Также было выявлено, что дети часто бывают не заинтересованы в
контакте, не умеют ориентироваться в ситуации общения, особенно со
сверстниками, проявляют негативизм и вспыльчивость, это, в свою очередь,
отражается на характере взаимоотношения с семьей.

Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать
свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего
обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами
преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние
занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Освоив
специальные коррекционные приемы, родители используют их для проведения занятий
с ребенком в домашних условиях для коррекции личностных детско-родительских
взаимоотношений.

Работа учителя- логопеда с родителями детей
определена как обязательная и является составной частью программы обучения и
воспитания детей с нарушениями речевого развития.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические аспекты проблемы логопедической
диагностики условий семейного воспитания детей с нарушениями речи 1.1 Характеристика типов и структуры
современной семьи Родители
являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в детском возрасте
[15].

Влияние
родителей на развитие ребёнка, а в частности его речи, очень велико. Дети,
растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со
здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и
наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к
формированию различных психологических проблем, комплексов, нарушений. Для
маленького ребёнка семья – это первая социальная школа отношений с людьми и
персональная микросреда развития личности. В семье ребёнок получает
основы знаний об окружающем мире и переживает весь спектр социальных чувств
[16].

Будучи
ее членом, ребёнок вступает в определенные отношения с родителями, которые
могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие
этого ребёнок приобретает либо положительные, либо отрицательные личностные
качества.

В
связи с этим проблема влияния стилей семейного воспитания на всестороннее
развитие детей, в частности на развитие речи, становится актуальной.

Чем
же характеризуется состояние современной семьи? Социологи, педагоги, психологи
(Бестужев-Лада И. В., Мудрик А. В., Кон И. С.,
Маркова Т. А. и другие) отмечают, что современные семьи весьма
разнообразны, но наряду с этим выделяют тенденции.

Сегодня
преобладающий тип семьи – это простые нуклеарные семьи, состоящие из супругов с
детьми или без них. Таких семей 2/3 в структуре Российской Федерации. Второе по
численности место занимают неполные семьи – один из родителей с детьми.
Таких семей примерно 15%. Неполной семья может стать либо в результате развода,
либо в результате овдовения, либо при рождении ребенка у одинокой женщины. Если
в одной семье проживают три поколения: пара родоначальников (или один из них),
взрослые, дети и внуки, речь идет о расширенной (многопоколенной) семье.
Возможна комбинация семьи сложной и неполной [21].

Особое
значение имеет типология семей, сконцентрировавшая в себе информацию о
структуре власти в семье, о преимущественных семейных функциях мужчины и
женщины, о специфике внутрисемейного лидерства. В соответствии с данными
критериями выделяются следующие типы семей: традиционная патриархальная,
традиционная матриархальная, неопатриархальная, неоматриархальная и эгалитарная
[23].

В традиционной патриархальной семье муж является ее бесспорной главой,
ярко выражена зависимость жены от мужа, а детей от родителей. За мужчиной
закреплена роль хозяина, добытчика, кормильца. Мужской авторитет признается без
всяких вопросов или принимается под давлением. Господство отцовской власти
является неограниченным. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и
возраста: наиболее почитаемы пожилые люди, мужчины обладают большими правами,
чем женщины. Клановые интересы превалируют над индивидуальными. Поэтому такую
семью называют авторитарно-патриархальной.

Мужчина
вносит принципиальный вклад в материальное обеспечение семьи, распоряжается ее
финансово-экономическими ресурсами, определяет ее статус и круг общения,
принимает ответственные решения по важнейшим проблемам. Он разбирает
внутрисемейные споры и представляет семью вовне. Супруг освобождается от
выполнения домашних обязанностей. Жена либо является домохозяйкой, либо
зарабатывает очень мало. На ее плечи ложится организация нормального быта и
потребления, причем от нее требуется образцово вести хозяйство, создавать
уютную и комфортную обстановку в доме. В ее обязанности входит также присмотр
за детьми и их воспитание.

Примерно
до середины XX в. традиционные ценности сохраняли свое влияние как в Европе,
так и в Азии. Но процесс преобразования семьи в «умеренно патриархальную»
неуклонно набирал силу. В настоящее время в традиционных обществах семья
патриархальна, но постепенно наблюдается изменение – переход к равноправию
супругов, смещение фокуса с семьи как ячейки общества на индивида и его
потребности, что влечет часто распад семьи. Именно это происходит в России еще
с середины XX века.

Принятие
или неприятие патриархальной модели современниками во многом определяется снижением социальной и экономической
зависимости жены от мужа. При этом работающие женщины выполняют подавляющую
часть дел в домашнем хозяйстве и обеспечивают психологическую разгрузку мужа и
детей. Немецкий историк Зидер Р. пишет, что отношение жены к мужу все
еще носит служебный характер: «Как и прежде, удовлетворение объективных и
субъективных потребностей «главного добытчика» имеет абсолютный приоритет над
потребностями жены и детей. Патриархат вовсе еще не преодолен. В любом случае,
однако, патриархальные базовые отношения членов семьи, по сути своей
социально-экономические и определяемые культурной традицией, перекрываются все
более партнерскими формами обращения» [7, с. 256].

В традиционной матриархальной семье персональное главенство принадлежит
женщине. Матриархат, как и патриархат, существовал не у всех народов. Во все
времена мать играла исключительную роль в поддержании родственных связей.
Способность женщины к урегулированию межличностных отношений и использованию
косвенных методов влияния на окружающих помогает одерживать победу в борьбе за
власть. В отдельных семьях при формальном лидерстве мужчины в действительности
главенствующую позицию занимает женщина.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы