Теория государства и права Другое Юриспруденция

Другое на тему Критерии эффективного действия права

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Введение……………………………………………………………………………3
1. Понятие критериев эффективного
действия права, и категории оценки действия права
7
1.1. Понятие критерия эффективного действия
права
8
1.2. Основания оценки действия права
11
2. Общая оценка эффективного
действия права
16
2.1. Общая оценка эффективного действия
права
16
2.2. Степень соответствия права его
предназначению в конкретных исторических условия
24
2.3. Результативность действия современного права…………………………26
Заключение………………………………………………………………………36
Библиографический список………………………………………………………38

  

Введение:

 

Введение

Общей
характеристикой функционирующего права является эффективность его действия.
Эффективность определяется достижением цели правовой нормы в различных регулирующих
областях.

Актуальность
темы.

В
настоящий момент Россия проходит переходный этап своего исторического развития
от тоталитарного к демократическому. Это приводит к постоянно меняющемся
условиям жизни, что практически невозможно отрегулировать, а тем более
зафиксировать законодательно. К сожалению, многие правовые нормы, принимаемые в
современных условиях, не практике оказываются мало результативными и вызывают
разногласия в системе правоприменения. 
Недостаточность средств оптимизации процесса правоприменения для решения
насущных задач и неудачный опыт реформирования в различных областях жизни не
учитывается субъектами, призванными это оптимизировать. В российской правовой
науке до сих пор не выработано научно обоснованной теории и методологии для
решения проблем и повышения результативности применения права. Актуальным
остается вопрос создания теоретического фундамента для оптимизации норм права и
выработки практической системы, дающей ясное представление о средствах
реализации норм права. Особенно это актуально в условиях кризиса современной
России.

Научная новизна

Поскольку понятие эффективности права
или норм законодательства до сегодняшнего дня остается до конца не выработанным
и спорным, в настоящей работе проанализировано несколько взаимодополняющих
определений эффективности с учетом новых проблем российской действительности.
Определены критерии и условия эффективности, а также рассмотрены пути
увеличения эффективности правовых норм

Степень научной разработки темы

В научной литературе отмечается, что в
современный исторический период происходит неспособность справиться с
большинством социальных проблем, в том числе правового характера. Такое
положение обусловливает естественный интерес к познанию идеальной сферы жизни и
ее взаимодействия с нормативной системой общества. Взаимосвязь элементов
правовой системы, среди которых право, как регулятор норм законодательства, и
внутреннего мира человека, оказывают значительное влияние на эффективность
права в целом и конкретных норм законодательства.

Для российской юридической науки вопрос определения
эффективности действия права и правовых норм не является новым. Эта тема
исследовалась во второй половине XX в. Такими известными учеными, как А.Б.
Венгеров, В.В. Глазырин, Д.А. Керимов, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лапаева, В.И.
Никитинский, А.С. Пашков, И.С. Самощенко, С.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров, С.А.
Шлыков, и другие. Понятие эффективность права определялось как соотношение
между реально достигнутым результатом и целью, для достижения которой были
установлены соответствующие правовые нормы [1]. Помимо цели правового регулирования
как размера оценки его эффективности [2] учитывались и «побочные
обстоятельства» [3], положительные и отрицательные обстоятельства, влияющие на
действие правовых норм. Ряд ученых обращали внимание на социальную ценность
правовой нормы как критерий оценки эффективности действия последней [4].

Подход к эффективности как соотношению
цели и результата подвергся критике в работах А.С. Пашкова и Л.С. Явича. Они
отмечали, что, прежде всего неправильно любой эффект действия нормы смешивать с
ее социальной эффективностью, которая предполагает достижение объективно
необходимого и социально полезного результата. Этот результат может иметь место
только в том случае, когда сама цель нормы правильно отражает объективные
закономерности развития общества. Если цель нормы установлена неправильно, то
ее достижение не будет свидетельствовать о социальной эффективности действия
правовой нормы [5]

В современной российской юридической науке эффективность
права; и его норм обсуждается чаще не как самостоятельная проблема, а лишь
затрагивается в связи с проблемами повышения качества нормативных актов.

Проблема эффективности норма права в научной литературе
отличается как «высшая степень трудности» и является одной из основных в
российской юридической науке [6].

Термин «эффективность права» часто встречается в
юридической литературе и нормативных актах. Различные меры предписания,
относящиеся к повышению эффективности правового регулирования содержатся в
более, чем 2500 нормативных актах Российской Федерации. Однако, до сих пор нет
единого подхода к этому понятию [7].

Эффективность права определяется как действенность
инструмента права, способного производить необходимый эффект в общественной жизни
[8], достижения правовых целей в разных областях правовой регуляции [9],
способностью «оказывать влияние на общественные отношения в определенном
полезном для общества направлении» [10], а также способностью положительно
воздействовать на общественные отношения с наименьшими негативными
последствиями [11].

В большинстве литературных источников встречается
понимание эффективности норм права как достижение целей права, а также
соответствие целей законодательства с практически наступившими результатами [12].
Различные определения эффективности сильно затрудняют ее измерение, как
средства оценки действенности государства в области правового регулирования.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования работы служит
функция гарантии эффективного применения норм права и правового регулирования в
социальном и юридическом обеспечении общественной жизни.

Предметом исследования
является содержание, функции и действия различных юридических составляющих,
позволяющих увеличить эффективность применения права и взаимодействию их с
объективными обстоятельствами, предопределяющими результаты применения норм
права.

Методология исследования. В
работе использовались методы анализа, обобщения и сравнения.

Цели (соответствует объекту
и предмет) исследования и задачи Целью данной работы является выявление
критериев эффективности применения норм права, а также условий, при которых эти
критерии в дальнейшем могут использоваться для успешного влияния на применение
права.

Для достижения поставленной
цели поставлены такие задачи: выявить сущность понятия критериев эффективности
действия права, установить основания для оценки действия права, оценить степень
соответствия права его предназначению в конкретных исторических условиях,
сделать вывод о результативности действия современного права.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

В процессе
проведенных в настоящей курсовой работе исследований были выявлены и изучены
проблемы эффективного действия права, его критериев и получены следующие
результаты.

При большом разбросе
определений эффективности права, большинство авторов сходятся во мнении, что в
основе эффективности права лежит его социальная зависимость, то есть
соответствие нормативного регулирования ценностям, интересам и потребностям
людей, возникающих в процессе их общения. Также единым во всех научных
определениях является то, что эффективность права определяется как соотношение
фактического результата и его социальной целью. При этом нужно учитывать все
общественные затраты, необходимые для достижения цели.

 В
правотворчестве законодательная техника занимает важное место. От нее во многом
зависит степень совершенства и эффективность действия законодательства.
Выработка правил правотворческого формулирования нравственно-правовых оценочных
категорий на уровне доктрины и их законодательное закрепление положительно
скажется на юридически- техническом качестве законодательства.

Как высокоэффективный
и целесообразный регулятор общественных отношений право отражает в себе весь
накопленный опыт справедливого удовлетворения человеческих потребностей и
содержит возможности их обеспечения. В связи с этим у личности вырабатывается
правовая установка на юридически значимое поведение, то есть готовность
воспринимать и оценивать фактические обстоятельства с позиции права,
действовать в соответствии с правовой оценкой

Работа по укреплению
законности должна быть одним из основных направлений работы государственных
органов и общественных организаций. Соблюдение принципов как права в целом, так
и принципов правотворчества и правоприменения в деятельности государства по
созданию, упорядочению законодательства, возмещению недостатков в праве,
применения права в целом и его отдельных нормативных актов на федеральном и
региональном уровне должно быть неотъемлемой частью реализации законности на пути
построения демократического социального государства, высшая ценность которого —
соблюдение и защита прав и свобод человека.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Понятие
критериев эффективного действия права, и категории оценки действия права

Чтобы
оценить эффективность права, действующего в определенном обществе, нужно
понять, что она зависит от определенных субъективных и объективных факторов и
от результатов законодательства и целью правовой нормы. Поэтому чтобы правильно
оценить эффективность права, нужно определить эффективность содержания
конкретной нормы.

В
юридической литературе многие авторы думают, что эффективность права зависит от
свойств нормативного акта, степени правосознания и правовой культуры.
Эффективность закона повышается или снижается в зависимости от того, насколько
в правотворчестве и деятельности органов государственной власти в реализации
этой нормы учитываются ценности и социальные интересы.

1.1Понятие
критерия эффективного действия права

Уровни эффективности правовых норм
оцениваются критериями их эффективности.

Определяя
эффективность правотворчества, нужно выявлять критерии эффективности законотворчества
и его методов. Оценивается эффективность законов по согласованности его цели и
результата. Большое значение имеют здесь юридические средства, дающие
объективность процессу эффективности и оказывающие влияние на результативность
законов и нормативных актов. Таким образом, юридические средства — это
объективный элемент в реализации права.

Понятие
критериев эффективности и, соответственно, понятие права с его ролью в общественной
жизни, включает в себя три составляющих:

1. критерии позитивного понятия права;

2. критерии ценностного понятия права;

3. критерии содержательного понятия права.

В
первом случае критерием эффективности выступает концепция, согласно которой
государство принимает законы, исполняет и оценивает их эффективность. В этом
случае не учитывается роль личности и общества. Это основной подход.

Вторая
категория критериев базируется на законе, включающем естественные права и по
форме позитивно. Тут предполагается ценностная ориентация закона и,
соответственно, ценностное направление эффективности. Но, эта группа
окончательно не может решить проблему эффективности, потому что закон может
содержать ценность, но не реализоваться. Примером могут служить некоторые
положения Конституции РФ, степень реализации которых довольно низкая. Их нельзя
признать эффективными.

И,
наконец, в третью категорию критериев входит механизм исполнения законов. Все
эти критерии полно и точно определяют эффективность законов и нормативных
актов.

Характер
применения закона определяется методами эффективности. К ним относятся
рациональный институционный и иррациональный дискретный методы. Иррациональный
метод образования законодательной системы предполагает принятие указов,
правовых актов и норм правительства и различных ведомств, которые носят
дискретный, кратковременный характер, потому что были приняты с учетом
политической ситуации в определенное время. Степень эффективности законов резко
снижается при применении дискретных методов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы