Другое на тему Коррекция депрессивных состояний
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Обзор литературы. 4
Глава 2. Материал и методы
исследования. 15
2.1 Методы исследования. 15
2.2 Комплекс занятий,
направленный на коррекцию депрессивных состояний подростков посредством
арт-терапии. 16
Глава 3. Результаты и
обсуждение. 28
Выводы.. 37
Заключение. 39
Список использованных
источников. 42
Введение:
Эмоциональная сфера личности всегда являлась предметом
пристального внимания психологов. Изучением данной области занимались как
отечественные, так и зарубежные ученые, среди них можно отметить следующих: А.
Адлера, К.Э. Изарда, И.П. Павлова, Г. Селье, И.М. Сеченова, З. Фрейда, К. Юнга,
и др.).
Внешность, поступки, поведение во многом зависят от эмоций,
которые испытывает человек в данный момент времени. В ситуации обиды,
опасности, угрозы в эмоциональной сфере личности происходят изменения, что
является предпосылкой развития стрессовых реакций, а в последствии депрессии,
невротичности и тревожности.
В настоящее время именно депрессия является одним из
наиболее распространенных аффективных расстройств, а всемирная организация
здравоохранения (ВОЗ) сопоставляет депрессию с эпидемией, которая охватила все
человечество.
Депрессия происходит от латинского deprimo («давить»,
«подавить») — психическое расстройство, которое характеризуется «депрессивной
триадой»: утратой способности переживать радость и снижением настроения,
двигательной заторможенностью, нарушениями мышления (пессимистический взгляд на
происходящее, негативные суждения).
Депрессия – это многофакторное заболевание, протекает оно
при участии генетических, биологических и психосоциальных причин, последние
лежат в основе психотерапевтических методов лечения.
Среди биологических факторов, вызывающих депрессивные
состояния можно выделить следующие провоцирующие причины: биохимические
нарушения; нарушение циркадного типа секреции нейрогормона мелатонина,
нарушение суточного ритма расщепления кортизола; морфологические изменения,
протекающие в миндалине и фронтальной коре головного мозга.
Провоцирующими причинами генетических факторов в развитии
депрессий являются: отягощение наследственности по аффективной патологии;
наличие нейромедиаторной недостаточности и уязвимость к хронически стрессам.
Возникновению депрессии также могут предшествовать
социальные факторы: отрицательные жизненные события, которые могут носить либо
хронический, либо острый характер.
Еще одним фактором, имеющим отношение к возникновению
депрессивных состояний является наличие стремительных изменений, которые
затрагивают общественною жизнь: рост числа злоупотреблений психоактивными
веществами, переполненные города, распадающиеся семьи, и перемены, происходящие
в трудовой профессиональной деятельности. Эти изменения делают детей более
уязвимыми к воздействию психотравмирующих ситуаций вследствие потери таких
защитных факторов, как, например, поддержка семьи.
Цель исследования – проанализировать эффективность
арт-терапии при коррекции депрессивных состояний у подростков.
Задачи исследования:
— изучить теоретические аспекты депрессивных состояний;
— составить программу исследования;
— проанализировать результаты эксперимента.
Научная новизна: разработан комплекс занятий, включающий в
себя упражнения, игры, релаксацию, рефлексию, элементы цветотерапии,
направленный на коррекцию депрессивных состояний подростков посредством
арт-терапии.
Заключение:
Депрессия – это психическое расстройство, для которого
свойственна депрессивная триада, включающая в себя снижение настроения,
нарушения в мышлении (пессимистический взгляд на все вокруг происходящее,
утрату способности ощущать радость, негативные суждения), двигательную
заторможенность.
Депрессия сопровождается сниженной самооценкой, потерей
вкуса к жизни, а также интереса к привычной деятельности. В отдельных случаях
человек, испытывающий депрессивное состояние, начинает злоупотреблять
алкоголем, а также другими доступными психотропными веществами.
Депрессия, являясь психическим расстройством, проявляется
как патологический аффект. Само заболевание людьми и больными воспринимается,
как проявление лени и плохого характера, а также эгоизма и пессимизма. Следует
учитывать, что депрессивное состояние это не только плохое настроение, а
зачастую психосоматическое заболевание, требующее вмешательства со стороны специалистов.
Чем раньше установлен точный диагноз, а также начато лечение, тем более
вероятен успех в выздоровлении.
Проявления депрессии эффективно поддаются лечению, несмотря
на то, что заболевание очень распространено среди людей всех возрастов. По
статистике от депрессивных расстройств страдает 10 % людей достигших 40-ка
летнего возраста, две трети из них представительницы слабого пола — женщины.
Людей достигших 65 лет душевный недуг беспокоит в три раза чаще. Среди
подростков и детей 5% страдает от депрессивных состояний, а на юношеский
возраст приходится от 15 до 40% количества молодежи с большой частотой суицидов.
Для проведения экспериментального исследования была
использована методика определения уровня депрессивного состояния (В.А. Жмуров).
Данный опросник состоит 44 групп высказываний. Испытуемому
предлагалось выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того,
как он себя чувствует в последнее время.
По результатам диагностики на констатирующем этапе
депрессивные состояния присутствуют у восьми испытуемых экспериментальной
группы на разных уровнях, что соответствует 30,8% от общей группы испытуемых. В
контрольной же группе депрессивные состояния у шести испытуемых.
После реализации комплекса занятий, направленного на
коррекцию депрессивных состояний посредством арт-терапии с этой группой уровни
заметно снизились: минимальный – 23,1%, легкий – 7,7%, умеренный – 0%,
выраженный – 7,7%, глубокий – 0%, уровень состояния без депрессии повысился у
61,5% испытуемых.
В отличие от экспериментальной группы, у подростков
контрольной группы результаты немного изменились: состояние без депрессии
осталось у 53,8% испытуемых, минимальный же уровень стал 0%, легкий уровень –
23,1%, умеренный – 23,1%, выраженный и глубокий – 0%.
Таким образом, уровень депрессивных состояний подростков
экспериментальной группы снизился значительно. Немаловажную роль в этом сыграл
разработанный и проведенный комплекс занятий, направленный на коррекцию
депрессивных состояний подростков посредством арт-терапии, в котором
участвовали подростки экспериментальной группы. Следовательно, комплекс
занятий, направленный на коррекцию депрессивных состояний подростков
посредством арт-терапии способствует эффективной коррекции депрессивных
состояний подростков.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Обзор литературы
Под депрессией понимают психическое расстройство, которое
характеризуется патологическим снижением настроения с негативной,
пессимистической оценкой самого себя, своего положения в окружающей
действительности и своего будущего. Кроме этого, наблюдается такой феномен как
ангедония — это утрата чувства удовольствия от деятельности, которая раньше
приносила удовлетворение. Подавляющее большинство пациентов также отмечают
такое состояние как отсутствие сил, побуждений, прежней активности и
энергичности.
Основным критерием постановки диагноза «депрессия», по
данным МКБ-10, является наличие 5 или более из следующих симптомов на
протяжении последних двух недель (и больше): снижение массы тела; беспокойный
сон или сонливость (иногда бессонница ночью и сонливость днем); психомоторное
возбуждение или заторможенность; утомляемость; ощущение собственной ничтожности
или вины; снижение способности концентрации на свои мысли; повторяющиеся мысли
о смерти, суицидальные идеи (или попытки).
При наличии 1–2 из первых симптомов и до 4 следующих
симптомов будет диагностироваться «малая» депрессия. При наличии 2 первых
симптомов и 4 и более следующих (дополнительных) симптомов – «большая»
депрессия[1].
В настоящее время существуют несколько научных теорий
возникновения депрессий, которые раскрывают причины и механизмы формирования
депрессии. Так, например, генетическая теория предполагает наличие генетической
предрасположенности к данному психическому расстройству. Моноаминовая теория
связывает развитие депрессии с дисбалансом церебральных нейротрансмиттерных
систем, это в первую очередь серотониновой и норадреналиновой, на этом
основывается применение серотонинергическихи норадренергических препаратов в терапии
эмоциональных расстройств. Так же психологические теории объясняют формирование
депрессии с позиций различных психологических школ как реакцию конкретной
личности с индивидуальным жизненным опытом и представлениями об окружающем мире
на тот или иной стрессорный фактор.
Психоаналитическая теория предполагает, что депрессия
возникает при утрате значимого «другого» человека, который при этом для него
становится объектом любви и ненависти одновременно. Ненависть или гнев по
утерянному объекту в результате этого отрицается, что вызывает чувство вины,
невправленное на себя. Кроме этого, различные проблемы в межличностных
отношениях способствуют развитию сниженной самооценки, что приводит к
депрессивному состоянию[2]. [1] Кадыков, А. С.
Постинсультная депрессия. Взгляд невролога / А. С. Кадыков, Н. В. Шахпаронова,
Гришина. // Атмосфера. Нервные болезни. – 2019. – №4. – С. 41-42. [2] Калягин, В. А.
Логопсихология: учебное. пособие для студентов высших учебных заведений / В. А.
Калягин, В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. – М.: Академия, 2016. – 320 c.