Другое Педагогика/Психология Педагогика

Другое на тему Контроль как функция управления в ДОО

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……………
1.1. Общая характеристика контроля как функции управления в системе образования……………………………………………………….
1.2. Виды контроля в дошкольной образовательной организации…………………………………………………………………
1.3. Методы и формы контроля в дошкольной образовательной организации………………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……………..
2.1. Изучение практики реализации функции контроля в дошкольной образовательной организации………………………………
2.2. Рекомендации по реализации функции контроля в дошкольной образовательной организации………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 5…………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………………….. 3

6

6

14

21

31

31

43
48
51
56
57
58
59
60
61
ПРИЛОЖЕНИЕ 7……………………………………………………………… 62

  

Введение:

 

Система дошкольного образования за последние годы претерпела существенные изменения, которые, прежде всего, обусловлены введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Были пересмотрены его основы и приняты важные решения, расширяющие возможности и права педагогического коллектива. Перемены в социокультурной, политической, экономической и социальной области жизнедеятельности общества требуют кардинальных изменений в стиле и мышлении руководителей, в частности, управленческой деятельности руководителей дошкольных образовательных организаций.
Дошкольная образовательная организация на сегодняшний день рассматривается в качестве социально-педагогической комплексной системы. Дошкольная образовательная организация имеет ярко выраженную собственную специфику: содержание и виды коммуникативных и информационных процессов, структуру коллектива сотрудников и детского коллектива, цели деятельности.
Появилось много исследований, которые затрагивают актуальные вопросы контроля в управлении дошкольной образовательной организацией. Одним из наиболее актуальных вопросов считается исследование контроля как функции управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации.
В свою очередь управление является процессом, включающим в себя совокупность взаимосвязанных между собой непрерывных действий, которые являются функциями управления. В состав любой функции управления входит объединение взаимосвязанных действий. Из этого следует, что функции управления также характеризуются как процесс.
Реализуя управленческую функцию, руководитель ДОО способен обнаружить ошибки сотрудников. Реализуя функцию контроля, руководитель дошкольной образовательной организации оценивает достижение поставленных ранее целей.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что зарождение и становление функции контроля определяется социальным характером деятельности человека, необходимостью распределения труда. Потребность в контроле происходит от его ключевой задачи – производить мониторинг эффективность любой работы с учетом интересов общества. В следствие этого функция контроля занимает весомое место и в процессе образовательной работы ДОО. Осуществление функции контроля — непременная составная часть образовательной, организаторской деятельности руководителя дошкольной образовательной организации.
Следовательно, актуальность темы исследования состоит в реализации функции контроля в процессе образовательной деятельности дошкольной образовательной организации.
Объект исследования — процесс реализации функции контроля в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования — контроль как функция управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования — изучить теоретические основы и практику реализации функции контроля и разработать рекомендации по реализации в управленческой деятельности дошкольной образовательной организацией функции контроля.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи исследования:
— изучить общие основы функции контроля как управления в системе образования;
— выделить виды контроля в дошкольной образовательной организации;
— рассмотреть методы и формы организации контроля в дошкольной образовательной организации;
— провести анализ практики по реализации функции контроля в дошкольной образовательной организации.
База исследования — детский сад № 22 «Надежда» города Новоуральска Свердловской области.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Образовательная деятельность в дошкольной образовательной организации требует, чтобы ею управляли. Контроль в дошкольной образовательной организации — это система наблюдений и проверок соответствия воспитательно-образовательного процесса планам, приказам. Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении образовательной деятельности. Избегая контроль или осуществляя его не систематически, руководитель ДОО теряет возможность быстро вмешиваться в образовательную деятельность образовательной организации.
Для определения сущности контроля как функции управления в системе образования в первой главе нами были изучены определения понятия различными авторами. Таким образом, можно утверждать, что контроль в ДОО — это система наблюдений и проверок соответствия образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, программы развития, Устава ДОО, общегосударственным установкам, планам и приказам органов образования.
В результате проведенного анализа теоретических основ системы контроля в ДОО пришли к выводу, что в управлении дошкольной образовательной организации необходимо использовать все виды, формы и методы функции контроля.
Необходимо создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОО. Эффективность контроля зависит от правильного распределения обязанностей между работниками образовательной организации единых подходов и полной согласованности действий в руководстве ДОО. Правильно организованная система контроля позволяет управлять в полном объеме ДОО.
Проведенный во второй главе анализ реализации функции контроля в дошкольной образовательной организации показывает, что функция контроля является неотъемлемой частью управленческой деятельности дошкольной образовательной организации. Контроль в детском саду осуществляется за состоянием образовательной деятельности и за созданием условий для него. Таким образом, контроль является важнейшей составляющей процесса управления, который служит основанием для осуществления обратной связи, которая дает возможность руководителю прогнозировать пути развития ДОО, правильно устанавливать цели на будущее.
Целью исследования было изучить особенности реализации функции контроля при управлении дошкольной образовательной организацией.
Для этого во второй главе был проведен анализ видов, методов и форм контроля, реализуемых в дошкольной образовательной организации. Проанализировано наличие (отсутствие) системы контроля в дошкольной образовательной организации. Были разработаны рекомендации по реализации функции контроля в дошкольной образовательной организации.
Таким образом, функция контроля в работе руководителя ДОО имеет большое значение, так как осуществление функции контроля в управлении обеспечивает:
1. Адаптацию ДОО социальному окружению в результате отслеживания изменений во внешней среде, определение степени востребованности продукта деятельности ДОО.
2. Обратную связь в управлении, выявление степени реализации целей деятельности в результате мониторинга дел в ДОО.
3. Предотвращение сбоев, кризисов в работе, путем создания системы постоянного наблюдения за состоянием образовательной деятельности в ДОО.
4. Стимулирование деятельности педагогов и персонала, возможность их премирования по итогам контроля.

  

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Общая характеристика контроля
как функции управления в системе образования

Контроль — это важная и объективно необходима функция управления. Эффективность осуществления контроля приводит качество реальных и дальнейшее прогнозирование желаемых показателей развития учебного заведения, его учебно-воспитательного процесса, деятельности педагогического коллектива и всех систем заведения. Функция контроля позволяет держать в поле зрения важнейшие вопросы, своевременно реагировать на негативные явления и отклонения от нормы, находить неиспользованные резервы, поддерживать оптимальное трудовое напряжение в коллективе. Поэтому необходимо развивать и обновлять подходы, методы, формы контрольной деятельности в соответствии с требованиями демократизации и гуманизации управления современным учебным заведением.
О контроле и признании его необходимости для продуктивной работы говорили еще египтяне в 4000 до н. э. Использование письменных документов для контроля предложено вавилонским царем Хаммурапи в 1750 до н. э.
Необходимость контроля доказывал Платон, позже — Р. Аркрайт, Н. Макиавелли, А. Смит. В начале ХХ в. в первых научных трудах А. Файоля по теории управления речь идет о контроля, которую зачислены к основным видам деятельности менеджера. С этого началась концепцию процессного подхода к управлению.
Контроль — одна из операционных функций управления. Она подчинена, как и анализ, планирование, организация, регулирование, реализации основной цели управления:
— обеспечение стабильности, оптимальности функционирования учебного заведения;
— перевод его на более высокий качественный уровень.
В то же время контроль как самостоятельный вид деятельности имеет свои специфические цели. Он призван обеспечивать целенаправленность и стабильность деятельности учебного заведения и его педагогического коллектива через постоянное отслеживание стандартов, норм, решений, правил. Именно непонимание этого приводит к преувеличению значения контроля в системе управленческой деятельности и бюрократизации, или к его формализации и полной либерализации.
На современном этапе развития общества требования к осуществлению контроля за учебно-воспитательным процессом выросли. Администрация ДОО применяет научно-обоснованный подход к анализу педагогической деятельности педагогов, постоянно работает над усовершенствованием внутренне садового контроля, руководствуясь при этом следующими принципами:
— планомерности: в годовом плане раздел «руководство и контроль за учебно-воспитательным процессом», есть план внутренне садового контроля по месяцам, а также циклограмма посещение основных режимных моментов и занятий заведующей ДОО, воспитателя-методиста и медсестры;
— полноты: ему подчинены в полной мере все сферы жизнедеятельности дошкольного учреждения;
— обоснованности: проводится диагностическая работа (анкетирование педагогов, родителей), анализируется результативность учебно-воспитательного, знания, умения и навыки детей в соответствии с требованиями программ.
Основной формой руководства и контроля за учебно-воспитательным процессом в дошкольной образовательной организации является непосредственное наблюдение педагогического процесса в группах и предоставление воспитателям соответствующей помощи: установки по устранению определенных недостатков. Конкретная помощь воспитателям — это беседы, методические советы и рекомендации, посещение занятий педагогов.
Контролировать — значит не просто устанавливать, что сделано и что не сделано, а, изучая педагогический процесс и методы работы воспитателей мы направляем их работу, помогаем совершенствовать педагогическое мастерство.
Контроль направляем не только на выявление недостатков, навязывание мнений и позиций руководителя, а на глубокое изучение состояния образовательного процесса с целью его совершенствования, оказания своевременной помощи воспитателям. Мы не только изучаем результаты труда педагогов, а исследуем те методы и приемы которые они используют.
Основная цель контроля как функции управления — установить допустимые отклонения плановой деятельности от установленных стандартов. Задача контроля заключаются в обеспечении планового течения деятельности и достижения целей и прогнозируемых результатов, установлении соответствия стандартам качества деятельности и ее результатов, поддержке гарантированности выполнения решений, установление обратной связи в процессе коммуникаций во время деятельности, создании условий для повышения эффективной деятельности и конкурентоспособности организации.
Задачами контроля как функции управления являются [39, с. 8]:
1. Осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования.
2. Выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и приятие мер по их пресечению в пределах своей компетенции.
3. Анализ причин, которые лежат в основе нарушений, принятие мер их предотвращения.
4. Анализ и экспертная оценка эффективности результатов работы отдельных педагогов.
5. Инструктирование должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм, правил.
6. Изучение результатов педагогической деятельности, выявление отрицательных и положительных тенденций, разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространению педагогического опыта.
7. Анализ результатов реализации законодательства РФ и иных нормативных правовых актов в области образования с целью разработки предложений и рекомендаций для принятия мер по повышению эффективности применения этих актов на практике.
Контроль имеет важное значение для эффективного управления учебным заведением, а именно:
— диагностическое (сущность заключается в обеспечении информацией о состоянии учебного заведения и его отдельных подсистем);
— воспитательное (формирует ответственность за определенное звено работы и результаты деятельности);
— учебно-методическое (сущность заключается в предоставлении действенной помощи педагогам учебного заведения в поисках эффективных форм и методов обучения, воспитания и развития учащихся, в профессиональном росте учителей);
— стимулирующие (побуждает к продуктивной работе, самообразования, саморазвития, самоконтроля и самокорекции).
Контроль должен соответствовать основным принципам, которые делают его эффективность:
— стратегическая направленность (контроль должен отражать приоритеты развития учебного заведения);
— плановость и систематичность (дают возможность избежать чрезмерного контроля и, наоборот, предотвратить его отсутствия);
— своевременность (обеспечивается не скоростью или частотой проверок, а адекватным отражением объекта контроля во времени с помощью соответствующих измерений);
— гибкость (параметры контроля, играли ведущую роль в прошлом, сегодня уже могли потерять свою актуальность;
— система управления не может ограничиваться четким распределением сфер контроля, подборкой методов контроля. Она должна быть подвижной;
научность (предусматривает глубокую научную основу контрольной деятельности, полноту выводов и рекомендаций, высокий уровень компетентности проверяющего);
— объективность (по оценке и доброжелательность в отношении к субъектам проверки);
— адресность (информация о результатах контроля важна в условиях попадания ее к лицам, которые могут влиять на эти результаты);
— экономичность и рациональность (состоит в применении эффективных технологий и методов контроля); сочетание контроля с самоконтролем (создает условия для самосовершенствования, самокоррекции, самообучения);
— гласность (дает возможность демократизировать процедуру контроля и снять излишнюю напряженность из субъектов контроля).
Процедура контроля состоит из нескольких компонентов, которые позволяют упорядочить контрольную деятельность, сказывается прежде всего на ее эффективности: подготовка к контролю, организация контрольной деятельности, анализ и оценка результатов и коррекция.
Подготовка к контрольной деятельности впитывает такие элементы, как:
— постановка целей, задач, выбор объектов контроля; планирование контроля, разработка схемы (алгоритма) контрольной деятельности;
— актуализация (или разработка) стандартов (норм, решений, программ, правил), по которым проверять;
— выработка критериев и показателей их оценки;
— определение формы обобщения результатов контроля.
Система контроля в системе образования разделяется на внешний (государственный контроль качества образования) и внутренний контроль.
Во внешний контроль входит: лицензирование образовательной деятельности, надзор за соблюдением законодательства, исполнение государственного задания [2, с. 25].
Система внутреннего контроля позволяет: обеспечивать развитие дошкольной образовательной организации, раскрывать недочеты и преимущества педагогической работы, своевременно скорректировать, рассмотреть и спланировать финансово-хозяйственную, медицинскую и иные виды деятельности.
Появляется необходимость изменения контроля как функции управления дошкольной образовательной организацией, для которой, как замечает Л.М. Денякина, актуальным должно стать «…распределение ответственности, создание таких условий для деятельности педагога, обеспечение такого уровня мотивации, постановка его в такую ситуацию, которые предполагают выбор движения от рутинного в сторону творческого, новаторского отношения к собственной деятельности» [22, с. 78].
По сути, управление в сегодняшних условиях должно поддержать педагога без любого давления; помочь понять свою миссию, определить значение деятельности; приобрести навыки творческого и осмысленного труда. В таком случае, видоизменится и контроль над деятельностью педагога, контроль становится более гуманным и демократичным. Существенное место в управлении занимает самоконтроль. Такой подход вероятен в условиях демократизации процесса управления, в основании которого лежит корпоративный стиль управления.
Для того чтобы эффективно управлять образовательным процессом, необходимо иметь исчерпывающую информацию о ходе и результатах этого процесса. Среди источников информации важнейшим является контроль и педагогический анализ занятий, так как именно здесь руководители дошкольных образовательных организаций получают наиболее точные и достоверные данные о ходе образовательного процесса, на основании которых принимаются необходимые управленческие решения.
Одной из характеристик контроля как функции управления на современном этапе считается уход от традиционных форм организационного построения, в перестройке структур соответственно требованиям высокой оперативности решения вопросов в единой системе непрерывного образования [14, с. 96].
Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин определяют управление как «целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного итога (целей)» [53, с. 33].
Г.Д. Дылян анализирует управление как «конкретную функцию, свойственную организованным (целостным, сложным) системам, и как целеустремленное взаимодействие субъекта и объекта управления в целях поддержания системы в данном режиме функционирования и развития». Нужно заметить, что теория управления не дает однозначного ответа на вопрос — какие функции должны содержать управленческий цикл? Результатом такого положения считается отсутствие ясной классификации управленческих функций, разных вариантов моделей управленческого цикла, структурно-управленческих моделей управления [25, с.12].
Анализ, как главная составляющая управления, выступает сквозным управленческим действием, так же, как принятие решения и коммуникация. Прогнозирование, программирование и целеполагание входят в состав планирования [18, с. 17].
Процесс управления дошкольной образовательной организацией сводится к тому, что функции анализируются как сравнительно независимые виды деятельности [15, с. 8].
Контроль в ДОО проводится руководителем для:
— соблюдения законодательства Российской Федерации;
— осуществление принципов государственной политики в сфере образования;
— выполнения нормативных правовых актов, которые регламентируют деятельность дошкольной образовательной организации;
— защиты прав и свобод участников образовательного процесса;
— соблюдение конституционного права граждан на образование;
— соблюдения запросов осуществляемых в организации общеобразовательных программ;
— улучшения механизма управления свойством образования;
— роста результативности итогов образовательного процесса;
— формирования принципов автономности образовательного учреждения с одновременном ростом ответственности за конечный итог;
— проведения анализа и прогнозирования тенденций формирования образовательного процесса [5, с. 75].
Таким образом, функция контроля является важной функцией управления и служит средством осуществления обратных связей. Функция контроля входит как составной элемент в каждую функцию управления дошкольной образовательной организацией, что позволяет оперативно совершенствовать деятельность дошкольной образовательной организации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы