Другое на тему КонкурсМир дошкольника — первый опыт 2021
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
От автора. 2
ВВЕДЕНИЕ.. 5
1. АННОТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛИКБЕЗ
«ЯРКАЯ ПЛАНЕТА МЕДИА». 11
2. ПЛАНИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «ЯРКАЯ
ПЛАНЕТА МЕДИА». 16
3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.. 25
3.1. Опросник для воспитанников
средней группы «Гаджет, папа, мама, Я – современная семья». 25
3.2. Анкета-опросник для родителей
«Ответы без Интернета». 26
3.3. Информационный кейс «Мир ребенка
под влиянием медиа». 31
4. ТЕХНОЛОГИЯ ДРОБЛЕНОГО ТЕКСТА.. 39
5. ИНСТРУКЦИЯ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ И
ОФОРМЛЕНИЮ ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «МЕДИА-СВЕТОФОР». 40
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 41
Введение:
Актуальность
осмысления современного медиакоммуникационного контекста развития детей
дошкольного возраста связана с глобальными и локальными вызовами современного российского
общества, которые возникают на фоне постоянно происходящих социальных,
политических, экономических и гражданско-правовых преобразований и повышения
уровня требований к духовной, личностной и культурно-нравственной сферам
подрастающего поколения, как к психологически здоровой личности. В настоящее
время конструктивные и деконструктивные, парадоксальные и противоречивые
социокультурные изменения достаточно быстро накапливаются, что усиливает
эволюционный драматизм формирования личности с дошкольного возраста в условиях
постоянно развивающейся информационно-коммуникационной среды.
Формирование
и полноценное воспитание дошкольников осуществляется в коммуникации, в связи с
этим встает проблема осмысления многозначности педагогического воздействия на эти
процессы в условиях современной медиакультуры. Перспектива такого воздействия в
детских садах и учреждениях альтернативного типа имеет исключительное значение
для более глубокого понимания проблем роли медиабезопасности детей дошкольного
возраста.
Цифровизация
современного мира, как новый тренд общественного развития, пришедший на смену
информатизации и компьютеризации, «основан на цифровом представлении
информации», которое направлено на улучшение качества жизни в масштабах
мирового социально-экономического сообщества[1].
Особо
остро на повестке дня в научных исследованиях и практической деятельности
психологов в последнее время стоит вопрос медиабезопасности детей, в
особенности, их зависимость от гаджетов, что связано с повальным увлечением
родителей современных дошкольников виртуальным пространством: социальные сети,
Интернет-форумы, онлайн-игры и т.д. Особое внимание на проблему
медиабезопасности и последствий использования подрастающим поколением
информационно-коммуникационных технологий, в частности мобильных телефонов,
планшетов, обращает известный российский врач-психотерапевт
А. В. Курпатов. Общеизвестно, что человек состоит из тех химических
элементов, которые употребляет вместе с пищей. Идентично, как утверждает
А. В. Курпатов, происходит и с ментальной сферой человека[2]. В
настоящее время человечество переходит из цивилизации печатного текста и
системного мышления в пространство зрительных образов, где нет ни
аналитического мышления, ни системного.
С
нейрофизиологической точки зрения данные изменения просматриваются в системе
работы мозга на трех основных режимах:
—
активный – потребление информации, и за это отвечает центральная
исполнительская сеть. Она обеспечивает нам познавательную функцию;
—
мозг, который занят ориентацией в ситуации – включенность сети выявления
значимости. Эта сеть включается, когда мы сосредотачиваемся на выполнении
конкретной задачи;
—
дефолт система – наиболее важный режим мышления: просчитывание всех сторон
ситуации, считывание системного аспекта, возникновение самых эвристических
решений – инсайты[3].
Когда
человек рождается, его связи в мозге локальны. Для того, чтобы научится
концентрировать внимание, ориентироваться в ситуации, мыслить и находить
решения, необходимо 25 лет. В течение этого времени происходит программирование
мозга: дифференциация отдельных анатомических зон и укрепление режимных рабочих
систем.
Возникает
вопрос: в какой ситуации находится современное подрастающее поколение, которое
занимается программированием своего мозга в гиперинформационной среде? Как
развивается мыслительная система в виртуальной реальности? В своих
исследованиях Э. К. Чен, Д. Дж. Оутс, К. Чанг,
Т. Брэдли и др. раскрывают, что три системы работы мозга являются соперниками,
то есть, активизация первых двух систем мозга приводит к подавлению дефолт
системы, ответственной за мышление[4].
И наоборот, при подавлении первых двух систем дефолт система активизируется.
Наиболее опасно в развитии мыслительной деятельности ребенка – подавление
дефолт системы. Как показали исследования Ф. Фюреди, при постоянном неконтролируемом
потреблении ребенком старше трех лет смартфона, планшета или других цифровых
устройств с активизацией центральной исполнительской сети, как показали
результаты исследований Ф. Фюреди, прекращается поступление энергии в зону
дефолт системы[5].
Ученым акцентируется на том, что мышление подрастающего поколения, практически
постоянно находящегося в медиапространстве, в результате становится
стереотипным, шаблонным. Мыслительные процессы дефолт системы редко включаются
и, соответственно, личность не развивается.
По
данным исследований лаборатории Касперского за 2018 год, в среднем 40% детей в
США и России дети дошкольного возраста практически постоянно находятся онлайн,
то есть, по сути, постоянно потребляют информацию из Интернета и становятся
наиболее уязвимы для киберопасности[6].
Европейские родители более информированы и держат родительский контроль:
Германия – 9%, Франция – 7%. Аналогичное исследование было проведено лабораторией
Касперского о вовлеченности российских детей в мир гаджетов и соцсетей. В
результате учеными было выяснено, что «в подавляющем большинстве случаев дети в
России знакомятся с миром гаджетов в три года – именно в этом возрасте родители
чаще всего впервые дают малышу мобильное устройство. Спустя приблизительно два
года уже у половины детей есть свой смартфон или планшет[7].
Проведенное лабораторией в 2020 году онлайн-исследование среди родителей детей
дошкольного и школьного возраста (506 чел.) показало, что больше половины
респондентов (56%) иногда используют гаджеты, чтобы занять ребенка во время
поездки. Родители детей 3-6 лет используют гаджеты для развития и обучения
ребенка (90%). По ответам детей, доля те, кто не может обойтись без гаджетов
составляет около 82%. Почти у трети родителей возникали конфликты с детьми
из-за онлайн-жизни ребенка. На вопрос о том, что дети делают в Интернете или
гаджетах, был получен наибольший результат (70%), который указывал на просмотр
видеоконтентов (смешные видео, картинки, фото) и онлайн-игры (рис. 1): Рисунок 1. Данные
лаборатории Касперского «Активность детей онлайн: 2020»
Еще
одна проблема, которая возникает в результате цифровизации общества – это
проблема социального общения. На сегодняшний день известно, что эволюционно
дефолт система создана для простраивания социальных отношений между людьми в
социальной системе[8].
Появление айфонов в 2007 году привело к тому, что экранное время человека стало
составлять более 8 часов, в то время как общение «лицом к лицу» стало
составлять менее двух часов, что вызывает развитие болезни XXI века – «цифровой аутизм». Как
определяет А. В. Курпатов, «цифровой аутизм» – это состояние
человека, когда он не может поддерживать психологический контакт с другим
человеком вне зоны действия контента, то есть, «лицом к лицу». Аналогичное
понятие «цифровому аутизму» было выведено Мариусом Замфиром, который определил зависимость
детей до 2-х лет от телевизоров, компьютеров, планшетов и гаджетов как
«виртуальный аутизм», когда дети проводили более 5-ти часов в день возле
экранов. Ученым отмечается, что у таких детей обнаружены различные нарушения
речи, психомоторного развития, коммуникативных навыков и более серьезные
нарушения – это расстройства поведения, СДВГ и аутизм[9].
Указанные
проблемы на сегодняшний день поднимаются в научном мире на уровне
медиаобразования, как направления педагогики, непосредственно связанного с
медиапсихологией, антропологией, лингвистикой, медиафилософией и другими
науками, изучающими внутренний мир человека и его становление в социуме. Особую
роль медиаобразование уделяет вопросам влияния современного медиа контента на
сознание ребенка, его поведение, формирование новых ценностей. Медиаобразование,
как утверждает И. В. Жилавская, способно «наиболее эффективно
подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях»[10].
Именно от медиаобразовательных стратегий, моделей, методов и технологий зависит
эффективность воспитания ребенка и раскрытия его личности путем усвоения
медиа-информационной грамотности, как комплекса базовых компетенций,
необходимых для достижения личностных и социальных целей. Медиа-информационная
грамотность, подчеркивает И. В. Жилавская, охватывает практически все
сферы жизнедеятельности человека, включая самоопределение, интеллектуальный
ресурс личности и многое другое. Таким образом, переход к цифровому обществу
ведет к тому, что человечество теряет биологические навыки и способности к
обучению, от чего страдает образовательный процесс. Кроме того, изменение в
коммуникациях приводит к цифровому аутизму, к снижению эмоционального
интеллекта, приводит к увеличению цифровой зависимости.
Проведенный нами опрос среди
воспитанников средней группы детского сада подтвердил сказанное выше.
Результаты опроса показали, что большинство родителей воспитанников в основном
дома предпочитают находиться в онлайн-режиме, где проводят время в социальных
сетях, таких как Вконтакте, Instagram, Facebook, Twitter и др., предоставляя
ребенка самому себе. Так, на вопрос «Как часто твои папа и мама пользуются
телефоном?» большинство детей – восемнадцать из двадцати одного – ответили
«постоянно». Отвечая на вопрос «А что они там делают?», как правило, дети
отвечали, что мама «переписывается с подружками» или «фотографируется», а папа
«играет в игрушки» или смотрит кино/читает новости. Следовательно,
необходимо включать в жизнь детей дошкольного возраста и разъяснять родителям
правила цифровой гигиены, которые должны стать нормой жизни, и, наконец, для
того, чтобы дефолт система, которая отвечает за мышление, работала лучше,
необходимо обучать медиаграмотности, формируя высший уровень –
медиа-информационное мировоззрение. [1] Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и ее
влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и
риски // Власть и экономика. Управленческое консультирование. – №10, 2018. –
С. 46-63., С. 46. [2] Курпатов А. В. Чертоги разума. Убей в себе
идиота [Цифровая книга]. Изд-во Академия СМЫСЛА, 2018. Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/71569/readpart-chertogi-razuma-andrej-kurpatov [3] Raichle M. E., MacLeod A. M., Snyder A. Z.,
Powers W. J , Gusnard D. A. Proc Natl Acad Sci
SA. 2001; 98: 676–682. [4]
Ashley C. Chen. Causal interactions between fronto-parietal central
executive and default-mode networks in humans [Электронный ресурс]
/ Ashley C. Chen, Desmond J. Oathes, Catie Chang, Travis Bradley //
Proc Natl Acad Sci U S A. 2013 Dec 3; 110(49): 19944–19949.- Режим доступа: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3856839/ [5]
Frank Furedi, How The Internet and Social Media Are Changing,
Aspen Review, aspenininstitutece, org. N.p.
Web. Apr. 2014/ [6] «Лаборатория Касперского» выяснила, в каком возрасте дети
наиболее уязвимы для киберугроз. https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2018_kaspersky-safe-kids-report [7] Опрос: Взрослые и дети в
интернете: цифровая зависимость [Электронный ресурс] / Kids Safe Show: отцы и дети в интернете //
Официальный сайт лаборатории Касперского «Kids Safe Media». – Режим доступа: https://kids.kaspersky.ru/ [8]
Carla Ricci Hikikomori. Hikikomori: adolescenti in volontaria reclusione. Franco Angeli, 2008, P. 96. [9] Raichle M. E., MacLeod A. M., Snyder A. Z.,
Powers W. J , Gusnard D. A. Proc Natl Acad Sci
SA. 2001; 98: 676–682. [10] Жилавская И. В.
Медиаобразование молодежи: монография / И. В. Жилавская. – М.: РИЦ
МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. – 243 с., С. 22.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
1.
АННОТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛИКБЕЗ «ЯРКАЯ ПЛАНЕТА МЕДИА»
Обозначенная
проблема влияния медиапространства на личность и актуальность обеспечения
медиабезопасности детей дошкольного возраста, а также необходимость
педагогического воздействия в области медиаграмотности родителей обусловили
разработку и внедрение педагогического проекта «Родительский ликбез «Яркая планета Медиа».
Целевая аудитория:
родители воспитанников средней группы.
Участники проекта:
воспитатель средней группы, педагог-организатор детского сада «???», родители и
воспитанники средней группы детского сада «???».
Организаторы проекта:
воспитатель средней группы, педагог-организатор.
Вид проекта: операционально-информационный,
практико-ориентированный.
Тип проекта: мультидисциплинарный.
Цель проекта:
обучение участников проекта медиаграмотности и формирование умений и навыков
медиабезопасности у родителей воспитанников средней группы детского сада «???».
Задачи проекта:
1.
Провести обучение родителей воспитанников средней группы в области
медиаграмотности на тему «Мир ребенка под влиянием медиа».
2.
Сформировать у родителей осознанное восприятие роли медиапространства в
развитии ребенка в процессе проведения родительского собрания-симпозиума
«Информационное пространство: за и против».
3.
Разработать и реализовать совместно с родителями и воспитанниками средней
группы проект по теме «Яркая планета Медиа».
4.
Оформить результаты педагогического проекта «Родительский ликбез «Яркая планета
Медиа» в форме портфолио.
5.
Создать памятки для родителей «Мир детей в медиабезопасности».
Методы и формы проектной деятельности:
—
инновационные формы родительских собраний: консилиум и симпозиум;
—
анкетирование;
—
технология дробленого текста;
—
экспериментально-творческий проект;
—
индивидуально-групповая работа;
—
педагогические ситуации;
—
активные методы: дискуссия, коуч-сессия, брейн-ринг;
—
коллективные формы работы: круглый стол, оформление портфолио.
Гипотеза педагогического проекта: медиаграмотность
родителей является одним из факторов эффективности развития детей дошкольного
возраста в условиях активного медиапространства.
Предполагаемые результаты
педагогического проекта: в результате проведения цикла
мероприятий родители должны:
Знать:
—
условия создания медиабезопасной среды развития ребенка дошкольного возраста;
—
особенности влияния медиапространства на развитие ребенка дошкольного возраста;
—
способы нивелирования негативных последствий использования детьми гаджетов.
Уметь:
—
обеспечивать реализацию внутренних потенциальных возможностей ребенка в
процессе смыслообразующего целенаправленного использования гаджетов и
медиапространства;
—
использовать в процессе воспитания ребенка полученные во время педагогического
проекта знания;
—
создавать максимально комфортную среду обучения ребенка средствами
медиапространства.