Психология Другое Педагогика/Психология

Другое на тему Исследование состояния тревожности школьников, обучающихся в профильных классах.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление Введение. 3
1. Личностная тревожность как психологический феномен. 6
2. Исследование
тревожности у учеников старших профильных классов. 13
3. Рекомендации к
развитию стратегий совладения со стрессом старшеклассников на этапе подготовки
к ЕГЭ.. 16
Заключение. 19
Список литературы.. 20

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена
несколькими факторами. Специалисты отмечают и рост количества людей, которые
обращаются за психологической помощью с проблемой повышенной тревожности. Страх
и тревога не имеют возрастных границ, но, как правило, пики развития тревожных
состояний приходят на подростковый и юношеский возраст. В основе этого лежат
физиологические и социальные факторы.

В юношеском возрасте также приходится формирование
основных структур личности, Я-концепции, и этот процесс может носить
конфликтный и противоречивый характер. Внутри личностные конфликты становятся
источником повышенной тревожности, и тревожность в этом возрасте может
приобрести свойство устойчивой личностной черты.

На данный возрастной период приходится период
окончания средней школы и поступления в профессиональные учебные заведения.
Выпускные испытания, школьные результаты, а также ответственность за дальнейшее
профессиональное самоопределение являются сильными стрессогенными факторами.
Поступление и учеба на первом курсе также являются стрессовыми, как и любая
адаптация в новых условиях.

Сама тревога является защитным механизмом на
опасность, но когда она в избытке то она дезорганизует личность, приводит ее к
дисгармонии. Что же такое тревога эмоциональное состояние, беспокойство,
вызванное иногда неопределенным страхом, без какой-либо причины, либо имеющее
причину, предмет.

Во время тревоги или страха надпочечники
выделяют гормон норадреналин, который с одной стороны помогает человеку
сконцентрироваться на решении какой-либо задачи, мобилизовать свои силы,
«собраться» и действовать, а с другой стороны он приводит к разбалансировке
организма и заторможенности. В другом случае, произвольная тревога и страх
препятствуют и приводят к нестабильности личность, дезорганизуется и не в
состоянии нести ответственность за свои действия.

В
течение последних нескольких лет важным направлением довузовской подготовки
школьников стала организация профильных классов. Такой вариант обучения
представляет собой специфическую ситуацию развития учащихся, которая
заключается в том, что старшекласснику предоставляется возможность (и
выдвигается требование) активно включиться в процесс профессионализации,
совершенствоваться в одном направлении и в то же время обладать универсальными
знаниями, сильными личностными качествами, широким кругозором, разнообразными
интересами.

Для
обучающихся в этой ситуации свойственны частые стрессы, которые связаны с
освоением усложненной учебной программы, неопределенностью представлений о
требованиях учителей и норм поведения в коллективе нового класса.
Психологическое напряжение, если оно будет достаточно длительным, может
привести к дезадаптации, которая проявится в недисциплинированности,
невнимательности, отставании в учебе, внутреннем дискомфорте, соматических
симптомах, иногда – расстройствах личности.

В
этой связи актуален вопрос о необходимости изучения условий психологической
адаптации старшеклассников к профильному обучению.

Цель
исследования заключается в изучении психологической адаптации старшеклассников,
обучающихся в профильных классах, в частности, исследуется состояние
тревожности.

Гипотезой
данного исследования выступило предположение о значительной составляющей
тревожности в составе психологической устойчивости старшеклассников,
обучающихся в профильных классах.

Объектом
исследования является психологическое состояние обучающихся профильных классов,
предметом исследования – влияние тревожности на психологическую адаптацию
старшеклассников к обучению в профильных классах.

Для диагностики
психологической адаптации старшеклассников была выбрана шкала определения
тревожности Ч. Д. Спилберга — Ю. Л. Ханина, исследовалась как ситуативная, так
и личностная тревожность учащихся

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Под
стрессом в общей психологии понимается ряд защитных физиологических реакций,
которые возникают в организме животных и человека в качестве ответа на
воздействие различных неблагоприятных факторов. Стресс проявляется в двух
формах: положительной (эустресс) и отрицательный (дистресс).

Стрессоустойчивость
является совокупностью качеств, которые позволяют организму спокойным образом
перенести воздействие стрессоров, без отрицательных всплесков эмоций, которые
влияют на деятельность и на других и в том числе способны вызывать нарушения психики.

Далее
было проведено диагностическое исследование тревожности старших школьников
профильных медицинских классов. Для
выявления уровня личностной и ситуативной тревожности респондентам был
предъявлен тест Спилбергерга-Ханина. Результаты исследования показали, что у 10
человек (36%) был выявлен высокий уровень личностной тревожности,  у 18 человек (64%) – низкий уровень.  Ситуативная тревожность была выявлена на
высоком уровне у 13 человек (46%) респондентов.

Полученные
показатели личностной и ситуативной тревожности позволяют сделать вывод о том,
что достаточно высокий процент респондентов постоянно испытывает тревожность и
напряжение в межличностном взаимодействии.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Личностная тревожность
как психологический феномен З. Фрейд был одним из первых, кто
попытался пояснить природу тревоги. В соответствии с учением З. Фрейда
переживания, имевшие место в жизни человека (воспоминания или мысли, импульсы,
действия), мучительно болезненные или вызывающие сильную тревогу, вытесняются
из сознания, а те силы, которые привели к вытеснению случившегося из памяти,
мобилизуются, мешая их возобновлению в сознании [10].

Тут функционирует физиологический
механизм, близкий к механизму «охранительного» торможения, когда торможение при
сверхсильном возбуждении охраняет кору от ненужного перевозбуждения, и
собственно, поэтому резкие аффективные переживания, неприемлемые и мучительные
для субъекта, энергично тормозятся, «вытесняются» из сознания, забываются
субъектом [30].

Когда вытесненные идеи грозят вырваться на
осознанный уровень, они могут опять вызвать тревогу, и поэтому вновь
подавляются. В итоге человек ощущает бесконечный подсознательный конфликт. На
основании вытеснения решающую значимость имеет сильная тревога [10].

Тревога – это такое эмоциональное
состояние, которое подобно тому, что испытывает человек, когда подвергается
опасности извне, и ее назначением является предупреждение о наступающей угрозе,
с которой необходимо столкнуться или избежать ее. Тревога позволяет личности в
угрожающих ситуациях реагировать адаптивным способом [54].

Вытеснение можно анализировать как
исходный, первичный защитный механизм, избавляющий человека от мучительного для
него волнения. Однако довольно часто вытесненные побуждения и мысли не
получается удержать на подсознательном уровне, и совместно с ними наружу
пробивается и тревога, которая связана с ними. В результате этого начинают
работать разнообразные дополнительные защитные механизмы, функцией которых
является укрепление «плотины», которая тормозит запрещенные импульсы. Среди
таких: рационализация, замещение, проекция, реактивное образование, изоляция и
сублимация (интеллектуализация), регрессия [10].

Вытеснение зависит от присутствия угрозы
«Эго» (ключевая угроза самооценке), а не от простой угрозы или неприятности.
Дальнейшие исследования показали, что когда причина вытеснения (угроза «Эго»)
пропадает, то вытесненное содержание возвращается в сознание. В случае если
угроза устранена, то для материала, который вытеснен, делается безопасным
возврат на уровень осмысления [53].

Необходимо признать, что в данное время
нет крепкого эмпирического содействия утверждению З. Фрейда о том, что люди
применяют вытеснение для борьбы с неприятными или угрожающими переживаниями, и,
следовательно, апробировать отношение вытеснения с тревогой, раскрыть непростую
натуру тревоги и ее генезиса в рамках психоаналитического подхода не
представляется допустимым.

В своей индивидуальной теории личности А.
Адлер [45] рассматривал тревогу в качестве симптома невроза, а последний
понимал довольно обширно – как диагностически неоднозначный термин, который
охватывает многие нарушения поведения. «Невроз – это естественное, логическое
развитие индивидуума, сравнительно не активного, эгоцентрически стремящегося к
превосходству и поэтому имеющего задержку в развитии социального интереса, что
мы наблюдаем постоянно при наиболее пассивных, изнеженных стилях жизни» [54].

Люди больные неврозами – это те люди,
которые выбрали неверный стиль жизни в основном на основании того, что в раннем
детстве они или переносили физические муки, либо их слишком баловали и опекали,
либо их не принимали. В подобных обстоятельствах дети становятся повышенно
тревожными, беспокойными, не ощущают себя в безопасности и начинают формировать
стратегию психологической защиты, для того чтобы преодолеть чувство неполноценности.
В жизни больной неврозом постоянно чувствует угрозу самооценке, испытывает
ощущение неуверенности и повышенной восприимчивости [53].

В отличие от З. Фрейда К. Хорни не
полагала, что тревога является необходимой составной частью в психике человека.
В формируемой ею социокультурной теории личности этиология тревоги состоит в
отсутствии ощущения безопасности в межличностных отношениях. Все, что во
взаимоотношениях с родителями рушит чувство безопасности у ребенка, приводит к
базальной тревоге. Следовательно, происхождение невротического поведения
необходимо искать в нарушенных взаимоотношениях между родителем и ребенком.
Ребенок будет развиваться нормально, если он чувствует себя в безопасности, он
ощущает любовь и принятие себя. А если ребенок не чувствует себя в
безопасности, то у него формируется агрессивность к родителям, и эта
агрессивность, в конце концов, переизменившись в базальную тревогу, будет
обращена на каждого.

К. Хорни сравнивает страх и тревожность.
Страх – это реакция, пропорциональная наличной опасности, а тревога является
несоизмеримой реакцией на представляемую опасность. Тревога и страх
представляют собой адекватные реакции на представляемую опасность, однако в
случае страха опасность объективна, очевидна, а в случае тревоги она субъективна,
скрыта. Насыщенность тревоги соразмерна тому смыслу, который для данного
человека имеет данная ситуация [53].

В современной психологии
указывается на то, что среди психических состояний, являющихся предметом
научных исследований

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы