Методика обучения физике Другое Педагогика/Психология

Другое на тему Использование проектной деятельности на уроках физики для формирования творческого мышления у учащихся

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У
ШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 6

1.1 Теоретическая сущность процесса формирования у
школьников творческого мышления. 6

1.2  Цель, условия и
средства организации проектно-исследовательской деятельности школьников в
процессе образования. 12

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 20

2.1 Анализ педагогического опыта использования проектно-
исследовательской деятельности на уроках физики. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36

 

 

  

Введение:

 

Актуальность
темы.

Современный этап развития
обучения физике происходит в рамках национального проекта «Образование». Одним
из самых важных направлений является создание новых мест в общеобразовательных
организациях (продолжение реализации приоритетного проекта «Современная
образовательная среда для школьников»). Не менее важно направление целевой
модели вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей
в принятии решений по вопросам управления общеобразовательными организациями, в
т. ч. в обновлении образовательных программ, к концу 2024 г. Так же
хотелось бы обратить внимание на реализацию 
проекта «Билет в будущее», в котором не менее 900 тыс.
детей получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в
соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными
областями деятельности).

Актуальность
использования исследовательской и проектной деятельности в современном
образовании определяется их многоцелевой и многофункциональной направленностью,
а также возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе
которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми
компетенциями происходит многостороннее развитие личности.

Этот вопрос изучали А.В.
Леонтович, А.С. Савичев, П.С. Атаманчук, В.В. Давыдов [3], по их мнению,
основная идея реализации проектно-исследовательской деятельности в современном
образовании состоит в развитии познавательной активности обучающихся к
окружающему миру и к самому себе. Они считают, что так же важно использовать
потенциал научного исследования для реализации данного отношения в практической
проектно-исследовательской деятельности школьников на ступени основного
образования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ теоретических
психологических и педагогических исследований в области формирования творческих
способностей школьников свидетельствует о необходимости управляемого
педагогического процесса и указывает на условия целенаправленной выработки у
учащихся качеств личности, среди которых стоит прежде всего выделить: осознание
цели своей деятельности, освоение способов умственных действий, специальное
развитие репродуктивных, эвристических и исследовательских приемов умственной
деятельности, поэтапный характер формирования учебных умений и творческих
способностей.

Стратегия современного
образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения
учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал,
подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Эти позиции
соответствуют гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для
которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся. При
этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и
умения рассматриваются как средства их достижения.

Цель формирования
творческого мышления – способствовать развитию внутреннего мира личности,
возможность самореализации, развитие заинтересованности к изучаемому материалу
и способность демонстрации своих способностей во всех сферах жизни

Поисково — исследовательская
деятельность учащихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися
творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие
от практикума, существующие для иллюстрации тех или иных законов природы) и
которая предусматривает наличие основных этапов, характерных для исследования в
научной сфере, нормированная, исходя из принятых традиций: постановка проблемы,
изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и
практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и
обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно
в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет
подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью
исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Исследовательская
деятельность в своей организации основывается на принципах проектирования, где
исследовательский проект — движущая форма построения межличностного
взаимодействия исследователя и научного руководителя, в ходе которого
происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества. Образование,
таким образом, становится продуктивной, так как в результате реальный выход в
законченной и оформленной исследовательской работе.

Продукт, в этом случае,
имеет скорее не материальную, а интеллектуальную и личностную ценность,
становится значимым для самого создателя данного продукта (ученика). Кроме
того, исследовательский проект становится не только формой, средством и
принципом организации культурного взаимодействия, но и мотивом этой
деятельности.

Важно, чтобы система
исполнения поисково — исследовательских проектов базировалась не только на
оценке внешнего результата (итоговой работы), но и внутреннего — развития
исследовательской позиции, универсальных умений.

 

 

 

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У
ШКОЛЬНИКОВ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1 Теоретические основы и сущность процесса формирования у
школьников творческого мышления

Этот вопрос являлся
широко исследуемым С. Рубинштейном, С. Калмыковой, Л. Божович, Л. Ружин, Г. Абрамова,
Ф. Нащенко, Я. Коломинский, А. Скрипченко, Л. Долинской, З., которыми были
выявлены новые технологии формирования у школьников творческого мышления —
развивающее и проблемное обучение.

Значительный интерес
представляют мнения ученых относительно условий усвоения понятий учащимися и
успешного решения ими мыслительных задач, психологических основ обучения и
развития личности. Поскольку обучения и воспитания является, по сути,
руководством по индивидуальному становлению личности, а развитие человека происходит
вследствие целенаправленного, соответствующим образом организованного обучения,
когда можно говорить не только о механизме психического развития личности, но и
о средствах воздействия на нее, что позволяет моделировать педагогический
процесс. По мнению Л. Выготского, на учителя полагаются функции консультанта,
советчика, организатора и лидера познавательного процесса; ученик получает
структурированную и дозированную во времени учебную задачу, необходимые
средства для ее успешного решения и становится лично ответственным за ход и
результаты работы [4, с.233].

Именно в процессе такого
обучения могут эффективно формироваться творческие способности школьников, ведь
самостоятельное решение учебной задачи, выбор тех или иных средств ее решения,
чувство личной ответственности за результат помогают сформировать определенные
умения и навыки, которые будут использоваться впоследствии уже не в учебном
процессе, а в самостоятельной профессиональной деятельности.

Нам необходимо учитывать,
что любое развитие, в том числе и творческих способностей, происходит внезапно
и носит спонтанный характер, поэтому обучение идет вслед за развитием, и
учитель должен дождаться, пока ученик созреет для определенных умственных и
творческих действий. Ж. Пиаже отмечает: «Больше всего, что можно сделать — это
разделить непрерывное развитие на стадии, определяются определенными внешними
критериями» [13, с.196]. Но если умственные действия группируются и уровнем их
систематизации определяется уровень интеллекта, то возможно и влиять на
умственное развитие. Впрочем, не каждое обучение влечет такое развитие.

Так, Л. Выготский
обращает внимание на то, что развитие ребенка происходит в процессе его
специально организованного обучения и воспитания [4, 388]. Ученому удалось
открыть «зону ближайшего развития ребенка», показать роль педагогической помощи
и руководства в учебно-воспитательном процессе.

Важными также являются
психологические теории формирования у учащихся заданных знаний, умений и
навыков. По теории ассоциативности Ю. Самарина, объединение ассоциативных рядов
в системы знаменует собой формирование интеллекта и творчества, которое
происходит в результате аналитико-синтетической работы субъекта в процессе
познания. Разум, как система знаний (по К. Ушинского) и система действий (по Ж.
Пиаже), приобретает управляемости со стороны учителя, на что и указывал Л. С.
Выготский. Важно то, что это касается и опыта выполнения умственных действий
разного типа.

«Нахождение пути решения
задачи, — напоминает Г. Костюк, — облегчается в тех случаях, когда можно
подвести новую задачу под определенную категорию или тип старых известных задач
и воспользоваться ранее испытанных способов их решения» [8, с.128].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы