Другое Педагогика/Психология Педагогика

Другое на тему Использование исторического материала при обучении младших школьников решению задач на движение

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы обучения младших
школьников решению задач на движение с использованием исторического материала. 7

1.1. Обучение младших школьников решению задач на
движение. 7

1.2. Использование исторического материала при обучении
младших школьников математике. 18

1.3. Анализ УМК начальной школы.. 29

Глава 2. Изучение 
сформированности умения младших школьников решать задачи на движение. 31

Глава 3. Обучение младших школьников решению
задач  в 4 классе с использованием
исторического материала. 36

Заключение. 43

Библиографический список. 45

Приложение 1. 48

 



  

Введение:

 

 

Актуальность. Согласно
современным требованиям Федерального государственного стандарта начального
общего образования (ФГОС НОО) в образовательных учреждениях особая роль
отводится решению текстовых задач. В учебных программах имеется особый раздел,
который посвящается изучению решения текстовых задач, выработке у школьников
умений решать задачи разных видов.

Один из важных критериев выявления уровня математического
развития, глубины усвоения учебного материала – это умение младшего школьника
решать задачи. В частности, умение решать задачи на процесс движения
свидетельствует о понимании учеником взаимосвязи между тремя величинами: двумя
основными – расстояние, т.е. длина пути, время и третьей – производной
величиной скорость, которая определяется как расстояние, пройденное движущемся
объектом за единицу времени. Отсюда следуют способы нахождения значения одной
из трех величин по известным значениям двух остальных. Если ученик правильно
решает простые задачи с указанными величинами, то это свидетельствует о владении
обучающимся умением применять знание зависимости величин в конкретных жизненных
ситуациях, связанных с движением и описывать ситуацию языком математических
знаков.

Аналогично решение составных задач говорит об умении
анализировать характер движения одного или двух объектов: одновременное ли
движение, навстречу друг другу или в противоположных направлениях, или движение
двух объектов происходит друг за другом, выявлять данные и искомое,
устанавливая связи между ними, выполнять поиск пути решения задачи.

Достижение названных планируемых результатов обеспечивается
соответствующей организацией обучения младших школьников при решении задач на
процесс движения, которая состоит в том, чтобы младший школьник не просто
усваивал готовые знания, изложенные учителем, а «открывал» новые знания в
процессе своей собственной деятельности. Последняя направляется учителем
посредством постановки проблемных вопросов и создания проблемных ситуаций, а
также при применении к ученикам исторического материала.

Математика, в отличие от других предметов, имеет абстрактный
характер. Педагог работает с такими понятиями как число, мера, пространственные
формы, а учащимися они воспринимаются как «оторванные от жизни».

Так же стоит отметить, что в требованиях ФГОС значится такой
важный аспект, как «умение решать задачи», и способствует этому мотивация
обусловлена тем, что задачи на движение являются одними из самых сложных для
младшего школьника. Из-за данной сложности в понимании взаимосвязи трех
компонентов: скорости, времени и расстояния, – у школьников пропадает интерес к
решению задач на движение.

В учебной
математической литературе, в учебниках всегда уделялось внимание старинным
задачам различных народов и эпох, так как считалось, что элемент историзма
облегчает обучение, повышает познавательную активность. К историческому
материалу мы относим задачи с интересным содержанием или интересными способами
решения, математические игры и пр.

Проблему
использования исторического материала на уроках математики можно решать
различными способами, методами, приёмами, технологиями обучения. В нашей работе
мы будем затрагивать вопросы использования исторического материала на уроках
математики.

Задачи
являются средством развития логического мышления, показывают значение
математики в повседневной жизни, помогают детям использовать полученные знания
в практической деятельности.

Исторический
материал, используемый при обучении математике, – это исторические факты,
имеющие отношение к истории самой математики: древние меры и величины, открытия
ученых-математиков и другие темы, которые педагог может включать в процесс
обучения. Использование исторического материала усиливает творческую активность
учащихся и повышает мотивацию к решению задач на движение, что, в свою очередь,
может оказать положительное влияние на освоение взаимосвязи между величинами.

Теоретическая
база
исследования.
Исследованию исторического материала в процессе обучения решению задач на
движение в начальном курсе математики посвящены работы С.Е. Царевой, В.А.
Фролковой,
Ю.В. Трофименко, Ю.В.  Джепа,
Г.Ф. Суворовой, Л.Г. Петерсон и
др.

Цель
исследования – разработать и обосновать набор задач на движение с
использованием исторического материала и составить рекомендации по их
применению при обучении младших школьников.  

Объект: обучение младших школьников решению задач на
движение.

Предмет: условия использования исторического материала при
обучение младших школьников решению задач на движение.

Для
достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

                    
                    
изучение прочитанной литературы

                    
                    
проведение анализа учебно-методического комплекса, который
используется в младшей школе;

                    
                    
подготовка и сбор исторического материала при обучении решения
задач на движение;

                    
                    
ознакомление с особенностями обучения младших школьников решению
задач на движение;

                    
                    
разработка проекта

Методы исследования:

1.      Анализ литературы по данной проблеме,
учебников и работ учащихся.

2.      Наблюдение за учебным процессом.

3.      Обобщение опыта учителей по проблеме
исследования.

4.      Беседа с учащимися.

5.      Педагогический эксперимент.

6.      Качественный и количественный анализ
полученных результатов.

База
исследования: ГБОУ
«Школа № 482» Выборгского района города Санкт-Петербурга. Исследуемая группа
будет состоять из 24-х школьников 4 «А» класса и 24-х 4 «Б» класса.

Структура работы: работа состоит из
введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

 В заключении можно добавить, что программа начальной школы требует
от детей умения решать текстовые задачи, в частности задачи на движение. Каждый
ученик должен уметь кратко записать задачу, проиллюстрировать ее с помощью
рисунка или чертежа, объяснить последовательность каждого шага при ее решении и
проверить правильность решения.

Однако на практике эти требования выполняются не полностью, что приводит
к серьезным пробелам в знаниях учащихся. Одной из основных причин допуска
ошибок в решении текстовых задач является неправильная организация первичного
восприятия условия задачи и ее анализа, которые проводятся без опоры на
жизненную ситуацию, без ее предметного или графического изображения. Вот почему
так важен индивидуальный подход в процессе изучения задач на движение.

Главное на этом этапе для каждого ученика – понять задачу; понять – о чем
задача, что в ней известно и, что нужно узнать, как связаны между собой данные,
каковы отношения между данными и искомыми. Для этого необходимо с самого начала
ознакомления учеников с задачами на движение учить детей разбивать задачу на
смысловые части и рисовать ситуации, отраженные в ней (задаче).

Умение решать задачи на движение является одним из основных показателей
уровня математического развития младшего школьника, поэтому решение этих задач
является важной составляющей курса математики начальной школы. Работа по
формированию умения решать задачи начинается с первых дней обучения в школе.
Решить задачу – значит, раскрыть связи между данными и искомыми, отношения,
заданные условием задачи, на основе чего выбрать, а затем и выполнить одно или
несколько арифметических действий и ответить на вопрос задачи.

Итак, умение решать задачи на движение является одним из основных
показателей уровня математического развития детей, глубины усвоения ими
учебного материала. Применение исторического материала с помощью онлайн
ресурсов является весьма эффективным средством обучения решению задач на движение
и способствует включению в учебный процесс всех учащихся класса.

 



 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы обучения младших школьников
решению задач на движение с использованием исторического материала

1.1. Обучение младших школьников
решению задач на движение

 

Обучение ученика начальных классов решению задач – это важнейшее средство
формирования математических знаний, умений и навыков обучающегося. К тому же в
требованиях ФГОС значатся важные аспекты, которые требуют от учителя следующее:
добиться, чтобы каждый ученик вырос не только воспитанным, образованным и
здоровым, но и инициативным, думающим, способным на креативный подход в любом
деле, в том числе и в исследовательской деятельности.

В жизни все встречаются с таким понятием, как задача, она может быть
бытовой или профессиональной. Но в школьной программе существует вид задач,
который требует вычислительных действий. Задача – это сформулированный словами
вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий
[17].

В начальном курсе математике понятие «задача» обычно используется тогда,
когда речь идет об арифметических задачах. Они формируются в виде текста, в
котором находят отражение количественные отношения между реальными объектами.
Воистинова Г. Х. дает следующее определение текстовой задачи: «Текстовая
задача – это описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием
дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации,
установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или
определить вид этого отношения» [18]. Текстовые задачи одна из сложно изучаемых
тем для младшего школьника и не только. Разнообразие видов подобных задач,
наличие различных методов их решения, а также необходимость применения к их
решению логического мышления приводят к тому, что этот вид задач является
наиболее трудно воспринимаемым учащимися практически во всех классах средней
школы.

Исследование уже решенной
задачи является эффективным методическим приемом. Можно предлагать учащимся
решить задачу другим способом и сравнивать, какой способ более простой или
выгодный. Можно, как в приведенном примере, переформулировать условие задачи,
чтобы она решалась проще. Можно сравнивать решение нескольких задач и находить
в них общее и различное. Все это способствует формированию метапредметных
умений и развитию мышления учащихся [8, с. 114].

Понятие «задача» включает в
себя два вида деятельности. Один это процесс решения; второй — процесс
составления задач.

Эти процессы взаимообратные.
Им свойственен противоположный ход мыслей. Составление — это синтез,
объединение частей в единое целое. Решение задачи — это анализ, то есть
обратный процесс, разбивание целого на части. Рассмотрим приемы обучения
решению задач на движение. [34]

1. Математическая задача на
движение создается в результате конструирования реально предполагаемого
процесса, с целью решения проблемы бытового, производственного или социального
характера.

2. Эмпирический путь
возникновения задачи – это возникновение на основе наблюдений, анализа,
сравнения, вычислений, графических построений и т.п.

3. Между понятиями, и
свойствами задач на движение существуют взаимосвязи. Они используются для
составления задач. Задачи можно составлять эквивалентными, когда условие или
требование или то и другое равносильны. Можно составить задачу аналогичную по
сюжету, методу или используемым в ней приемам решения. Можно составить задачу,
обратную данной, и, как правило, не одну.

Е.П. Виноградова утверждает,
что формирование умений решать и составлять задачи приводит к развитию мышления
как логического, так и интуитивного, а также влияет на целостное развитие
личности, и на формирование психических процессов, таких как память,
воображение, воля, эмоции и т.д. [4]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы