Другое на тему Интеграция интеллектуальной собственности в студенческую среду с целью выделения знания как объекта управления и капитализации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ВУЗОВ: ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ 5
1.1 Сущность интеллектуальной собственности в образовательной и научной среде 5
1.2 Высшее образование и наука России на рынке интеллектуальной собственности 10
2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ 17
2.1 Проблемы управления интеллектуальной собственностью вузов 17
2.2 Решение проблем интеграции интеллектуальной собственностью вузов 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
В настоящее время вузы, как в мире, так и в России, играют существенную роль в развитии инновационной среды. В вузах сосредоточен значительный научно-технический потенциал в виде профессорско-преподавательского состава, который принимает активное участие в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Итогом большинства вузовских НИОКР является создание новых знаний и инноваций, так называемых служебных результатов интеллектуальной деятельности (РИД), формализованных в виде объектов интеллектуальной собственности (ОИС)
Проблема интеллектуальной собственности под влиянием научно-технического прогресса, глобализации и с развитием рыночных отношений в России стала приобретать особенно ощутимый характер. Растет роль и значение результатов интеллектуальной деятельности, идет процесс осознания ценности интеллектуального потенциала как определенного вида собственности. Для любого промышленного предприятия выгодный сбыт продукции на российских и зарубежных рынках полагает знание патентного законодательства, что позволит предотвратить конфликты в сфере интеллектуальной собственности при использовании патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Результаты интеллектуальной деятельности определяют экономический рост, социально-политическое положение, а также состояние науки страны.
В последние годы в России чрезвычайно острой стала проблема использования изобретений, перевода их в статус инноваций, новшеств, прогрессивных результатов творческой деятельности. Особую актуальность приобрело развитие инновационного менеджмента, т.к. приоритетность наукоемких отраслей промышленности требует наличия грамотных специалистов как в технической, так и в юридической и экономической областях.
Актуальность данной работы заключается в значимости индивидуальной собственности для наукоемких отраслей России. Так как любое производство сегодня практически невозможно без постоянно возрастающего использования интеллектуального труда.
Цель данной работы исследовать интеграцию интеллектуальной собственности в студенческую среду с целью выделения знания как объекта управления и капитализации.
Задачи работы:
— определить сущность интеллектуальной собственности в образовательной и научной среде;
— рассмотреть высшее образование и науку России на рынке интеллектуальной собственности;
— исследовать проблемы управления интеллектуальной собственностью вузов;
— определить решение проблем интеграции интеллектуальной собственности вузов.
Объект работы интеллектуальная собственность. Предмет работы является положение интеллектуальной собственности высшего образования в Российской Федерации
Методологической базой исследования послужили труды зарубежных и российских исследователей в сфере инновационной экономики, нематериальных активов и интеллектуальной собственности. Исследование проводилось с применением инструментов и методов статистического, сравнительного, ретроспективного и логического анализа. Статистической базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики РФ, обзоры статистики НИУ «Высшая школа экономики», отчёты Центра стратегических разработок, а также отчёты российских и зарубежных высших учебных заведений.
Заключение:
Интеллектуальная собственность как экономическая категория и мощный производственный ресурс (интеллектуальный капитал) — это прежде всего некое духовное, нематериальное благо, продукт интеллектуального творчества одного лица или группы единомышленников, а также интеллектуальный, профессиональный потенциал личности. С одной стороны, это своего рода капитал, способный приносить доход правообладателю, а с другой стороны — экономический фактор, обладающий достаточно обширным ресурсом как по качественно-количественным параметрам, так и по временным.
Проведенный в рамках данного исследования анализ ситуации, сложившейся в сфере управления интеллектуальной собственностью высшего учебного заведения, позволяет заключить, что проблемы, существующие в настоящее время в сфере использования и защиты исключительных прав вуза на результаты своей интеллектуальной деятельности, определяются целым комплексом факторов, а именно: сложностью экономической и правовой природы института «интеллектуальная собственность», недостатками действующего законодательства, а также отсутствием в России традиций управления интеллектуальной собственностью в целом. Последнее, в частности, находит выражение в том, что к настоящему времени далеко не все вузы прежде всего государственные) смогли найти адекватную модель использования своего интеллектуального потенциала в интересах повышения конкурентоспособности вуза, уменьшения его зависимости от бюджетного финансирования и получения дополнительных доходов.
Однако, как показало проведенное исследование, даже в сложных экономических и правовых условиях современной России высшие учебные заведения обладают потенциальной возможностью организовать систему управления интеллектуальной собственностью вуза таким образом, чтобы, во-первых, обнаружить ее общественную значимость, укрепить репутацию учебного заведения на рынке образовательных услуг, а, во-вторых, повысить коммерческую привлекательность результатов интеллектуального труда.
Представленное исследование общетеоретических и практических проблем управления интеллектуальной собственностью высшего учебного заведения в современной России позволяет, в частности, сделать следующие общие выводы:
1. Интеллектуальная собственность вуза как научно-образовательного комплекса представляет собой продукт интеллектуального творчества одного лица или группы единомышленников — сотрудников вуза, а также интеллектуальный, профессиональный потенциал вуза. С экономической точки зрения — это рыночный ресурс учебного заведения, способный обеспечить его финансовую независимость и стратегические преимущества на рынке образовательных услуг.
2. Система управления интеллектуальной собственностью высшего учебного заведения представляет собой комплекс мероприятий аналитического и оперативного характера, направленных на повышение экономической эффективности находящихся в распоряжении вуза объектов интеллектуальной собственности. С организационно-правовой точки зрения, такая система управления — это синтез соответствующей организационной структуры, разработанной вузом политики в сфере использования и защиты объектов интеллектуальной собственности, а также набора локальных нормативных актов, фиксирующих функции и полномочия отдельных звеньев управляющей системы в данной сфере.
3. Совокупность мероприятий по управлению интеллектуальной собственностью высшего учебного заведения образуют действия по: разработке политики вуза в сфере интеллектуальной собственности; формированию портфеля объектов интеллектуальной собственности; закреплению (оформлению) прав на объекты интеллектуальной собственности; учету интеллектуальной собственности; защите объектов интеллектуальной собственности от несанкционированного использования; оценке их стоимости; распоряжению интеллектуальной собственностью (ее продвижению, использованию).
Кроме того, анализ в сфере управления интеллектуальной собственностью позволяет изложить некоторые рекомендации и предложения по совершенствованию государственного управления в данной сфере. Так, одним из вариантов решения проблемы коммерческого использования результатов научной деятельности могло бы стать принятие соответствующих законодательных актов, направленных на защиту приоритета частной собственности на интеллектуальную продукцию, и, в частности, введение в российское гражданское законодательство такого понятия, как «инновация». Определение инновационного продукта (в частности, в сфере образования), а равно установление методики его оценки позволило бы решить актуальную задачу конвертирования результатов научной деятельности вуза в реальный рыночный продукт.
В целом же проведенное исследование показало, что в условиях рынка проблемы надлежащего оформления, распоряжения и защиты прав на интеллектуальная собственность являются весьма актуальными для любого учебного заведения. Решение вопросов управления интеллектуальной собственностью должно носить комплексный характер и предполагать целенаправленную деятельность вуза по выработке самостоятельной политики в сфере управления ИС, определению стратегических целей ее реализации, разработке соответствующей структуры управления объектами интеллектуальной собственности.
Фрагмент текста работы:
1.ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ВУЗОВ: ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ
1.1 Сущность интеллектуальной собственности в образовательной и научной среде
Образовательная сфера напрямую связана с такими услугами, как написание студенческих и научно-исследовательских работ, проведение всевозможных исследований экспериментов с целью оптимизации теоретических концепций и практических (прикладных) процессов, механизмов, облегчения жизни человечества. Притом каждый ново созданный продукт или услуга не всегда имеет вещественную форму или явный вид, но требует признания авторства и соблюдение защиты его прав.
По логике вещей, собственность – это конкретная вещь, предмет или определенный вид услуг, созданный конкретным человеком или руководимый им. Интеллектуальная собственность – это же услуга, продукт или проект, которой был создан конкретным человеком посредством генерирования идеи, мыслей и пр. Фактически интеллектуальная собственность – это нематериальный объект, полученный в результате умственной работы человека – идея, гипотеза, концепция, проходящая определённую стадию обработки: создание, проверка, внедрение и пр.
Таблица 1 – Объекты интеллектуальной собственности
Специфическими чертами интеллектуальной собственности в образовательной сфере являются:
• У каждого новосозданного продукта или услуги будет конкретный автор или целая группа авторов, кому изначально принадлежит триада прав: владение, распоряжение, пользование;
• Конечный результат может быть как материально ощутимым, так и нематериального характера: бумажный формат, цифровой или электронный вид, который в целом невозможно потрогать, но вполне посильно увидеть, ознакомиться на определенных условиях;
• Доступ к объектам интеллектуальной собственности определяет и устанавливает автор лично: публикует на открытых ресурсах или размещает в специализированных изданиях, взимает плату за пользование или предоставляет доступ на безвозмездной основе;
• В образовательной нише интеллектуальная собственность представлена в виде результатов НИР, методических рекомендаций, сборников научных трудов, научных статей, а также студенческих проектов – курсовые, дипломные работы, диссертации и монографии и пр.
Порядок использования и распоряжения интеллектуальной собственностью очерчиваются основными актами: закон «Об образовании», Гражданский кодекс РФ.
Любая литература (научная, художественная, студенческая учебная и пр.) – это объект интеллектуальной собственности. В процессе обучения студенты выполняют небольшие и глобальные (масштабные) исследования: от рефератов, докладов до научных статей, курсовых работ, ВКР и научных проектов. Притом все студенческие и научно-исследовательские работы основываются на определенных источниках – проектах предшественников, то есть на опыте и результатах ранее проведенных изысканий.
Студенты, сами того не подозревая, выполняют письменные работы и создают новые объекты интеллектуальной. Но при этом они будут уникальными и новоиспеченными только при соблюдении определенных условий:
• Обязательная проверка на плагиат покажет уникальность текста не менее 70-85% (в идеале чем выше уникальность текста, тем лучше), то есть важно, чтобы проведенное исследование было выполнено автором самостоятельно, основывалось на конкретных реальных данных;
• Доля цитирований и заимствований – минимальна и призвана «рассекретить» существенные моменты по теме исследования: описать суть методики, формулы, терминология, показать степень разработанности проблемы и ее решения и пр. При этом важно правильно оформить все заимствованные фрагменты (цитирование, прямая/косвенная речь, ссылки и сноски);
• Неправомерное копирование отсутствует, то есть на все задействованные первоисточники обязательно должна присутствовать ссылка в основной части проекта, а также он должен найти отражение в списке библиографии.
Если проект работа (книга, статья или иной письменный фрагмент изыскания) находится в открытом доступе, это не снимает обязанности автора нового НИР указывать первоисточник (данные создателя, ссылку на него и пр.). Использование чужих результатов и работ (мыслей, идеи) считается воровством и мошенничеством.
Любая интеллектуальная собственность в системе образования подопечна со стороны авторского права, которое возникает у автора на этапе генерирования идеи и дальнейшей ее проверке/оформлении. Официальное установление авторского права на реферат, курсовую или дипломную работу не требует обращения в специализированные органы для получения патента. Достаточно просто указать ФИО и данные исследователя: кто провел испытание/анализ и предложил решение рассматриваемой проблемы, на основе какой информации и пр.
Если же на фоне проведения изысканий была получена инновация, то здесь важно оформить ее в виде патента. Как правило, такие НИР носят трудоемкий и исследовательский характер, они выполняются выпускниками магистратуры, аспирантуры и оформляются в виде диссертаций, научных статей и пр.