Другое на тему Индексы устойчивого развития экономики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 Основные системы индикаторов устойчивого развития и их применение 5
1.1 Системы индикаторов устойчивого развития 5
1.2 Рейтинги устойчивого развития 9
1.3 Методы оценки устойчивого развития экономики 13
2 Индексы устойчивого развития в современном мире 16
2.1 Индикаторы устойчивого развития Российской Федерации как элемента качества жизни 16
2.2 Рейтинг стран мира по Индексу устойчивости общества 20
Заключение 24
Список используемых источников 26
Приложение А 30
Приложение Б 31
Приложение В 58
Приложение Г 62
Введение:
Индексами или индикаторами устойчивого развития называются выводимые из первичных данных показатели, позволяющие судить о текущем состоянии и об изменениях таких переменных, как экономические, социальные и экологические. Введение индексов устойчивого развития производится с целью оценивания ситуации или событий, для прогнозирования развития и для разработки решений поставленных проблем и задач [9].
В настоящее время не определены конкретные количественные критерии, по которым возможно определение степени устойчивости государств, отдельных регионов или определенных территорий, что определяет актуальность темы исследования.
На сегодняшний день можно выделить два подхода к построению индикаторов (в переводе с англ. index) устойчивого развития.
Первый подход основывается на построении системы индикаторов, характеризующих отдельные аспекты развития: экологические, социальные, экономические и другие аспекты развития.
Второй подход к построению индикаторов устойчивого развития основывается на построении агрегированных индексов, комплексно характеризующих развитие страны или региона. Но при этом основной трудностью агрегирования информации в индексы является определение без излишней субъективности весов исходных показателей без утраты их значимости.
Агрегированные индикаторы устойчивого развития подразделяются на социально-экономические, эколого-экономические, социально-экологические и эколого-социо-экономические группы [9].
Целью исследования является изучение индексов устойчивого развития экономики. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть существующую систему индикаторов устойчивого развития;
– рассмотреть региональные аспекты индикаторов устойчивого развития;
– определить индикаторы устойчивого развития России;
– проанализировать рейтинг стран мира по индексу устойчивости общества.
В качестве объекта исследования выступает развитие экономики, а предметом исследования являются индикаторы устойчивого развития.
Теоретической основой исследования послужили нормативные и законодательные акты, отечественная и зарубежная литература, периодические издания в области экономики.
В ходе выполнения исследования были использованы различные источники информации, такие как нормативно-правовые акты, монографии, учебная литература, а также публикации в периодических изданиях и интернет-ресурсы.
Степень изученности проблемы. Вопросам построения системы индикаторов уделяют внимание многие экономисты, среди которых можно выделить работы Е. В. Корчагиной, В. А. Баринова, С. Н. Бобылева, П. А. Макеенко, М. М. Рожкова, Н. П. Тарасова, Е. Б. Кручина и других авторов.
Обработка информации производилось с использованием таких методов исследования, как системный подход, синтез, вертикальный и горизонтальный анализ, индексный анализ, метод сравнений и других методов.
Заключение:
Выделяются два подхода к построению индикаторов устойчивого развития – основанный на построении системы индикаторов, характеризующих отдельные аспекты развития: экологические, социальные, экономические и другие аспекты развития; и основанный на построении агрегированных индексов, комплексно характеризующих развитие страны или региона. Но при этом основной трудностью агрегирования информации в индексы является определение без излишней субъективности весов исходных показателей без утраты их значимости.
Наиболее распространённым является подход к построению индикаторов устойчивого развития, основанный на формировании системы показателей устойчивого развития.
Система индикаторов используется при оценке устойчивого развития в методике «Цели развития тысячелетия» ООН, методологии Комиссии ООН по устойчивому развитию, системе показателей ОЭСР, экологических счетах Европейского сообщества, показателях нагрузки на природную среду Статистического бюро Европейского Союза, методике «Индикаторы мирового развития» Всемирного банка и других методиках.
В Российской Федерации цели устойчивого развития в настоящее время интегрируются в политику государства, что выражается во включении в стратегические и программные документы отдельных целей и задач в логике устойчивого развития, а также включении показателей, отражающих степень их достижения, и формировании системы статистического учета показателей устойчивого развития.
Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1]. Благодаря социальной направленности политики Россия достигает значительных успехов в осуществлении проводимой политики по обеспечению доступа населения к социально-экономической, политической и другим сферам жизни.
В России происходит развитие цифровых технологий позволяет расширить доступность телемедицины, электронного образования, возможности по трудоустройству, в том числе удаленно. При этом цифровые технологии оказывают влияние не только на социальное направление, но и на сферы экономики и экологии. Например, перевод государственных услуг в электронный вид упростил процесс подключения бизнеса к электрическим сетям, а перевод государственных услуг для населения в электронный вид на базе портала «Госуслуги» позволил по итогам 2019 года через портал оказать 152 млн услуг, что в 2,5 раза больше показателя 2018 года, при этом отмечается рост удовлетворенности гражданами качеством госуслуг с 75,5 % в 2012 году до 90 % в 2018 году.
Важнейшим событием 2019 года стало принятие Российской Федерацией Парижского соглашения в рамках глобальных усилий по борьбе с изменением климата. Полноценное участие России в Парижском соглашении в дополнение к уже действующим международным механизмам в перспективе может оказаться дополнительным катализатором снижения углеродоемкости и повышения энергетической эффективности российской экономики, что поспособствует достижению Целей мирового устойчивого развития.
В 2020 году Россия для достижения выполнения международных обязательств по климату посредством значительного сокращения потребления сверхпарниковых газов приняла Кигалийскую поправку к Монреальскому протоколу.
Фрагмент текста работы:
1 Основные системы индикаторов устойчивого развития и их применение
1.1 Системы индикаторов устойчивого развития
Система эко-индикаторов устойчивого развития Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) получила широкое признание в последнее время и состоит из следующих индикаторов:
– экологические показатели оценки эффективности деятельности по охране окружающей среды;
– отраслевые показатели обеспечения интеграции в отраслевую политику природоохранных вопросов;
– показатели по данным природоохранной отчетности в целях включения важнейших природоохранных вопросов в текущую отраслевую политику и в целях обеспечения рационального использования природных ресурсов.
Система индикаторов устойчивого развития, разработанная ОЭСР, определяет взаимосвязь экономики и защиты окружающей среды выявляя экономико-экологические и социально-экологические взаимосвязи [10, с. 45].
Система индикаторов устойчивого развития, разработанная ОЭСР, представляет собой следующую модель «давление» → «состояние» → «реакция», сокращённо «ДСР», которая интерпретируется следующим образом (рис. 1) [11]:
– деятельность человека оказывает «давление» на окружающую среду изменяя количество и качество имеющихся природных ресурсов, которые являются «состоянием»;
– изменения природных ресурсов человеком приводит к реакции общества в виде изменений общественного сознании и поведения, редактирования государственной политики, что является «реакцией на давление» [16, с. 211].
Системная диаграмма
Производство и потребление Давление
Реакция
Состояние (качество) окружающей среды
Использование природного потенциала Исполнение окружающей средой своих функций
Благоденствие
Сохранение природного потенциала
Социо-политическая система Социо-экономическая система Природа
Рисунок 1 – Схема модели «давление-состояние-реакция»
Одной из наиболее полных по охвату систем индикаторов устойчивого развития является система, разработанная Комиссией ООН по устойчивому развитию – Система индикаторов КУР ООН [33]. Система индикаторов устойчивого развития Комиссии по устойчивому развитию ООН включает следующие группы показателей:
– социальные аспекты устойчивого развития;
– экономические аспекты устойчивого развития;
– экологические аспекты устойчивого развития, в том числе характеристики воды, почв, атмосферы и прочих природных ресурсов, характеристики отходов;
– институциональные аспекты устойчивого развития, включающие в себя индикаторы программирования и планирования политики, научно-технические разработки, информационное обеспечение, международные правовые инструменты [6, с. 95].
Система индикаторов устойчивого развития Комиссии по устойчивому развитию ООН требует определенных преобразований и должна приспосабливаться к конкретным условиям и расширяться для анализа отдельных стран [15,с. 319].
Выделяются следующие категории индикаторов с учетом их целевой направленности:
– характеризующие человеческую деятельность, процессы и характеристики, которые влияют на устойчивое развитие: индикаторы – движущая сила;
– характеризующие текущее состояние различных аспектов устойчивого развития: индикаторы состояния;
– позволяющие осуществлять политический или какой-либо другой способ реагирования для изменения текущего состояния: индикаторы реагирования.
Таблица индикаторов, принятых на период до 2030 года, представлена в приложении Б [24].
Следующей рассмотрим систему индикаторов для улучшения управления природопользованием в Центральной Америке, которая разработана для улучшения управления природопользованием в регионе Центральная Америка.
Система индикаторов для улучшения управления природопользованием в Центральной Америке разработана совместно Всемирным банком, Программой ООН по окружающей среде и Международным Центром тропического сельского хозяйства.