Другое на тему Игры(дидактические) как средство коррекционно-педагогической работы с заикающимися дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. |
3 |
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ |
6 |
1.1. Особенности развития интонационной стороны речи детей |
6 |
1.2. Особенности развития интонационной стороны речи детей дошкольного возраста с заиканием………………………………………… |
12
|
1.3. Использование дидактических игр в коррекционно-логопедической |
19 |
1.4. Обзор методик по коррекции заикания Выводы по I главе…………………………………………………………… |
27 37 |
ГЛАВА II. |
39 |
2.1. Организация и методы исследования………………………………… |
39 |
Выводы по II главе……………………………………..…………………… |
50 |
ГЛАВА III. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ |
51 |
3.1. Организация |
51 |
3.2. Результаты |
54 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. |
62 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..……………………… |
64 |
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………..……………………… |
72 |
Введение:
В последние годы увеличилось
количество детей с различными видами нарушений речи. Ограниченность речевого
общения отрицательно сказывается на формировании личности ребенка, вызывает
психические наслоения, особые свойства эмоционально-волевой сферы, приводит к
развитию нежелательных черт характера: застенчивости, нерешительности,
замкнутости, негативизма. Все это влияет на адаптацию к школе, успеваемость и
будущий выбор профессии.
У многих детей с
заиканием есть трудности в налаживания контакта с другими детьми. Такие трудности
чаще всего основаны на нарушениях ритма и интонации речи детей с заиканием. В
том числе, это оказывает негативное влияние на дальнейшее развитие речи,
развитие устных навыков общения, вместе с тем не оказывает содействие
нормальному развитию письменных умений и навыков чтения. Принимая во внимание
данные факты, можно заметить, что речевое развитие детей зачастую опирается на
интонацию и развитие данного качества. Особую актуальность данный вопрос
вызывает в развитии детей с речевыми нарушениями. Потому что кроме многих
функций интонации (информационная, семантическая, чувственная) она также
обладает и компенсаторной нагрузкой.
Исходя из
вышеизложенного, проблема выявления, профилактики и коррекции интонационных
нарушений у дошкольников с заиканием
продолжает оставаться актуальной в коррекционной педагогике и логопедии.
С целью выявления
особенностей интонационной организации речевого высказывания у заикающихся
детей старшего дошкольного возраста было проведено экспериментальное
исследование.
Объект
исследования: Особенности формирования интонационной
стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Предмет
исследования: Особенности коррекции интонационной
стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Цель
исследования: теоретически изучить, обосновать и
определить содержание коррекционной работы по формированию интонационной
стороны речи у старших дошкольников с заиканием посредством дидактических игр.
Для достижения этой цели
в рамках настоящего исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности
развития интонации на стороне речи дошкольников с нормальным психофизическим
развитием.
2. Проанализировать
особенности развития интонационной стороны речи дошкольников с заиканием.
3. Рассмотреть применение
дидактических игр в коррекционно-педагогической работе с детьми.
4. Описать методы выявления
уровня развития интонационной стороны речи у старших дошкольников с заиканием.
5. Выявить особенности
интонационной стороны речи у старших дошкольников с заиканием.
6. Разработать и
организовать коррекционную работу по устранению нарушений интонационной стороны
речи у старших дошкольников с заиканием с применением дидактических игр.
7. Проанализировать
эффективность коррекционной работы.
Степень разработанности
исследования: исследование состоит из сообщений специалистов-психологов,
лингвистов, педагогов (А. Н. Гвоздев, А. Б. Запорожец, А. М. Пешковский, О. И.
Соловьева, Ф. А. Сохин, Е. И. плотная, О.С. Ушакова) с целью выработки единого
подхода к формированию речи у дошкольников.
Характеристикой
интонационной стороны онтогенеза занимались специалисты в области психологии,
лингвисты, педагоги, дефектологи (В. А. Ковшиков, Н.И. Лепская, К. А. Семенова,
Р. В. Тонкова-Ямпольская, М. Ф. Фомичева). Для оперативной коррекции различных
речевых заболеваний представлены работы Г. В. Бабиной, Л. И. Беляковой, О. С.
Орловой, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
В специальной литературе
подробно представлены симптомы и состав, проявляющиеся при речевых
расстройствах ребенка (Е. Ф. Архипова, И. И. Панченко и др.), но развитие
интонации на стороне речи ребенка с заиканием до сих пор мало изучено
логопедической концепцией и практикой. Это проблема для нашего исследования.
Гипотеза
исследования: дети, которые заикаются, значительно
усложняют обработку звуковой структуры слова, что нарушает связь между
словоформой и значением слова; принимают работу по формированию интонационных
аспектов речи через дидактические игры, способствуют пониманию и развитию
устной речи, и вполне вероятно, что дидактическая деятельность по интонационной
стороне речи дошкольников повышает понимание и волю, являются основой развития
устной речи в целом.
Для решения поставленных
целей и задач были использованы различные методы:
библиографический (анализ теоретических источников проблемы исследования);
эмпирический (наблюдение, эксперимент, количественная и качественная обработка
результатов исследования); биографический (анализ предварительных данных,
исследований в области медицины и педагогической документации).
Научно-исследовательская
база: ГБОУ Школа 1359,ДО № 4 г. Москвы.
Структура
ВКР:
работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и
литературы, а также приложений.
Заключение:
Экспериментальная
часть выпускной квалификационной работы включала три шага анализа: выявление,
формирование и контроль. На шаге исследования, опыта, интонационной стороны
речи были обследованы старшие дошкольники с заиканием. Для анализа мы не
употребляли коллективные способы таковых создателей, как Л. И. Белякова, Е. А.
Дьякова, Е. С. Алмазова, О. И. Лазаренко.
Работа
проводилась на базе ГБОУ СОШ № 1359, до № 4. Москва.
Сравнительный
анализ констатирующего и контрольных этапов показал улучшение состояния
компонентов интонационной стороны речи. В нашем исследовании нами была
проведена экспериментальная работа, которая была направлена на формирование
интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием
при помощи дидактических игр. Развитие интонации на стороне речи в дошкольном
возрасте повторяется быстро, работая над мелодикой и темпом речи, либо, как это
нередко называют, работая над выразительной силой речи. Выразительная речь у
заикающихся просит умения владеть разным
речевым темпом и модуляциями голоса.
Заикание-нарушение
темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц
речевого аппарата.
При
победе над заиканием работа над выразительностью речи занимает важное место,
так как считается связующим звеном в единой системе речевой деятельности.
Формируя данный элемент, мы влияем на компоненты речи заикающихся и их речи, в
общем.
Интонация-это
сложный комплекс фонетических средств, который выражает словесное отношение к
высказываниям говорящего и эмоционального отношения. По данной причине
правильному использованию интонационных средств выражения следует учить с
раннего возраста, так как конкретно дошкольный возраст является более
подходящим для решения коррекционных задач, для овладения интонационными
чертами речи. Это необходимо для того, чтобы ребенок в своей речи мог правильно
передать различные чувства и переживания.
Изучение
литературы по этому вопросу дозволяет прийти к выводу, что в дошкольном
возрасте интонационная система у детей без каких-либо отклонений в целом
сформирована, приближена к эталонным взрослым моделям интонационной
выразительно.
Основываясь
на приобретенных данных были выбраны и
использованы методические советы по формированию интонационной стороны речи
старших дошкольников с заиканием дошкольного образования.
Нами
были выделены следующие направления коррекционной работы:
-Развитие
способности регулировать силу голоса.
-Развитие
способности изменять темп речи.
-Развитие
регулировать высоту голоса.
-Развития умения
произносить слова с разной интонацией.
Под воздействием
проведенной коррекционной работы произошли значительные положительные сдвиги в
развитии интонационной стороны речи у детей.
По итогам проведенного
анализа можно прийти к выводу, что в дошкольном возрасте у детишек заикание чаще
всего располагается на среднем и невысоком уровне, также на уровне развития
способностей правильной интонации и на стороне речи. Эти дети нуждаются в
коррекционно-педагогической работе. В работу необходимо включать комплекс
дидактических игр. Они открывают огромные возможности для расширения речевых
способностей детишек и содействуют формированию просодической стороны речи.
Дидактические игры делают детишек больше активными и общительными. Это в свою
очередь содействует развитию речевой функции.
Конкретно
так была достигнута цель анализа, гипотеза про то, что дидактические игры
содействуют формированию интонационной стороны речи дошкольников с заиканием,
была доказана.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТОНАЦИОННОЙ
СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ
1.1. Особенности развития интонационной стороны
речи детей дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием
Интонационно-просодические
компоненты являются средством коммуникации. Интонационная сторона речи
позволяет выразить не только содержание высказывания, но и эмоциональное
состояние говорящего. Кроме того, в онтогенезе интонационные средства
коммуникации опережают вербальные.
По мнению различных
специалистов (психологов, неврологов, психофизиологов, логопедов, лингвистов),
интонационные средства языка появился раньше вербальных. Просодические
проявления возникают в младенчестве, когда ребенок еще не говорит на родном
языке. Е.Н. Винарская констатирует: «наши соответствующие исследования
показали, что в речевых реакциях детей раннего возраста: врожденные детские
крики, бульканье, толчки, как псевдологемы, так и псевдосинтагмы,
сформированные на их основе, отсутствуют языковые значения, но есть богатая
эмоциональная семантика»[1].
Первый крик ребенка
приходится на начало предречевого периода, он появляется как часть защитного
поведения ребенка. Это особенность, что плачущие младенцы имеют свои уникальные
характеристики, которые невозможно запомнить и невозможно повторить, потому что
они не соответствуют никаким известным фонетическим свойствам. Однако первые
крики можно разделить на крики «голода», «удовольствия» и « боли». Громкость,
модуляция и мелодия варьируются. Через 2-3 месяца идет улюлюканье, другими
словами, некоторые звуки начинают отличаться. При этом вокальные и вокальные
сочетания становятся более интонационно красочными. Через три-четыре месяца,
слушая интонацию взрослого, ребенок начинает ее повторять. Звуки ходьбы
становятся способом общения со взрослым человеком.
Благодаря интонации и
мимике общение становится более очевидным. Ребенок усваивает наиболее важные
типы интонации. Цветение можно давать на учет в течение 4-6 месяцев.
По-видимому, на этот раз ребенок уже в полной мере освоил национальные
особенности эмоционально-экспрессивного вокализма родной речи, о чем говорит
следующий удивительный факт: взрослые американцы, датчане и китайцы могут распознавать
среди своих соотечественников 6-месячных младенцев звуки их глотания.
Примерно через полгода взрослый
начинает лепетать. Это помогает ребенку научиться говорить ритмично. Вместе с
тем в этот период ребенок учиться понимать различные интонации взрослых, сюда
входят радостная интонации и интонация с желанием чего-либо.
В возрасте от 7 до 8
месяцев у ребенка активно формируются первые способности к разговору. Именно в
этот период интонация, ритмичность речи обладает общей смысловой нагрузкой для
ребенка, только спустя время это берет на себя фонема. Процесс коммуникации с
ребенком в это время реализуется на основе использования чувственных интонаций.
Уже к 11 месяцам от
ребенка можно услышать первые слоги. Но стоит отметить, что эти слоги еще
отличны по своим качествам. Они и тихие, и громкие, длинные и короткие. Также в
этот период дети опираются больше на интонационные ноты и ритмическое
содержание речевых высказываний. Ребенок до 1 года видит речь и ориентируется
не на смысл, а на ее интонационные составляющие.
[1]
Борисова, Е.
А. Изучение и технология коррекции заикания у дошкольников с общим
недоразвитием речи / Е. А. Борисова // Образование и наука. Известия Уральского
научно-образовательного центра Российский академии образования. — 2009. — № 11.
— С. 109—117