Другое на тему Гротеск в произведении Гоголя Вечера на Хуторе близ Диканьки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение
3
1.
Понятие «гротеск» в литературе
7
2.
Общие сведения о произведении Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе
близ Диканьки»
8
3. Особенности
произведения Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» как
использование новаторских художественных форм
9
4.
Тема костюма как художественный приём Николая Васильевича Гоголя. Фантастика и
мистика в «Сорочинской ярмарке»[1]
12
5.
Изображение взаимодействия героев повести Николая Васильевича Гоголя «Вечер
накануне Ивана Купала» с «нечистой силой»
15
6. «Майская ночь, или утопленница» как показ соотношения мистики и
реальности…………………………………………………………………………..17
7. Пропавшая грамота как
воплощение сюжета о продаже души дьяволу…….19
8. «Ночь перед Рождеством» как повесть о чудесах в Свят Вечер………………20
9. «Страшная месть» как реализация синтеза фольклора и истории…………….22
10. «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»…………………………………………………………………………….24
11. «Заколдованное место» и тяга к
кладоискательтству…………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………….27Список использованной
литературы………………………………………………………………………….28 [1]
Н.В. Гоголь. Собрание
сочинений в шести томах. Том первый. Вечера на хуторе болиз Диканьки. М.: Гос.
Из-во художественной л-ры, 1952. 349 с.
Введение:
Актуальность нашей
темы определяется интересом читающей публики к классическим литературным
произведениям.
Этот интерес также
определяется желанием современного человека понять и осознать историю
человечества, историю культуры, литературы и искусства – мира, Отечества и
семьи.
Причём следует
отметить, что этот интерес также вдохновляет думающую личность на самотворчество,
в котором невозможно не опираться на находки величайших литераторов.
Такой опорой для
современного человека есть творчество величайших российских литераторов, внесших
неоценимый вклад в палитру приёмов, методов, способов, образных средств,
которая сегодня питает наших современников.
Таким литератором
есть Николай Васильевич Гоголь(1809-1852), создавший поистине величайшие образы
реальности, повседневности жизни в России – в первой половине XIX века[11-14].
Будучи выходцем из
Центральной Малороссии, Николай Васильевич Гоголь создал общероссийскую картину
повседневной жизни, в которой отразились его личные переживания – как человека
и гражданина.
В картинах жизни Малороссии
Николай Васильевич Гоголь изобразил различные слои населения, его повседневную
жизнь, отобразил воспоминания малороссов о героической истории казачества,
особенно времён империатрицы Екатерины II, когда казаки превратились в податное
население, а крестьяне превратились в крепостных.
В своём творчестве
Николай Васильевич Гоголь отразил также и важнейшие социальные проблемы
тогдашней России, связанные с крепостничеством, деспотизмом отдельных дворян по
отношению к крепостным, которые не имели даже фамилий, а считались «душами».
На фоне тяжёлой
жизни крепостных крестьян, замученных также «аракчеевщиной», светлые,
незлобные, трудолюбивые малороссы, вызывали у Николая Васильевича Гоголя
ностальгию по его юной жизни. Он с любовью описывает прекрасную природу этих
краёв.
Как литератор,
Николай Васильевич Гоголь обратился к необычным художественным приёмам – к
гротеску, к своеобразным метафорам.
В его циклах о
Малороссии, Николай Васильевич Гоголь, использует также элементы народного
устного творчества, запечатлённые в сказках, легендах и т.п.
Спорным, с точки
зрения сегодняшнего дня, есть его причудливый синтез христианства и язычества.
Этот автор мастерски использует элементы мистики, гротеска и абсурда, в
изображении жизни этих людей. До сих пор эти художественные приёмы будоражат
наше воображение.
Находки от Николая
Васильевича Гоголя в дальнейшем были использованы не только в литературе, но и
искусстве – изобразительном, видео-. Экранизации и инсценировки его сюжетов
востребованы даже сегодня, во время глобальной виртуальной видео-культуры. Его
герои сегодня ожили на страницах «фэнтези», разнообразных комиксов, в виде
фантастики и мистики.
Этот синтез –
разнообразных художественных приёмов, образов реальности и истории, сегодня
прочитывается нами как повествование о душе народа, его генезисе, его
верованиях, и, в целом, ментальной сущности.
Глубина охвата
сущности народной жизни – Николаем Васильевичем Гоголем, определяется его
глубокой и благородной натурой, его высоким интеллектом в смысле знания мировой
литературы и истории – от Вергилия.
через Данте.
Будучи вдалеке от
Родины, Николай Васильевич Гоголь остро чувствовал боль и переживания по поводу
положения его родного народа, влияния полицейско-бюрократического режима на
состояние социально-духовной жизни общества.
По нашему мнению,
обращение писателя к фантастическим, демоническим и т.п., гротескным, образам,
особенно в его «Вечерах на хуторе близ Диканьки», есть его живая реакция на
состояние жизни тогдашнего общества, особенно на состояние жизни крестьян,
ментально тянувшихся к свободе – от полицейского режима, рутины тяжёлой
повседневности.
Такая свобода
пришла значительно позже. Народничество, российские революции, коренным образом
изменили жизнь крестьянства в России.
Образы, созданные
Николаем Васильевичем Гоголем, сегодня воспроизводятся современниками как
исторические; они проливают свет на истинный характер народа, не убоявшегося ни
«ляхов», ни «немца», ни «татарина».
Эти образы есть
галерея как героев из народа, так и всяческих «маргиналов».
Заключение:
Николай Васильевич
Гоголь создал своеобразный мир героев – из прошлого и настоящего, в котором
живы мифы, легенды, сказки, сказания, мифы.
Этот мир писатель
наделил живыми чувствами, сопричастными с ментальностью и коллективными
народными архетипами.
Этот мир писатель
увидел как средоточие народной повседневности с её бытовыми и
культурно-духовными началами.
Этот мир предстаёт
перед нами как пёстрая картина народной жизни, в глубинной сущности которой
переплелись: фантастика и реальность, быт и мечтания о лучшей жизни, история и
будущее.
Этот мир полон
повседневных забот и воспоминаний о прошлой жизни, с её победами и находками.
Этот мир полон
желания быть лучше, богаче и т.п.
Герои этого мира
полны решимости сражаться как с реальными врагами, так и с «нечистью», уводящей
героев в «потусторонний мир».
В этом смысле писатель
не одинок. Истоки его творчества покоятся в европейском романтизме, в «поэмах»
Фрагмент текста работы:
1.
Понятие «гротеск» в литературе
Что такое
«гротеск»[1] — это тип художественной
образности, основанный на причудливом сочетании фантастического и реального,
прекрасного и безобразного, трагического и комического, жизнеподобного и
карикатурного[15].
Гротеск, также,
это высшая степень комического. Особенно ярко проявляются сатирические формы
гротеска. С помощью гротеска художник, литератор, создает специфический
«гротескный» мир, аномальный и странный мир, в котором реальное и нереальное
неожиданно возникают в органическом единстве.
Часто гротеск
пересекается с сатирой, клоунадой (например, у Джонатана Свифта, Михаила
Булгакова).
Довольно
распространённым гротеск стал в XX веке, прежде всего в произведениях
современного направления: это, произведения Франца Кафки, Ильи Эренбурга,
Бертольда Брехта, Владимира Маяковского, Витольда Гомбровича, Милослава Мрожека.
Использование в
обыденности понятия «гротеск» обычно означает странный, фантастический,
эксцентричный или уродливый – как образ или феномен. Эта форма отображения мира
– в искусстве и т.п., часто используется для описания старинных или искаженных декоративных
форм, таких, как маски на празднование Хэллоуин или ґоргульи на соборах. В английском языке «гротеск» имеет следующее значение: «…Grotesque.1.
odd or unnatural in shape, appearance, or character; fantastically ugly or
absurd; bizarre. 2. Of fantasy in the shaping and combination of forms, as in
decorative work combining incongruous human and animal figures with scrolls,
foliage….»[41, c.624]; «…Bizarre.
Markedly unusual in appearance, style, or general character; whimsically
strange…»[41, c.153]. Т.е., можно отметить особенности
этого стиля – искусства, литературы: 1. «искусственность»; 2. внезапность
(появления – героя, случайного события); 3. обращение к фантастике, абсурду.
Именно эти характеристики и составляют сущность исследуемого нами явления.
2.
Общие сведения о произведении Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ
Диканьки»
«Вечера на хуторе
близ Диканьки»[2]
— это первая книга Никола Васильевича Гоголя (кроме поэмы «Ганц Кюхельгартен»,
напечатанной под псевдонимом)[11;12].
Она состоит из
двух томов. Первый вышел в 1831 году; второй – в 1832 году.
Рассказы «Вечеров»
Гоголь писал в 1829-1832 годах. По сюжету, — рассказы книги, якобы, собрал и
издал «пасечник Рудый Панько». Структура
«Вечеров»:
Первая книга.
Сорочинская ярмарка. Вечер накануне Ивана Купала. Майская ночь, или
утопленница. Пропавшая грамота.
Вторая книга. Ночь
перед Рождеством. Страшная месть. Иван Федорович Шпонька и его тётушка.
Заколдованное место.
Действие этого
произведения свободно переносится из XIX века («Сорочинская ярмарка») в XVII
век ( «Вечер накануне Ивана Купала»), а затем в XVIII («Майская ночь, или
Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством»), и снова — в XVII
век («Страшная месть»), и снова — в XIX век («Иван Федорович Шпонька и его
тётушка»). Обе книги содержат
рассказы деда дьяка Фомы Григорьевича — отчаянного запорожца, который своей
жизнью будто бы сочетает прошлое и настоящее, быль и небылицы.
Изложение сюжета не
разрывается на страницах [1] Гротеск // Литературная
энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной
информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 188—190 — 1596 с. [2]
Гоголь Н. В. Полное собрание
сочинений: В 14 т. / [гл. ред. Н.Л. Мещеряков]; АН СССР, Ин-т литературы
(Пушкин. дом). М.: Изд-во АН СССР, 1937- 1952; Гоголь Н.В. Полное собрание
сочинений / [гл. ред. Н.Л. Мещеряков]; АН СССР, Ин-т литературы (Пушкин. дом).
Т. 1. Ганц Кюхельгартен; Вечера на хуторе близ Диканьки / [ред. М.К. Клеман];
[вступ. ст.: В. Гиппиус «Н.В. Гоголь», с. 21-58]. М.: Изд-во АН СССР, 1940. —
С. 101 – 192.