Другое на тему Государственное управление в России в XIX веке: высшие и центральные органы государственного управления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
Глава 1 Государственное управление в России в XIX веке. 4
1.1 Историческое развитие России в XIX веке. 4
1.2 Система органов государственного управления в России в XIX
веке. 14
1.3 Реформирование государственного управления в России в
XIX веке. 20
Глава 2 Правовое регулирование деятельности высших и
центральных органов государственного управления в XIX веке. 29
2.1 Характеристика манифестов «Об
учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г. и «Образование Государственного
совета» от 1 января 1810 г. 29
2.2 Преобразования высших и
центральных органов государственного управления, предусмотренные манифестами. 32
Заключение. 42
Библиографический список. 44
Введение:
Актуальность темы исследования
обусловлена тем фактом, что тема, заявленная в название курсовой работы,
безусловно, охватывает множество вопросов, которые могут заинтересовать
исследователей, а также тех, кто воплощает их наработки в практическую
плоскость. Но основной задачей данной работы видится рассмотрение отдельных
вопросов национальной политики и управления в российском государстве в период
империи. Сосредоточение внимания именно на них позволит прийти к пониманию их
важности и обозначить курс, которым необходимо следовать сегодня в целях
сохранения целостности Российской Федерации.
Объект исследования –
государственное управление в России в XIX веке.
Предмет исследования –
нормативно-правовые акты, регулирующие государственное управление в России в
XIX веке.
Цель курсового проекта –
провести анализ системы государственного управления в России в XIX веке.
В связи с обозначенными целью,
предметом и объектом исследования необходимо решить следующие задачи:
— описать историческое развитие
России в XIX веке;
— охарактеризовать систему
органов государственного управления в России в XIX веке;
— раскрыто особенности
реформирования государственного управления в России в XIX веке;
— дать характеристику манифестов
«Об учреждении министерств» от 08.09.1802 г. и «Образование Государственного
совета» от 01.01.1810 г.;
— раскрыть особенности
преобразования высших и центральных органов государственного управления,
предусмотренные манифестами.
В процессе исследования
применялся конкретно-исторический подход, с помощью которого рассматривались
базовые государственно-правовые явления, в части сословного законодательства.
Сравнительный метод и системный анализ применялись при выявлении общих
закономерностей и совпадающих признаков в состоянии объекта.
В качестве информационной базы
использовались законодательные и нормативные акты, данные периодической печати,
информационный потенциал сети «Интернет». Структурно курсовая работа состоит из
введения, двух глав, объединяющих в себе пять параграфов, заключения и
библиографического списка.
Заключение:
В заключение можно сделать следующие выводы:
XIX в. – время утверждения в России капитализма.
Процесс его развития осуществлялся не только после 1861 г., но и в первой
половине столетия. Основными требованиями, под знаком которых предстояло пройти
России в XIX в., были ограничение самодержавия и отмена крепостного права.
По своему политическому устройству Россия в начале XIX
в. была самодержавной монархией.
В руках императора была сосредоточена вся полнота
власти в стране.
Император управлял страной с помощью чиновничества. Работа
коллегий – отраслевых органов управления – уже не удовлетворяла государственным
потребностям. Отсутствие персональной ответственности и неопределенность
правового статуса коллегий в начале XIX в. свидетельствовали о необходимости
реорганизации системы управления.
Высшей властью в Российском государстве оставалась
императорская, которая закреплялась законодательно: власть управления во всем
пространстве Российской империи принадлежит государю; она является верховной,
самодержавной и неограниченной, то есть все императорские распоряжения имеют
безусловную юридическую силу.
Первые преобразования Александром I были произведены в
области центрального управления. Весной 1801 г. начал работу Непременный совет
– высший совещательный орган, в состав которого вошли 12 представителей титулованной
знати (Н.И. Салтыков, Д.И. Рощинский, П.В. Завадовский, А.Р. Воронцов и др.).
По сути, Непременный совет являлся совещательным органом при императоре. В 1810
г. он был преобразован в Государственный совет.
Органами высшего государственного управления страны
являлись Государственный совет, Комитет министров и собственная его
императорского величества канцелярия, действовавшие от имени и по повелениям
российского императора.
В начале XIX века произошла замена коллегиальных
органов на министерства, в которых власть передавалась первому по значимости
должностному лицу, ответственному перед императором. В соответствии с
манифестом от 8 сентября 1802 года были учреждены восемь министерств:
военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел,
финансов, коммерции, юстиции, народного просвещения и на правах министерства
государственное казначейство.
Манифест об учреждении министерств – первый акт
министерской реформы 1802-11 гг., регламентировавший деятельность отраслевых
управленческих органов в Российской империи.
Манифест явился важнейшим этапом в преодолении кризиса
государственного управления, в реформировании системы центральной власти в
России. Он явился основой для важнейшего документа – «Общего учреждения
министерств», более четко определившего министерские полномочия.
1 января
1810 г. император принял Манифест об организации Государственного совета.
Госсовет – высшее законосовещательное учреждение – состоял из 4 департаментов:
департамента законов, рассматривающего законопроекты общегосударственного
значения, гражданских и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и
духовного ведомства, государственной экономии, занимавшегося вопросами финансов,
торговли, науки и военного. Вспомогательными органами при Госсовете стали
Комиссия составления законов и Комиссия прошений.
Фрагмент текста работы:
Глава 1
Государственное управление в России в XIX веке 1.1 Историческое
развитие России в XIX веке
19 век в истории России был
ознаменован такими событиями, как Отечественная война 1812 г., декабристы и их
восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади, Крымская война (1853-1856
гг.), отмена крепостного права в 1861 г.[1]
Политика императора в конце
1810-х годов была крайне непоследовательной. Образованные дворяне
Александровской эпохи не могли не видеть, что параллельно с разговорами об
отмене крепостного права, о конституции и либерализации церковной жизни
набирает силу прямо противоположная тенденция: тенденция, говоря сегодняшним
языком, «закручивания гаек». Естественно, что гвардейская «вольница» привела к
падению дисциплины в войсках.
Официальные документы
Гвардейского корпуса содержат немало сведений о дисциплинарных проступках
офицеров. Они, стоя в карауле у городской заставы, могли забыть записать в списки
выезжающих из города графа Аракчеева или морского министра маркиза де Траверсе,
могли – «в фуражной шапке, в расстегнутом мундире, в рейтузах и без шпаги» –
случайно попасться на глаза великому князю Николаю Павловичу, могли и просто
быть «неисправными» в карауле «в экспедиции заготовления бумаг» и «у
присутственных мест».
Выделают три вида русификации,
характерные для национальной политики Российской империи. Первое значение
русификации сводится к так называемому «обрусеванию» или «обрусению», то есть к
государственной политики, направленной на административную унификацию империи.
Это направление было характерно для национальной политике Екатерины II и
Николая I. [1]
Сахаров А.Н.,
Боханов А.Н. История
России XVIII-XIX века.
Ч. 2. Учебник.
– М.: ООО «Русское
слово-учебник», 2013. С. 152