Внешняя политика Другое Экономические науки

Другое на тему Германский вопрос во внешней политике Великобритании в 1945-1990 гг.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Политика британских
оккупационных властей в западной германии в 1945-1950 гг. 10

1.1. Британская
политика по денацификации и демократизации Западной Германии
  10

1.2. Реализация
решений Потсдамской конференции по декартелизации и демилитаризации в
британской оккупационной зоне Германии
. 14

Глава 2. Великобритания и
Германский вопрос в 1950 — 1970 гг. 19

2.1. Участие
Великобритании в обсуждении германского вопроса на международных конференциях
. 19

2.2. «Новая
восточная политика» канцлера ФРГ В. Брандта и реакция британских властей
  26

Глава 3. Англо-германские
отношения конец 1970-х – 1990 гг.
35

3.1 Нарастающий кризис в ГДР
1980-е гг. и приход на пост канцлера Г. Коля
. 35

3.2 Вопрос об объединении
Германии и участие Великобритании в переговорах в формате "4+2"
49

Заключение. 57

Список использованных источников и
литературы
.. 62

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Актуальность
темы исследования заключается в значимости осмысления исторического процесса
объединения для теоретического анализа этого явления. Данный анализ является
важным при выработке и реализации государственной политики по вопросам
объединения. Например, в нынешнее время существует проблема Северной и Южной Кореи,
а также Союзного государства России и Белоруссии. Упомянутые процессы нуждаются
в осмыслении и научном обеспечении практических шагов, а также возможностей
прогнозирования дальнейших событий и действий.

На данный
момент процессы объединения не изучены в полной мере, очень часто неясны
причины, которые приводят к объединению или разъединению в обществе,
соответственно, отсутствуют обоснованные рекомендации политике, которая ищет
ответы на эти вопросы, именно поэтому анализ данных процессов представляет
собой особую важность. Актуальность исторического исследования определяется
степенью значимости германского вопроса для последующего хода истории. Это
способствует пониманию ряда глубинных процессов, происходивших с середины XX
века в Германии, а также анализа действий важного «внешнего» участника решения
германского вопроса в лице Великобритании. Внешняя политика именно этой страны
поспособствовала решению, которое определило будущее Германии. Будучи одной из
стран победительниц, а также одним из мировых лидеров, Великобритания сыграла
важную роль в вопросе объединения Германии, а также в восстановлении её
независимости.

Степень изученности. Стоит упомянуть работы
наиболее известных ученых, занимающихся проблемой германского вопроса:
А.Ю. Ватлин[1], Н.В.Павлов[2], А.И. Патрушев[3].

 Особо следует отметить книгу А.М. Филитова, посвященную германскому вопросу[4]. Автор на основе рассекреченных
документов привел новые факты и свидетельства об оккупационной политике бывших
союзников по антигитлеровской коалиции. Он подчеркивает, что «германская
проблема» имела особое место в политике западных держав и СССР, представлялась
узлом политико-идеологических и социально-экономических факторов. Автор
придерживается мнения, что лейбористское правительство Великобритании в своей
оккупационной политике стремилось найти «средний путь» между «западным
капитализмом» и «восточным коммунизмом».

Особую значимость представляют работы
ученых, которые занимались британской внешней политикой:
Ю.М. Коршунова, Ширяев[5], А.М. Филитова
Р.Хатчинс, Д.А.Шпилев.

Большой
интерес представляет работа
Ю.М. Коршунова,
в которой частично освещается выработка планов в отношении Германии, общая
структура управления английской оккупационной зоной, рассматривается
осуществление в ней демократизации, демилитаризации и денацификации
[6]. Но вместе с тем, автор уделил
недостаточное внимание некоторым аспектам английской политики в Германии:
проблемам формирования английского контрольного аппарата, экономической
политике, денацификации. Недостаточно освещены автором конкретные меры англичан
по осуществлению демократизации, а также административно-территориальная
реформа.

Также стоит отметить авторов, работы которых посвящены
международным отношениям в Европе во второй половине ХХ в.: Н.Г.Геймбух, В.Д.
Ермаков
[7], Л.В. Коваленко,
В.А. Морозов
[8], Ю.В.Родович, В.И.
Соколова
[9], О.А.Топоркова,
Б.А. А.А. Эванс
[10].

Среди
работ зарубежных авторов одной из первых работ по теме оккупационной политики в
Германии стала
книга М. Вираллю[11]. В данной работе
автор исследовал методы управления и контроля над Германией со стороны военных
администраций держав-союзниц по антигитлеровской коалиции. М. Вираллю показал,
что в английской оккупационной зоне административно-территориальной реформой
были созданы предпосылки для сбалансированного и равномерного развития земель.
В целом, результаты данной реформы автор оценивает положительно. В работе А.
Дорендорфа
рассматривается
деятельность немецкого Зонального Совета британской оккупационной зоны: его
структура, принцип формирования, роль и направления работы
[12].

Научная
новизна исследования. В ходе работы
автором были сформулированы следующие научно обоснованные положения, обладающие
новизной:

1.
Был проведен сравнительный анализ позиций по германскому вопросу европейских
политиков, таких как В. Брандт, У. Черчилль, М. Тэтчер, Ф. Миттеран и Г. Коль,
позволивший определить особенности британского подхода к этой проблеме;

2.
На основе деятельности Британских властей была проанализированная её политика,
подтверждающая курс Британии на демократизацию своей зоны оккупации Германии;

3.
Изучен вклад Великобритании в восстановление Германии в качестве одного из
основных участников международных отношений. Также внешняя политика
Великобритании по германскому вопросу неразрывно связана с процессом
западноевропейской интеграции
:

Целью
дипломной работы является анализ позиции Великобритании по германскому вопросу
с 1945 по 1990 гг. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

                 
выявить особенность политики
британских оккупационных властей в Западной Германии в 1945-1950 гг.;

                 
выявить эффективность британской
политики по денацификации и демократизации Западной Германии;

                 
рассмотреть реализацию
решений Потсдамской конференции по декартелизации и демилитаризации в
британской оккупационной зоне Германии;

                 
изучить позицию Великобритании
по германскому вопросу в 1950 — 1970 гг.;

                 
проанализировать участие
Великобритании в обсуждении германского вопроса на международных конференциях;

                 
рассмотреть «новую
восточную политику» канцлера ФРГ В. Брандта и реакцию на неё британских властей;

                 
проследить за развитием
отношений Великобритании и Германии в 1970 – 1990-е гг.;

                 
проанализировать
политику М. Тэтчер в отношении объединения ФРГ и ГДР в условиях нарастающего
кризиса;

                 
изучить вопрос объединения Германии и позицию
Великобритании в рамках процесса «2+4».

Объектом исследования
является германский вопрос и участие Великобритании в решении.

Предметом
исследования служит процесс формирования политики Великобритании по германскому
вопросу и подходы британского правительства к его решению.

Хронологические
рамки исследования охватывают период с 1945 по 1990 год. Верхняя граница
связана с окончанием Второй мировой войны и подписанием Потсдамских соглашений.
Нижняя временная граница определяется объединением ФРГ и ГДР после вступления в
силу Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии.

Географические рамки включают Германию, а также
страны Европы, которые приняли участие в процессе оккупации Германии после
окончания второй Мировой войны.

Методологической
базой исследования являются современные теоретические, практические и научные
методы познания: исторический анализ, сравнительный анализ и метод логического
обобщения, наиболее соответствуют тематике проведенного исследования.

Методы
исследования:

— среди применявшихся
общих и специальных методов следует отметить сравнительно-исторический метод;

— при работе с
историческими документами использовался традиционный анализ документов;

— ивент-анализ и
ситуационный анализ позволили рассмотреть внешнюю политику Великобритании как
комплекс действий и взаимодействий различных акторов, осуществлявшихся под
влиянием определенных факторов;

— методы
кросснационального и кросстемпорального анализа, предоставившие возможность
выявить общее и особенное как на разных этапах существования германского
вопроса во внешней политике Великобритании, так и по сравнению с другими
государствами, которые имели оккупационные зона на территории Германии;

— использование
метода case study было обусловлено рассмотрением внешнеполитической деятельности
Великобритании как локализованного направления государственной политики,
эволюционировавшего на протяжении длительного временного периода.

Источниковую
базу исследования можно условно разделить на три группы. К первой группе
источников относятся нормативно-правовые документы, международные соглашения и
договоры, определяющие статус Германии в послевоенное время. Важным источником
исследования является Потсдамская декларация, а также Договор о
нераспространении ядерного оружия от 12 июня 1968 годаЗаключение:

 

По итогам
Потсдамской конференции страны-победительницы приняли решение оставить Германию
единым государством. В будущем планировалось провести в Германии выборы и
подписать мирный договор с Германией. А до этого времени функции власти будет
выполнять оккупационная администрация стран-победительниц.

По решению Потсдамской конференции Германия была разделена на
четыре оккупационные зоны, соответственно и Берлин был разделен на четыре
сектора: зону Советского Союза; зону Соединенных Штатов Америки; зону Великобритании;
зону Франции.

Основой урегулирования вопроса Германии в соответствии с текстом
Сообщения о Потсдамской конференции становилась программа четырех «д»:
денацификации, демилитаризации, демократизации, декартелизации, послевоенной
Германии.

Проанализированная в первой главе работы политика подтверждает
курс Британии на демократизацию своей зоны оккупации Германии. Кроме того,
выполнялось обязательство по денацификации территории. Хотя и не так активно,
как это происходило в других зонах оккупации. Так, например, Франция считала,
что мер, предпринятых Англией по отношению к Германии, недостаточно. А сама
французская политика в германском вопросе носила самый антинемецкий и
радикальный и характер. Кроме того, Франция довольно долго не присоединялась к совместному
англо-американскому проекту объединения оккупационных зон. Лишь 3 июня 1948
года Франция приняла решение объединить западную оккупационную зону с Бизонией,
в результате чего была создана Тризония.

Кроме того, проведенный в первой главе анализ свидетельствует о
том, что оккупационные власти Великобритании только частично сократили
военно-промышленный потенциал Германии, тем самым, не до конца выполнив
обязательство демилитаризации и нейтрализовав немецкую военную угрозу.

Но вопросы декартелизации решены фактически не были, предприятия
так и не были расчленены, а остались во владении тех же собственников. Именно
политика Британии, была причиной того, что Германия не потеряла свою мощь, как
предусматривалось Потсдамской конференцией. Такую политику Великобритания
проводила для реализации своих интересов и против СССР.

Признание британским правительствами угрозы, которую Советский
Союз представлял для них, способствовало продолжению программы военного
присутствия в Германии. Британские войска в Западной Германии — с 1949 по
1990 год, официально именуемые «Федеративная Республика Германия», — стали
центральной частью оборонного и стратегического мышления Великобритании в
отношении Европы и НАТО.

Что касается «новой восточной политики» ФРГ, то новая позиция ФРГ
как растущей державы в Европе и трансформация Британии в государство,
отступающее от статуса мировой державы, повлияла на принятие Великобританией
позиции ФРГ в качестве более активного участника в международных делах.

Особенно следует подчеркнуть роль международных конференций с
участием Великобритании.
  В 1954 г. Была созвана конференция 9
государств в Лондоне, а затем в Париже.
Парижские соглашения от­ме­ни­ли ог­ра­ни­че­ния, ка­сав­шие­ся
раз­ви­тия западногерманской промышленности, сде­ла­ли воз­мож­ным пе­ре­во­ору­же­ние
ФРГ, раз­ре­ши­ли ей соз­да­ние ар­мии в со­ста­ве 12 пе­хот­ных ди­ви­зий, ВВС
и ВМФ. Великобритания рас­счи­ты­ва­ла на то, что бун­дес­вер ста­нет ос­но­вой
су­хо­пут­ных сил НАТО в Ев­ро­пе и ли­к­ви­ди­ру­ет дис­ба­ланс в обыч­ных воо­ру­же­ни­ях,
су­ще­ст­во­вав­ший ме­ж­ду СССР и Се­ве­ро­ат­лан­тическим аль­ян­сом.

Еще одной важной международной конференцией является Женевская (с 18 по 23 июля 1955 г.). На совещании обсуждались германский
вопрос (так называемый план Идена — объединение Германии путем свободных
выборов под контролем оккупационных держав, с ее последующей ремилитаризацией и
возможным вхождением в НАТО. Делегация Великобритании внесла предложение
создать демилитаризованную зону между Западом и Востоком, а также заключить
соглашение об установлении размеров вооруженных сил и группировок обоих блоков
как в Германии, так и в сопредельных странах. Это предложение вызвало
определенный интерес, но принято не было. Были одобрены «Директивы глав
правительств четырех держав министрам иностранных дел», которые должны были
продолжить обсуждение вопросов, поднятых на Женевской конвенции.

Отношения между ФРГ и Великобританией при канцлере ФРГ В. Брандте
были достаточно дружескими, поскольку Британия видела в ФРГ своего союзника,
способного противостоять наращиванию мощи Франции. После того, как страна
утратила свой статус «великой державы», ей приходилось искать на европейском пространстве
партнеров и заново выстраивать внешнюю политику в своем новом статусе.

При этом история возвращения ФРГ в международные отношения
неразрывно связана с процессом западноевропейской интеграции и поддержкой ее
Великобритании. 

Переходя к вопросу прихода канцлера Г. Коля в условиях кризиса в
1980-е гг., то он сумел извлечь максимальную выгоду из благоприятной ситуации:
были значительно сокращены государственные расходы на социальные нужды; были
ужесточены правовые нормы, которые регламентировали проведение забастовок, а
также профсоюзы должны были отныне из своих касс платить бастующим и уволенным
и не рассчитывать на государственные органы социального страхования.

В результате этих жестких мер удалось переломить ситуацию в
экономике, приостановить рост государственной задолженности. С 1986 г.,
инфляция в течение нескольких лет находилась на уровне менее 1,5%. В 1985-1986
гг. в ФРГ наметился хозяйственный подъем, который продолжался до конца
десятилетия.

На повестке для встал вопрос об объединении Германии.
Великобритания была насторожена в этом вопросе. Тэтчер опасалась, что это может
привести к изменению послевоенных границ, соответственно, это событие может
дестабилизировать ситуацию во всем мире. Таким образом, «Железная леди» была
настроена крайне негативно по отношению к воссоединению Германии. Однако,
официальная позиция Лондона отличалась от личных опасений Тэтчер. Европейские
государства, в числе которых была Великобритания, открыто поддерживали
объединение Германии.

Железную леди волновало будущее НАТО, который сохранял мир в
Европе с конца 1940-х гг. Она опасалась, что после объединения, Германия выйдет
из состава НАТО, преследуя реваншистские цели, что может обернуться угрозой
новой войны, как это случилось в 1939. Также Тэтчер считала, что может
возникнуть ситуация, когда при давлении со стороны Восточной Германии
возродится старая историческая антидемократическая тенденция, способная
дестабилизировать послевоенную германскую демократию. Кроме того, по ее мнению,
объединение Германии могло бы поставить под сомнение легальность многих
послевоенных границ в Европе, что негативно сказалось бы не только на
безопасности Великобритании, но и других европейских стран, и в целом могло
разрушить послевоенный порядок.

Кроме расшатывания баланса сил в Европе, Маргарет Тэтчер
опасалась, что новая Германия может занять место европейского лидера, а также
ближайшего союзника США. Данные подозрения возникли после речи президента Буша
в 1989 г., в которой он подчеркнул роль Германии как партнера Америки.

Окончание германского вопроса произошло в связи с событием, произошедшим
12 сентября 1990 г. в Москве. Министры иностранных дел шести
государств-участников переговоров по формуле «2+4» (ФРГ, ГДР + СССР, США,
Англия, Франция) подписали Договор об окончательном урегулировании германского
вопроса. В этом договоре были определены границы объединенной Германии и
зафиксирован ее отказ от любых территориальных претензий, от производства,
владения и распоряжения оружием массового уничтожения. Подтверждалось обязательство
Германии о том, что с немецкой земли будет исходить только мир.

В итоге опасения «Железной леди» не оправдались: германия не
вышла из НАТО, не были обострены реваншистские настроения, Европа не была
дестабилизирована. Тем не менее с годами Маргарет Тэтчер не изменила свою
позицию и в своих мемуарах они пишет: «Если и есть один случай, когда внешняя
политика, которую я преследовала, оказалась полной неудачей, так это моя
политика по объединению Германии».

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Политика британских оккупационных властей в
западной германии в 1945-1950 гг.

 

 

1.1. Британская
политика по денацификации и демократизации Западной Германии

 

 

После
разгрома и капитуляции Германии во Второй мировой войне, она была оккупирована
войсками союзников. По итогам Потсдамской
конференции страны-победительницы приняли решение оставить
Германию единым государством. В будущем планировалось провести в Германии
выборы и подписать мирный договор с Германией. А до этого времени функции
власти будет выполнять оккупационная администрация стран-победительниц.

По решению Потсдамской конференции
Германия была разделена на четыре оккупационные зоны, соответственно и Берлин
был разделен на четыре сектора: зону Советского Союза; зону Соединенных Штатов
Америки; зону Великобритании; зону Франции[1].

Потсдамской
конференцией подразумевалась ликвидация национал-социалистской партии и любых
подконтрольных ей организаций, запрет их возрождения в любом формате и жесткое
пресечение какой-либо фашистской пропаганды или деятельности. Кроме того, были
отменены все фашистские законы. Члены национал-социалистской партии увольнялись
с ответственных должностей. Одновременно с этим, было разрешено и даже
поощрялось развитие демократических партий, свободных профсоюзов. В рамках
оккупационного режима декларировалось предоставление местному населению свободы
слова и печати[2].

Основой урегулирования
германского вопроса, в соответствие с решениями Потсдамской конференции, должна
была стать так называемая программа четырех «д»: декартелизации,
демилитаризации, демократизации, денацификации послевоенной Германии.
Демилитаризация означала полное разоружение страны, декартелизация –
заключалась в запрете любых монополистических объединений, денацификация –
подразумевала запрет национал-социалистической, а демократизация, в свою
очередь, заключалась в поддержке развития демократических партий и структур[3].

Из всех четырех зон, зона
оккупации Великобритании была самой большой, как по промышленному потенциалу,
так и по численности населения. В состав этой
зоны
входила Рурская область
, которая являлась индустриальным сердцем
Германии[4].

Отметим, что важным направлением
планирования Англией послевоенной судьбы Германии являлась ее демократизация.
Так, в 1942 году был сформулирован «план Бевериджа», предусматривающий создание
в Германии службы социального обеспечения. Сотрудник британского МИД Т. Маршалл
составил план демократизации, в соответствие с которым в течение двух лет после
окончания войны в Германии не может функционировать центральное правительство.
Такой план подразумевал, что новая политическая жизнь в стране начнет
развиваться «снизу». Британский департамент экономики и восстановления считал
необходимым формирование немецкого центрального правительства из специалистов[5].

В январе 1943 года Д. Харрисон подготовил
документ, в соответствие с которым бывшие лидеры нацистского государства Ф. фон
Папен и Я. Шахт, а также другие могут являться членами правительства,
альтернативного гитлеровскому[6].

Кроме того, Д. Траутбек разработал
меморандум по восстановлению Германии как демократического члена европейского
сообщества[7].

Также, Великобритания активно проводила в
этот период в Германии денацификацию. Представляют интерес планы правительства
Англии по вопросам наказания нацистских преступников. Так, до окончания Второй
мировой войны У. Черчилль считал, что всех основных преступников нацистской
Германии необходимо казнить, а второстепенных – отправить для совершения над
ними наказания в те страны, в которых они совершили военные преступления.
Только в начале 1945 года У. Черчилль согласился на проведение суда над
нацистскими преступниками[8].

Отметим, что процесс денацификации в
оккупационной зоне Великобритании можно разделить на три этапа:

1.       
С момента капитуляции Германии до конца
1945 года;

2.       
С января 1946 года до октября 1947 года;

3.       
С октября 1947 года до конца 1949 года[9].

Процесс денацификации или как его еще
называли в правительстве Англии «политического очищения» проводился различными
методами.

Так, Англия приняла несколько
антинацистских нормативно-правовых актов. Сформированные Британией трибуналы
провели суды по 1085 обвиняемым, из которых 240 приговорил к смертной казни.
Дополнительным шагом британских оккупационных властей было принятие
постановления №69 от 31 декабря 1946 года, в соответствие с которым немецкие
комитеты по денацификации фактически взяли на себя функции судов[10].

Также, оккупационная власть Великобритании
выдала постановление № 79 от 2 января 1947 года, в соответствие с которым
немцы, подлежащие денацификации должны были разделяться на пять категорий.
Постановлением Великобритании №110 от 1 октября 1947 года реализацию
денацификации было поручено немецким ландтагам и земельным правительствам[11].
Но здесь стоит отметить, что Британия отдала немцам право на проведение чисток
только в трех нижних категориях классификации, то есть среди «мелких и средних»
людей. Преступников первой и второй категории подвергали суду только
оккупационные власти, дабы избежать нечестного суда.

Инструкцией военной администрации
Великобритании №3 от 17 января 1946 года был сформирован англо-немецкий аппарат
по денацификации Германии. Эта инструкция определяла четкий механизм проведения
денацификации. Одновременно был сформирован аппарат по реализации политики
денацификации. В Великобритании формировались списки нацистских преступников,
которые подлежали казни. На основе этих списков в британской зоне оккупации до
начала 1946 года были задержаны и интернированы более 68 тысяч человек, что
является вторым показателем после зоны оккупации США[12].

По итогам денацификации немецкими
судебными палатами к концу 1949 года было рассмотрено 2 млн. 41 тысяча дел.
Общее число наказанных было от 250 до 850 тыс. человек. В отношении первых двух
категорий классификации преступников существуют лишь такие данные: на конец
января 1947 года военная администрация Великобритании причислила к главным преступникам
6 человек, а ко второй категории – 66 человек[13].

Итак, проанализированная
политика подтверждает курс Британии на демократизацию своей зоны оккупации
Германии.
Кроме того, выполнялось обязательство по денацификации
территории. Вместе с тем, нельзя сказать, что политика по денацификации была
эффективной. Британцы не относились к ней всерьез, поскольку суды над низшими
категориями преступников были отданы под ответственность коренных немцев. А по
высшим категориям преступников также не имеется достоверной информации о том,
что виновные понесли наказание.



[1] Берлинская (Потсдамская)
конференция и ее итоги.

[2] Тегеран
– Ялта – Потсдам: Сборник документов. С.416.

[3] Материалы
Берлинской (Потсдамской) конференции руководителей трех союзных держав – СССР,
США и Великобритании.

[4] За
антифашистскую демократическую Германию. Сборник документов. 1945-1949 гг. С.
704.

[5] Алпатова Г.М. У
истоков социального государства: У. Беверидж. С.8.

[6] Равнюшкин А.В.
Денацификация в английской оккупационной зоне Германии (1945 – 1949 гг.) / А.В.
Равнюшкин // XXIX конференция студентов и молодых ученых Кемеровского
государственного университета: Сборник. С. 38-40.

[7] Коршунов Ю. М.
Оккупационная политика Великобритании в Германии 1945-1949 гг.: автореф. дис.
канд. ист. наук: 07.00.03 / Коршунов Юрий Михайлович. С. 186

[8] Новоселова Е.
Почему Черчилль и Рузвельт были против публичного суда над нацистами? С.1-4.

[9] Соколова В.И.,
Морозов В.А. Потсдамская (Берлинская) конференция глав правительств СССР, США и
Великобритании: итоги, решения и их реализация в послевоенные годы. С. 47.

[10] Новоселова Е.
Почему Черчилль и Рузвельт были против публичного суда над нацистами? С. 1-4.

[11] Денацификация в
Западной Германии: элиту отмыть, общество трансформировать.

[12]
Эванс
А. А. Вторая мировая война / А. А. Эванс, Д. Гиббонс; [пер. с англ. И. А.
Бочкова]. С. 202.

[13] Денацификация в
Западной Германии: элиту отмыть, общество трансформировать. 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы