Другое на тему Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Актуальность темы исследования. Проблема о взаимообусловленности человека и природы не является новой, она обсуждалась во все времена. Но сегодня экологическая проблематика о взаимодействии человека с природой, и воздействия социума на окружающую действительность приобрела остроту и большие масштабы. Ускоренные темпы научно-технического прогресса охарактеризованы нарастающим антропогенным влиянием на природу. При этом многомерно возрос практический потенциал и положительного, и отрицательного влияния современного человека на природную среду. Проявив потребительское отношение к природе, человек нанес ей неисправимый ущерб. Почвенный покров земли, атмосферу и гидросферу загрязнили отходами производства. Загрязняется и околоземное космическое пространство частицами различных разрушающихся космических аппаратов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что осознание учащимися школ экологических проблем является важным аспектом современного времени. Применив систему целенаправленного влияния на личность по формированию чувств гражданского долга и моральной ответственности за состояние природной среды, бережного отношения к окружающей действительности и природным ресурсам − будет являться важнейшей мерой в преодолении экологической проблемы.
Экологическая культура становится сегодня более значимой, является одной из важных проблем человека и социума. Экологическую культуру можно отнести к системе знаний, умений, ценностей и к чувству ответственности за принимаемые решения по отношению к природе. Основные компоненты экологической культуры человека выражены в экологических знаниях, экологическом мышлении, экологически оправданном поведении и в чувстве любви к природе.
Формирование экологической культуры определено экологическим образованием и экологическим воспитанием. Начинать обучение следует с раннего возраста, так как именно в это время приобретаемые знания преобразовываются в устойчивые убеждения. Учащиеся, которые получили определенные экологические знания и представления, уже будут бережливы в своих отношениях к природе. В будущем, возможно, это повлияет на оздоровление экологического состояния в целом.
Проблема экологического воспитания младших школьников занимает важнейшее место в педагогике и требует всеохватного изучения и глубокого рассмотрения и в теоретическом плане, и в плане организации практической деятельности учащихся. Проблематика экологической культуры была рассмотрена Н.Н. Вересовым, С.Н. Глазачевым, Л.И. Греховой, Л.П. Буевой, Н.С. Дежниковой, А.П. Сидельковским, И.Т. Суравегиной, Л.С. Выготским, Э.В. Ильенковым, Г. Селевковым, М.И. Шиловой, Я.И. Габаевым, И.Д. Зверевым, Б.Г. Иоганзеном, Е.Е. Письменной, которыми был разработан принцип экологического образования современной школы. Сущность экологической культуры, ее ведущие признаки и пути формирования были раскрыты учеными педагогами: А.Н. Захлебным, А.П. Сидельковсковым Н.Н. Моисеевой и другими.
Умение школьников правильно относиться к природе является необходимым минимумом знаний по экологии, который предусмотрен в программе по ознакомлению с окружающей действительностью в начальных классах.
В ФГОС начального и основного общего образования неоднократно акцентируется внимание на острой необходимости экологического воспитания для формирования экологической культуры, осознания обучающимися ценности экологически-целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся и, «формирование у них готовности к социальному взаимодействию в отношении улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития экологического благополучия территории страны как в общем аспекте так и региона в частности».
Хорошего результата в воспитании всесторонне развитого ученика можно достичь при правильном соотношении урочных занятий с внеурочной деятельностью. Уроки и внеурочная деятельность должны между собой иметь обязательную связь, дополняться и совершенствоваться.
Строгие рамки уроков и содержательность программ не всегда дают возможность ответить на естественнонаучные вопросы, которые интересуют учеников. Внеурочная работа, направлена на всестороннее развитие младшего школьника, на содействие лучшему освоению изучаемого материала на уроках, а также на развитие интереса к предметам, на самостоятельные умения и желания получать знания.
Степени изученности проблемы формирования экологической культуры на уроках окружающего мира и во внеурочное время в начальной школе. Проблему экологического образования и воспитания исследовали И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Л.П. Симонова и многие другие. Перечисленные авторы раскрывают цели, задачи, условия экологического воспитания.
Содержание, средства, формы и методы формирования экологической культйры младших школьников отразили в своих учениях А.Н. Захлебный, Н.В. Добрецова, А.В. Миронов, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова и другие.
Специфику формирования у учащихся младших классов экологической культуры раскрывали в работах Н.Ф. Виноградова, А.В. Миронов, А.А. Плешаков, Л.П. Симонова, З.А. Клепинин и другие.
Необходимость формирования экологической культуры у учащихся младших классов во внеклассной работе рассматривали в своих трудах В.М. Минаева, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Т.И. Тарасова и др., в которых они отразили традиционные формы и методы экологического воспитания. Сегодня в школах широко применяют инновационные технологии, и благодаря этому значительно расширяются возможности на уроках окружающего мира и во внеклассной работе при воспитании экологической культуры школьников. Но методика внедрения их в практическую деятельность в литературе, по нашему мнению, отражена не должным образом. Следовательно, актуальностью проблемы обусловлен выбор темы нашего исследования: «Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности».
Проблема исследования: каковы методы и формы формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности?
Объектом исследования является процесс формирования экологической культуры младших школьников.
Предмет исследования: внеучебная деятельность являющиеся средством формирования экологической культуры младших школьников.
Цель работы: заключается в разработке, научном обосновании и экспериментальной проверке внеурочной деятельности на формирование экологической культуры обучающихся младшего школьного возраста.
Нами была выдвинута гипотеза – продуктивному формированию экологической культуры учащихся младших классов во внеурочной деятельности будет способствовать:
— приобщение младших школьников к исследовательской и практической деятельности;
— создание игровых и творческих форм работы экологической направленности;
— подготовка дидактических материалов для внеурочной деятельности для реализации экологического воспитания.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «экологическая культура».
2. Определить формы, методы и приемы, формирующие экологическую культуру младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Провести экспериментальную работу по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Экспериментально проверить эффективность внеурочной деятельности и дидактического материала в повышении уровня экологической культуры младших школьников.
Для достижения поставленной цели, решения задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовались следующие методы исследования:
— изучение методического наследия по изучаемой проблеме;
— анализ и обобщение опыта работы школы;
— анкетирование учащихся;
— наблюдение за поведением школьников в природе, за их отношением к ней;
— эксперимент.
Теоретико-методологической базой исследования выступают принципы, идеи, разработанные В.П. Беркутом, В.И. Вернадским, Б.И. Грушиным, С.Д. Дерябо, К.Х. Каландаровым, А.Н. Кочергиным, В.И. Медведевым, Н.Н. Моисеевым, А.А. Плешаков, В.А. Ромашовым, В.И. Толстых, А.К. Уледовым, А.Д. Урсулом, А. Швейцером, В.А. Ясвиным. Теория экологического образования, разработанная И.Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, И.Т. Суравегиной, Л.П. Салеевой, и др. Личностно-творческий аспект направленности деятельности человека (А. Маслоу, К. Роджерс). Теория личностно-ориентированного обучения в процессе формирования экологического сознания личности раскрыта в работах В.В. Серикова, В.И. Лещинского, Н.Н. Моисеева, Н.Ф. Реймерс и др.
В работе проанализирован и систематически рассмотрен материал по проблеме формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Практическое значение определяется, прежде всего, тем, что результаты исследования могут быть использованы в практике школьного воспитания и обучения. А также способствуют совершенствованию учебных программ и технологий профессиональной подготовки учителей.
Фрагмент текста работы:
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников экологической культуры во внеурочной деятельности
2.1. Диагностика уровня сформированности экологической культуры младших школьников
Планирование опытно-экспериментальной работы осуществлялось в соответствии с гипотезой исследования, его основными целями и задачами, а также с учетом особенностей создания образовательной среды школы как средства формирования экологической культуры у младших школьников.
Были определены следующие задачи работы:
выявление уровня сформированности экологической культуры у младших школьников;
разработка оценочных критериев и показателей экологической культуры у младших школьников, позволяющих выявить уровень ее сформированности;
реализация системы заданий для внеклассных занятий, применяемой для развития экологической культуры у младших школьников в условиях образовательной среды при соблюдении комплекса педагогических условий.
Опытно-экспериментальной базой исследования является ______. В исследовании приняли участие 26 учащихся 3 «Б» класса.
В теоретической части нашего исследования была предпринята попытка дать характеристику особенностей воспитания экологической культуры младших школьников в условиях модернизации экологического образования в контексте идей устойчивого развития. В ходе анализа теоретических источников была выявлена необходимость диагностики экологической культуры младшего школьника для разработки на основе результатов исследования уроков окружающий мир с целью развития экологической культуры у учащихся начальной школы.
В результате анализ литературных источников по проблеме исследования позволил нам выявить следующие показатели экологической культуры младших школьников (таблица 1).
Таблица 1
Показатели экологической культуры младших школьников
№ п/п Показатель Характеристика показателя
1 Экологические знания У учащихся ярко выражен интерес к объектам и явлениям природы, отражает информированность личности в области естественнонаучных знаний. Его показателем является объем знаний младших школьников об окружающей природе, о единстве природы и человека, об охране природы.
2 Экологическое отношение У учащихся глубокое осознание норм и правил поведения экологически обоснованного взаимодействия с природой. Проявление
положительного настроя при выполнении действий, направленных на сохранение природных объектов. Сформированность ценностных установок, нравственного отношения по отношению к окружающей среде.
3 Деятельность У учащихся наблюдается активная деятельность, готовность к природоохранной деятельности, умения и навыки разумного природопользования, умение использовать знания на практике
Выделенные показатели позволили дифференцировать испытуемых на три уровня воспитания экологической культуры: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень — сформированы прочные знания о единстве природы, взаимосвязей организмов в природе. Развита потребность в приобретении экологических знаний и навыков. Соблюдают правила поведения в природе, понимают научные и нравственные суждения по экологическим вопросам. Анализируют свое отношение к окружающей среде.
Средний уровень — не в полной мере знают и выполняют правила поведения в природе. Недостаточно развиты потребности в приобретении экологических знаний. Слабо сформированы знания о единстве природы. Не всегда соблюдают правила поведения в природе и понимают научные и нравственные суждения по экологическим вопросам. Стараются анализировать свое отношение к окружающей среде.
Низкий уровень – незнание экологических взаимосвязей организмов. Учащиеся не проявляют инициативу в решении экологических проблем. Не соблюдают правила поведения в природе и не понимают научные и нравственные суждения по экологическим вопросам.
Не анализируют свое отношение к окружающей среде.
С целью диагностики уровня сформированности экологической культуры у младших школьников была проведена диагностика посредством комплексной анкеты по выявлению состояние экологической культуры учащихся авт. Кашлев С.С., Глазачев С.Н.
Результаты анкетирования представлены в таблице 2 и на рис. 2.
Таблица 2
Уровень сформированности экологической культуры у младших школьников на констатирующем этапе исследования
Ученик Количество баллов
Воинков Максим 15
Гаврилин Леонид 17
Ениватов Никикта 25
Жиляев Марк 17
Закорюкина Елизавета 18
Иванова Дарья 16
Казанцева Василиса 21
Колесник Мария 22
Кондрашина Елизавета 20
Куимов Матвей 17
Нехорошков Макар 10
Овечкина Вероника 21
Першина Анастасия 21
Пузачёва Елена 18
Ромашов Лев 9
Рычкова Анна 18
Сираева Анастасия 23
Стахеева Виолетта 14
Суставов Дмитрий 20
Титов Александр 17
Толстикова Вероника 26
Тохириён Сиротулох 18
Хамитов Степан 13
Чернядьев Виталий 15
Чугайнов Василий 14
Яковлев Дмитрий 12
Рис. 1. Уровень сформированности экологической культуры у младших школьников на констатирующем этапе исследования
Таким образом, анализ полученных данных в процессе анкетирования позволил нам сделать выводы об общих уровнях воспитания экологической культуры младших школьников.
Младшие школьники с высоким уровнем развития экологической культуры (31% учащихся) характеризуются наличием глубоких для их возраста знаний о закономерностях развития природы, они хорошо знакомы с особенностями жизни флоры и фауны, а также с проблемами, которые возникают в жизни растений и животных в результате неправильного отношения к ним людей. Средний уровень сформированности экологической культуры был выявлен у 61% учащихся. Для детей характерны фрагментарные экологические знания, иногда они не могут объяснить явления природы. Школьники этого уровня демонстрируют познавательный интерес к явлениям окружающего мира, законам живой и неживой природы, процессам, которые происходят в окружающем мире. Однако в основном это бывает эпизодически и ситуативно обусловлено. Низкий уровень сформированности экологических знаний был выявлен у 8% учащихся. Дети характеризуются частичное владение основами экологических знаний и поверхностное понимание основных законов природы. Познавательный интерес к явлениям окружающего мира у них не актуализирован, лишь иногда они демонстрируют заинтересованность природными явлениями. Однако появление в поле зрения необычных ярких элементов окружающего мира побуждает интерес и усиливает восприятие окружающего мира.
В результате диагностики уровня сформированности экологической культуры младших школьников было выявлено, что среди учащихся преобладает средний уровень сформированности экологической культуры. Проанализировав каждый из показателей воспитания экологической культуры, мы пришли к выводу о необходимости их повышения уровня в целом