По формированию безопасного поведения у дошкольников Другое Педагогика/Психология

Другое на тему Формирование безопасного поведения у дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………….6

1.1.
Понятие «безопасное поведение»……………………………………6

1.2.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности в истории отечественной и
зарубежной литературы………………………………………9

1.3.
Формирование культуры безопасности дошкольников в условиях ФГОС……………………………………………………………………………..12

1.4.
Парциальные программы, методики, технологии воспитания безопасного поведения у
детей дошкольного возраста……………………….15

Вывод
по 1 главе…………………………………………………………………27

ГЛАВА
2. ЭКСПИРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………28

2.1.База
и методы исследования………………………………………………..28

2.2.Методы
оценки и формирования поведения у дошкольников…………..29

ОЦЕНКА
РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………44

3.1.Исходный
уровень знаний и поведения у дошкольников…………………44

3.2.Оценка
эффективности сформированности знаний безопасного поведения у дошкольников………………………………………………………………….52

3.3.Работа
с родителями (полученный результат)…………………………….55

Вывод
по 3 главе…………………………………………………………………57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….59

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….61

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………  

Введение:

 

 

В настоящее время в условиях техногенной революции, развития
экологического неблагополучия, отсутствия у людей навыков правильного поведения
в чрезвычайных условиях, увеличения аварий на промышленном производстве, а
также разрушительных проявлений сил природы, взрастает необходимость воспитания
у дошкольников осознанного отношения к вопросам личной безопасности.

Подобная подготовка должна осуществляться поэтапно, на протяжении всей
жизни человека, начиная с периода дошкольного детства.  Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н.
Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, заключается не только в защите детей,
но и в подготовке их к различным потенциально опасным для жизни ситуациям
посредством обеспечения безопасности жизнедеятельности [4].

Эта задача реализуется в контексте образовательной области
социально-коммуникативного развития дошкольников определенного ФГОС ДО [58].
Содержание деятельности, направленной на создание условий безопасности
жизнедеятельности, представлено в программе дошкольного образования, которая
ставит задачу сформировать социальный опыт, личностные качества ребёнка на
основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и
игровых ситуациях. В рамках решения данной задачи у детей дошкольного возраста
формируются представления о значимости безопасного поведения для охраны жизни и
здоровья: правилах дорожного движения; безопасного поведения дома, на улице, в
общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях; пожарной
безопасности; общения с незнакомыми людьми на улице и др.

В настоящее время в детских садах реализуются различные программы
развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь педагогам решить
большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в
частности, проблему формирования безопасности у детей дошкольного возраста. Эта
проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для
выбора данной темы.

Цель – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические
условия, обеспечивающие формирование опыта безопасного поведения у детей
дошкольного возраста.

Объект – педагогический процесс формирования опыта безопасного поведения детей в
окружающем мире.

Предмет – опыт безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: Формирование опыта безопасного поведения детей дошкольного
возраста возможно при соблюдении следующих педагогических условий:

— отборе доступного детям содержания знаний и умений безопасного
поведения и установлении последовательности его освоения;

— применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования
знаний и умений как основы опыта безопасного поведения, при активной позиции
ребенка.

Задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание понятия «безопасного поведения детей»
на основе анализа психологической и педагогической литературы.

2. Изучить методы формирования безопасного поведения дошкольников.

3. Проанализировать программы по безопасному поведению дошкольников.

3. Экспериментально проверить педагогические условия формирования опыта
безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы
использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования:
анализ психолого-педагогической литературы; разработка и проведение
констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента; осуществление
качественного и статистического анализа полученных данных.

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Период дошкольного возраста является наиболее сензитивным для проведения
работы по формированию у ребенка основ безопасности жизнедеятельности. Особенно
эффективно развивать у детей предпосылки для формирования основ безопасного
поведения в период старшего дошкольного возраста — именно в этом возрасте у
детей происходит интенсивное интеллектуальное развитие, происходит расширение
знаний и представлений об окружающем мире, развивается самосознание.

Дети дошкольного возраста в силу возрастных особенностей еще не обладают
ни физическими, ни интеллектуальными возможностями, которые бы позволили
оценить потенциально опасную ситуацию, а также избежать либо преодолеть
последствия попадания в критические ситуации.

О наличии у ребенка дошкольного возраста культуры
безопасности жизнедеятельности свидетельствует наличие сформированных и
осознанных знаний и представлений о безопасности жизнедеятельности; наличие
мотивации к охране собственной жизни и здоровья, а также жизни и здоровья
окружающих; наличие уверенности в собственных силах; наличие опыта по
выполнению правил безопасного поведения в бытовом аспекте.

Анализ комплексных программ
воспитания дошкольников свидетельствует о том, что авторы программ большое
внимание уделяют формированию представлений детей о безопасности
жизнедеятельности
. В программах реализуется образовательная
область
«Безопасность», уделяющая отдельное внимание приобщению
дошкольников к правилам безопасного поведения.

Задачами
по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей является:
формирование представлений об источниках опасности в быту, на улице, в природе,
о способах безопасного поведения; формирование представлений о разных видах
опасных ситуаций (природных, бытовых, социальных); о разных способах
безопасного поведения, включая трудовую, продуктивную, двигательную и другие
виды деятельности; формирование первоначальных представлений относительно
источников опасности для окружающей природы ситуаций (лесные пожары, и т.д.);
обучение детей способам безопасного поведения в условиях современной
информационной среды; формирование предпосылок экологического сознания.

С
целью выявления уровня знаний по основам безопасного поведения было проведено
диагностическое обследование детей дошкольного возраста общим количественным
составом 12 человек и их родителями. Деятельность с детьми включала
использование следующих форм работы: игровые обучающие ситуации, ситуации
правильного и неправильного поведения на улице и дороге, беседы, лекции,
наблюдения, чтение литературы по дорожной тематике, викторины, практические
задания,  игры, моделирование ситуаций. Проведенная
работа по формированию безопасного поведения у детей дошкольного возраста с
учетом педагогических условий, позволила повысить знания безопасного поведения
по всем областям — прирост показателей высокого уровня составил 8,3%, среднего
— 8,4% и низкий уровень снизился на 16,7%.

В
целом, проведённое исследование показало, что у детей значительно повысилась
осведомлённость в вопросах, касающихся безопасности жизнедеятельности, дети
начали применять свои знания в реальной ситуации более осмысленно, тогда как в
начале эксперимента многие ребята применяли знания неосознанно и иногда не
могли объяснить, почему они так поступили. Работа над проектом дала хорошие
результаты, поэтому будет целесообразно продолжить работу в данном направлении.

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1. Понятие «безопасное поведение»

 

Формирование и развитие навыков безопасного поведения детей представляет
собой работу, направленную на выработку у детей умений правильно вести себя в
опасных для жизни ситуациях. На практике владение детьми дошкольного возраста
навыками безопасного поведения обеспечивает гарантию развития у них навыков
самоконтроля и осознание детьми самого смысла безопасного поведения.

С рождения дети проявляют активность при взаимодействии с окружающим
предметным миром, достаточно любознательны, что может стать небезопасным для
ребенка. При обучении детей основам безопасного поведения родители зачастую
налагают ряд запретов либо предоставляют детям порой недоступные для их
восприятия наставления. Это приводит к тому, что наличие множества санкций и
запретов только способствует формированию у ребенка потребности их нарушить [3,8].

Для понимания особенностей формирования основ безопасного поведения
следует обратиться к определению "безопасности" жизнедеятельности.
Научная литература изобилует множеством понятий, описывающий безопасность. В
течение длительного периода времени термин "безопасность" не
выделялся в качестве самостоятельного, а лишь употреблялся в контексте общих
понятий медицины, экологии, других естественных наук. Постепенно, в связи с
прогрессивным техническим развитием, вопросы рассмотрения дефиниции
"безопасность" становятся более актуальными.

В словаре С.И. Ожегова "безопасность" рассматривается в
качестве состояния, при котором есть защита от опасности, что свидетельствует о
том, что термин "безопасность" напрямую взаимосвязан исключительно с
потенциальными жертвами опасности [48, с. 15].

Педагогика под безопасностью предполагает состояние защищенности жизненно
важных интересов личности, общества, и т.д. от потенциально и реально
существующих угроз [55, с. 19].

В рамках психологии безопасность интерпретируется как состояние человека
либо характеристика соответствующей обстановки, достаточно комфортной для
человека, и предполагающей свободное выражение человеком собственных мыслей и
действий [54, с. 56].

Дети дошкольного возраста в силу возрастных особенностей еще не обладают
ни физическими, ни интеллектуальными возможностями, которые бы позволили
оценить потенциально опасную ситуацию, а также избежать либо преодолеть
последствия попадания в критические ситуации, однако при этом они отличаются
особенной восприимчивостью к усвоению нового опыта.

Вся жизнь человека связана с безопасностью, в связи с чем ведущей целью в
формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста заключается
в подготовке ребенка к безопасной жизни в окружающей среде – природной,
техногенной и социальной.

В определении понятия «безопасность» можно выделить
базовые элементы:

– безопасность часто рассматривается как способность
объекта, явления, процесса сохранить свою основную характеристику и сущность в
условиях целенаправленного, разрушающего воздействия извне или в самом объекте,
явлении, процессе;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы