Финансовая аналитика Другое Экономические науки

Другое на тему Эволюция подходов экономической теории к пониманию сущности неналоговых платежей в финансовой системе государства

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

  

Введение:

 

Несмотря на то, что большинство неналоговых платежей имеет
сравнительно небольшой удельный вес в доходах бюджета, порядок их исчисления и взимания
имеет важное значение для организации контроля за использованием отдельных видов
имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определенных действий,
правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение
предприятий и организаций.

Когда не хватает налоговых платежей, муниципальные образования
пытаются повысить собственные доходы бюджетов за счет неналоговых доходов, в частности
за счет эффективного управления муниципальным имуществом. В связи с этим, тема исследования
работы является весьма актуальной и представляет значительный интерес. Неналоговый платёж — это обязательный платёж, который не
входит тем не менее в налоговую систему государства и установлен не налоговым, а
иным законодательством. К неналоговым платежам относятся:

¾ взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные
фонды,

¾ патентные пошлины,

¾ сбор за регистрацию предприятия,

¾ экологические платежи за загрязнение окружающей среды,

¾ сбор на воспроизводство, охрану и защиту лесов,

¾ платежи за выдачу лицензий, отчисления во внебюджетные
отраслевые фонды,

¾ сбор за регистрацию средства массовой информации,

¾ плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным
дорогам,

¾ обязательные отчисления предприятий, организаций и физических
лиц для выполнения возложенных на пожарную охрану задач и т. д.

Целью
исследования является изучение экономической и финансовой истории неналоговых платежей
и из современное состояние.

Задачи:

¾ раскрыть экономическую сущность неналоговых платежей;

¾ исследовать российский и зарубежный опыт неналоговых платежей.

Предметом
исследования являются процессы развития неналоговых платежей.

Объектом исследования являются неналоговые платежи.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема неналоговых платежей не только в том, что они
рассеяны по нормативным актам, принимаются зачастую подзаконными актами и т.д.,
но и в том, что они бесконтрольно устанавливаются на всех уровнях власти. И если
включить в НК РФ отдельные платежи, оставив все остальные как есть и не вводя жестких
правил для них, то ситуация лучше не станет.

В правовой сфере общества все больше затрагивается вопрос
относительно существования неналоговых платежей. В определенной степени не последнюю
роль в данном вопросе играет их влияние на экономически продуктивную выгоду со стороны
государства. В Российской Федерации перечень неналоговых платежей на данный момент
лишь переживает этап свое существенного формирования, то есть это направление в
фискальной политике государства стало развиваться лишь недавно, но перспектива воздействия
на все государства, а также на прогнозируемые возможности вызывает все больший интерес
со стороны законодателя.

Неналоговые платежи – это обязательные сборы, дающие право
на использование определенными благами. Основываясь, на Налоговом Кодексе Российской
Федерации соприкоснулись проблемой понимания и разграничения с налогами, однако
стоит отметить, что неналоговые выплаты в первую очередь характеризуются своей возмездностью,
то есть устанавливает равноправные отношения между государством и обществом, тем
самым выгоду от этих взаимоотношений получат все участники процесса, что характеризует
эти связи как определенную сделку в гражданском правовом поле.

В соответствии с польским опытом важную (хотя и недооцененную)
роль в иерархии публичных доходов играют также неналоговые платежи, которые выделяются
как отдельные средства в бюджетах и отчетах об исполнении бюджета. В гминах ими
являются, например, торговой сбор, оплата за место на рынке, государственная пошлина,
оплата за пользование возможностью продажи алкогольных напитков; в самоуправляемых
воеводствах – оплата за передачу недвижимости в постоянное (бессрочное) управление,
выдачу лицензий на продажу алкоголя.

Платежи имеют некоторые постоянные черты, отличающие их
от других доходов бюджета. В науке финансового права доходы бюджета распределяются
многими способами в зависимости от принятых критериев. Выделяются, например, исполнения
по денежному и не денежному обязательствам, принудительные и добровольные, платные
и бесплатные, общие и индивидуальные, публично-правовые и частноправовые, возвратные
и безвозвратные и др.

Таким образом, обязательная плата позволяет различать платежи от бесплатных
исполнений (например, налогов, дарений). Другие доходы бюджетов публично-правовых
субъектов также характеризуются обязательной платой, например, поступления от продажи
имущества (цены), наемных и арендных плат, облигаций. В связи с этим следует установить
характерные черты, различающие платежи.

 

Фрагмент текста работы:

 

В
условиях экономического кризиса вопросы систематизации неналоговых доходов приобретают
большую значимость. В виду многообразия неналоговых доходов многие научные деятели
ограничиваются только перечнем, содержащимся в бюджетном законодательстве. Однако
указанный перечень регулярно подвергается корректировке, что создает определенную
сложность в осуществлении систематизации неналоговых доходов федерального бюджета.

На
современном этапе возникает необходимость разработки научно обоснованной классификации
правовых норм, которая позволит четко установить место всех видов юридических норм
в системе действующего законодательства, устанавливающих правовой механизм регулирования
общественных отношений с обозначением границ и возможностей воздействия права на
правоприменительную деятельность государственных органов.

В
научной литературе осуществлялись попытки провести систематизации неналоговых доходов
федерального бюджета.

По
предложению А.Р. Батяева неналоговые доходы необходимо разделить на две группы:
публично-правовые и частноправовые. Однако в данной дифференциации не обнаруживается
четкого разграничения между данными группами[1].

Другие
авторы проводят разделение доходов государства на налоговые и неналоговые, в основе
которого лежит принцип индивидуальной возмездности. Подобная дифференциации не представляется
вполне объективной поскольку признак индивидуальной возмездности не во всех налогах
имеет безусловных характер (к примеру, водный налог – гл. 25:2 НК РФ и налог на
добычу полезных ископаемых – гл. 26 НК РФ[2]).

Третьи
авторы, проводя классификацию вовсе смешивают налоговые и неналоговые платежи, вкладывая
в основу характер правоотношений, в результате которых получены средства[3]:

¾
гражданско-правовые отношения (передача имущества
под залог; разного вида аренды; временное пользование имуществом; дивиденды по акциям
и т.п.);

¾
бюджетные отношения (пользование бюджетными
средствами на возвратной и платной основе);

¾
административные отношения (применение мер
административной ответственности – штрафы, конфискации);

¾
налоговые отношения налоги и сборы, а также
пени в соответствии с налоговым законодательством;

¾
уголовные отношения (применение мер уголовной
ответственности — штрафы, конфискации).

Но
все же, в приведенных выше классификациях не учитываются ряд вопросов, таких как:

1)
к какому виду доходов следует отнести налоговые штрафы и пени;

2)
являются ли доходами средства от продажи имущества;

3)
правомерность отнесения платы за пользование бюджетными средствами к доходам, возникающим
в результате реализации бюджетных отношений.

В
нынешнем витке своего развития, финансовая система России не содержит ограничений
установления того или иного неналогового платежа в отличие от налоговых, закрепление
которых в силу конституционной предпосылки возможно только путем принятия закона.
Следовательно, основным критерием отнесения платежей к определенной группе неналоговых
доходов бюджета выступает источник их поступления.

Таким образом, подводя итог
вышеизложенных неналоговых доходов федерального бюджета, можно предложить следующую
обобщенную классификацию: [1] Гуляев И. А. Неналоговые доходы: вопросы
терминологии // Правовое регулирование: теория и практика. – 2018. — №1. – С. 169-174 [2] "Налоговый кодекс Российской Федерации
(часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 08.06.2020) [3] Караев Р.Ш., Арутюнян Г.А., Полякова
Э.И. Современные проблемы управления государственными финансами и пути их решения
// Вестник СевКавГТИ. 2016. №4 (27). С. 30-33.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы